Святой благоверный князь Александр Невский

07.09.2015
Понедельник


Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженнее Александре: яви бо тя Христос яко некое божественное сокровище российстей земли, новаго чудотворца, преславна и богоприятна. И днесь сошедшееся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующееся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений: Егоже моли спасти град сей, и державе сродник твоих богоугодней бытии, и сыновом российским спастися

(Тропарь, глас 4)


Яко звезду тя пресветлую почитаем, от востока возсиявшую, и на запад пришедшую: всю бо страну сию чудесы и добротою обогащаеши, и просвещаеши верою чтущыя память твою, Александре блаженнее. Сего ради днесь празднуем твое успение, людие твои сущии: моли спасти отечество твое, и вся притекающыя к рацее мощей твоих, и верно вопиющыя ти: радуйся граду нашему утверждение

(Кондак, глас 8)


Дорогие братья и сестры!


30 августа (12 сентября) Святая Русская Православная Церковь отмечает день перенесения мощей великого благоверного князя Александра Ярославовича Невского, который сыграл в истории нашего любезного Отечества выдающуюся роль не только как не знающий поражений мудрый правитель, но и как добрый христианин, посвятивший свою жизнь служению Богу и ближним. Встреча со святым князем оказывала на людей глубокое впечатление: его духовная и физическая сила, мудрость и рассудительность, телесная красота, смиренный облик поражали современников.


Немецкий рыцарь вспоминает: «я прошел многие страны, видел много людей, но ни среди царей, ни среди князей я не встретил ни одного, который мог бы сравняться с князем Александром».


В. Торосов. Александр Невский 


Не раз спасал святой русскую Отчизну от нашествия татаро-монголов, немцев, шведов, литовцев. Где-то силою и доблестью русского оружия, как на берегах Невы или Чудском озере. Где-то мудрой политикой, как в противостоянии с грозными татарами. «Он много потрудился за землю Русскую, и за Новгород, и за Псков, и за все великое княжение живот свой отдавая, и за православную веру», отмечает летописец.


Как бы тяжело не приходилось великому князю, он во всем уповал на Бога и думал о вверенном ему в управление народе. Будучи мудрым правителем, святой призывал:  «от Бога получили мы власть над людьми Божиими и в страшный день суда Божия должны будем отдать отчет в пользовании этою властью. Оградив себя страхом Божиим, помня этот день всеобщего воздаяния каждому по делам его, со всею справедливостью производите суды; не смотрите на лица и положения тяжущихся, будьте одинаково внимательны как к богатому, так и к бедному. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите «нещадную» милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию».


М. Нестеров. Александр Невский (фрагмент)



С малых лет князь был приучен не только к физическому, но и к молитвенному труду. При чем он преуспевал в них более, нежели его сверстники. Александра готовили и к делам государственным, в чем примером ему служил его благочестивый отец.


 

Михаил Нестеров. Князь Александр Невский


В то страшное время Руси грозило истребление от беспощадных татар, гибель от лукавых шведов, немцев, литовцев. Используя бедственное состояние нашего Отечества католические ордена шли на нее войной. При этом они прикрывались используемыми и сейчас лозунгами об освобождении русского народа из под ига «тиранов-правителей» и «негодной» веры православной. С этой целью «цивилизованный» Запад уничтожал «варварский» русский народ, разрушали его святые храмы, монастыри, оставляя после себя лишь сожженную землю.


 

Генрих Семирадский. «Князь Александр Невский принимает папских легатов».


Латиняне предпринимали усердные попытки обратить святого князя в свою неправую веру. Хитростью и коварством склоняли его к католичеству. «Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: „Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем“. Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: „От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем“. Они же возвратились восвояси».


В 2008 г. в нашем государстве прошел масштабный проект «имя России», в итоговом голосовании которого Александр Невский занял первое место. В то время в защиту святого выступал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне — святейший Патриарх Московский и всея Руси. Одним из центральных вопросов стала политика святого князя, направленная на примирение с Ордой и военное противостояние Западу. Святейший дал ей следующую характеристику:


 

Шамшин П.М. Александр Невский.


«А почему он не подымает борьбу с Ордой? Да, Орда захватила Русь. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код. А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь — никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает „нет“. Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву».


 

Ф. Москвитин. Александр Невский и Спартак в Орде.


Александр Невский, по словам святейшего, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл „этногенезом“. Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было».


 


В лице благоверного князя Александра Господь явил могущественного, непобедимого защитника православной веры, против которого ничего не могли сделать «демократически» настроенные западные разорители.


«Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней» — пишет член Союза писателей России, видный историк Карпов А.Ю.


Святой Александр Невский героически противостоял западным агрессорам. «Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог», — такими словами ободрял князь свой народ. Затем с ним он направился навстречу врагу, и здесь, на берегу р. Невы, в знаменательный для Руси день блаженной памяти ее просветителя, благоверного князя Владимира (15 июля) произошла битва со шведами (норвежцами, финами), за которую Александр Ярославич получил название «Невский». Войску великого Александра через одного воина было послано видение о том, что святые благоверные Борис и Глеб спешат на лодках на помощь своим православным братьям: «Брат Глеб, сказал Борис, прикажи грести быстрее, поспешим на помощь сроднику нашему Александру Ярославичу». Это были преподобные страстотерпцы, которых молитвенно призывал на помощь благоверный князь.


Святой лично участвовал в битве, рискуя жизнью за други своя. Потери русского войска были небольшими, тогда как шведы «накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша и к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаша в ню бещисла» (общее число погибших шведов измерялось сотнями).


Отметим, что во время Невской битвы князю было около 20 лет. Это был юноша, лицом похожим на Иосифа, умом — на Соломона.


Жестокая битва между возглавляемым князем русским войском и войском Ливонского ордена произошла на Чудском озере. В историографии она известна под названием «Ледовое побоище». Закованные с головы до ног в железные латы, немецкие рыцари двинулись на князя, чтобы раздавить его своею многочисленностью. Но здесь они встретили мужественный отпор. Вместо ожидаемого расстройства или даже бегства врага, они с ужасом увидели, как ряды русских плотнее смыкались, образуя собою как бы живую стену. Благоверный князь Александр, заметив смущение врага, искусно совершил с частью своих полков обходное движение и напал с той стороны, откуда рыцари совершенно не ожидали нападение. Страшный шум от ударов мечей по щитам и шлемам, от треска ломавшихся копий, стоны сраженных и утопавших не давали возможности вождям руководить сражением, отдавать приказания войску. Правильного боя не было. Чувствуя свое поражение, рыцари напрягали все свои силы, чтобы только пробиться через окружавшие их кольцом русские полки и избежать плена. Но и это не удалось. Лед на озере покрылся кровью и во многих местах не выдерживал, проваливался, увлекая за собою и бойцов, и их оружие. До позднего вечера продолжалась битва. Потери рыцарей были большими. От недавно столь грозного и многочисленного войска не осталось почти ничего.


Моляков М. Битва Александра Невского на Чудском озере в 1242 году.


Слух о храбром новгородском князе и о его знаменитых победах достиг до татарского хана. Батый хотел видеть Александра, о котором так много говорили, и потребовал от него немедленно явиться в Орду. Нельзя было ослушаться этого приказания грозного властелина, и благоверный князь поспешил отправиться в далекий путь. Поклонившись ближайшему своему властелину — Ордынскому хану, князь должен был отправиться и на поклон к верховному владыке монголов, в отдаленную его столицу. Он был милостиво принят повелителем. В 1250 г. Александр Ярославич вернулся на Русь. Хан оставил за Александром Ярославичем Киев и Новгород.


Святой князь никогда не щадил своих средств на выкуп пленных, которых массами уводили в Орду. Заботился он и о том, чтобы остававшиеся в плену не лишены были главного утешения — молитвы и богослужения. Вместе с митрополитом Кириллом он выхлопотал у хана разрешение на устройство в столице Орды русской епархии.


«Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, — писал крупнейший историк Русского Зарубежья Г.В. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром».


Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В.Т. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения».


После очередной политической поездки в Орду для защиты Отечества от разорения татарами, благоверный князь спешил возвратиться на родину с вестью о мире. Но утомленный трудностью пути и тревогами, какие пришлось ему испытать, благоверный князь Александр Ярославич на обратном пути из Орды опасно заболел. Перед смертью князь принимает иночество с именем Алексея. Причастившись и простившись с окружающими он предал свою душу Богу, скончавшись в возрасте не достигши 45 лет. «Неодолимый в битвах, изнемог он под бременем великокняжеского венца, который в то тяжелое для Руси время был поистине венцом терновым, требовал постоянного напряжения сил и взамен этого доставлял великому князю лишь огорчения и тревоги».


М. В. Нестеров. Кончина Александра Невского


Выдающийся русский историк Карамзин Н.М. пишет: «Митрополит Кирилл жил тогда во Владимире: сведав о кончине великого Князя, он в собрании духовенства воскликнул: «Солнце отечества закатилось!». Никто не понял сей речи. Митрополит долго безмолвствовал, залился слезами и сказал: «Не стало Александра!». Все оцепенели от ужаса: ибо Невский казался необходимым для государства и по летам своим мог бы жить еще долгое время. Духовенство, бояре, народ в глубокой скорби повторяли одно слово: «погибаем!»… Тело великого князя уже везли в столицу: несмотря на жестокий зимний холод, митрополит, князья, все жители Владимира шли навстречу ко гробу до Боголюбова; не было человека, который бы не плакал и не рыдал; всякому хотелось облобызать мертвого и сказать ему, как живому, чего Россия в нем лишилась.


Что может прибавить суд Историка, в похвалу Александру, к сему простому описанию народной горести, основанному на известиях очевидцев? Добрые Россияне включили Невского в лик своих Ангелов хранителей и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику отечества, разные благоприятные для России случаи: столь потомство верило мнению и чувству современников в рассуждении сего Князя! Имя Святого, ему данное, гораздо выразительнее Великого: ибо Великими называют обыкновенно счастливых; Александр же мог добродетелями своими только облегчать жестокую судьбу России, и подданные, ревностно славя его память, доказали, что народ иногда справедливо ценит достоинства Государей и не всегда полагает их во внешнем блеске Государства. Самые легкомысленные Новогородцы, неохотно уступив Александру некоторые права и вольности, единодушно молили Бога за усопшего Князя, говоря, что «он много потрудился за Новгород и за всю землю Русскую».


«Соблюдение Русской земли, — писал С. Соловьёв, — от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». Александр сделался любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожен». Побеждая везде, он никем не был побеждён».


 

 


Церковное почитание святого князя началось сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».


Святой Александр канонизирован Русской Православной Церковью в лике чудотворцев при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 г. Память (по Юлианскому календарю): 23 ноября и 30 августа (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 г. — лавра) 30 августа 1724 г.).


 


Память о святом благоверном князе Александре Невском живет не только в сердцах воцерковленных людей. Слава Богу, что пример его жизни вдохновляет многих из тех, кто пока еще не познал свет Христовой Истины. По своей кончине святой продолжает проповедовать спасительную веру православную в среде отпавших от Господа сродников. Верим, что житие святого будет всегда вдохновлять русских людей на мужественные поступки во славу Церкви и государства.


Святый благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас!


Трощинский Павел