Убранство храма

Храм производит сильное впечатление своими размерами, прочностью кладки, выдержанностью стиля. Одна длина его (от притвора до стены горнего места) составляет почти 37 метров. Два яруса окон византийского стиля прорезают стены храма почти до свода. Алтарь главного храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери необычайно высок и вместителен. Его восточную сторону образуют три глубоких ниши, через окна которых свет падает тремя параллельными потоками.


Поскольку со времен Алексея Михайловича в храме непременно останавливались государи на пути в Троице-Сергиеву обитель, в юго-западной и северо-восточной частях храма были устроены небольшие помещения, которые являлись молельнями царя (направо) и царицы (налево). Все эти постройки сохранились доныне. Помещения имели самостоятельный вход с «гульбища» и окна, обращенные внутрь храма.

Часть царской молельни занимала круглая печь работы отечественных мастеров XVII века, украшенная великолепными изразцами цветной поливы. Печь прекрасно сохранилась и до сих пор вызывает восхищение знатоков своими причудливыми узорами. К тому же она представляет собою прототип современного «аносовского» духового отопления. Котельная находилась в подвальном помещении, и печь со своим множеством внутренних ходов, по которым циркулировал горячий воздух, щедро давала тепло. Сохранились до нашего времени и дивной красоты деревянные подсвечники XVII века, расположенные в царской молельне.

Представьте себе небольшую комнату, с прекрасными иконами древнего письма, слабо освещенную разноцветными огоньками лампад и язычками немногих свечей. Перед аналоем с раскрытым молитвословом — коленопреклоненная фигура 18-летнего юноши царя Феодора. На террасе, у входной двери застыли, опершись на алебарды, царские телохранители.

Темная окраска стен и сводов в сочетании с высотой и объемом придает храму строгость и глубину. Главный иконостас относится к середине XVIII в., стенопись — к середине XIX века. Старые иконы в иконостасе записаны новыми образами.

Колокольня 1824 года имеет внутреннее убранство середины XIX века. Шесть круглых столбов трапезы, поддерживающих хоры, украшены медальонами — изображениями пророков и евангелистов. Стены храма украшают картинами из Ветхого и Нового завета, житий прп. Сергия и свт. Николая. На одной картине великому молитвеннику земли Русской является Божия Матерь, на другой подвижник валит кряжистые деревья, окружавшие обитель.

Из старинных икон примечателен образ прп. Алексия, Человека Божия: в рубище и с босыми ногами он воздел молитвенно руки и сподобился увидеть в небесах самого Господа. По версии некоторых ученых, икона была перенесена из древней церкви 1646 года.