Cвятитель Филипп II митрополит Московский

21.01.2017
Суббота


Первопрестольников преемниче,/ столпе Православия, истины поборниче,/ новый исповедниче, святителю Филиппе,/ положивый душу за паству твою,/ темже, яко имея дерзновение ко Христу,/ моли за град же и люди,// чтущия достойно святую память твою.

Тропарь, гл. 8


Православия наставника и истины провозвестника,/ Златоустаго ревнителя,/ Российскаго светильника, Филиппа премудраго восхвалим,/ пищею словес своих разумно чада своя питающа,/ той бо языком хваление пояше,/ устнама же пение вещаше,// яко таинник Божия благодати.

Кондак, гл. 3


Дорогие братья и сестры!


9 (22) января святая Русская Православная Церковь торжественно отмечает память митрополита Филиппа, заплатившего своей жизнью за исповедание Христовой правды.



Если святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, посвятил свою жизнь укреплению московского государства, а святой патриарх Гермоген (Ермоген) — отдал жизнь для защиты государства от иностранных захватчиков (как и первый патриарх Русской Церкви Иов, заточенный в Старицкий монастырь за противодействие самозванцу Лжедмитрию I, потерявши зрение и здоровье), то митрополит Филипп отдал свою жизнь на защиту вверенной ему в управление паствы.


В те страшные годы лишь митрополит Филипп выступил с критикой проводимой внутри государства политики, обличая ее в попрании заповедей Божиих. За это он и поплатился жизнью. И не нашлось тогда в его окружении людей, способных защитить святого от гнусных ложных обвинений и мученической кончины. Подвиг святителя должен укреплять наши малодушные сердца во время испытания веры перед лицом гонений со стороны окружающего мира. Мы не можем стыдиться, бояться исповедовать себя православными христианами, а должны, по примеру святого Филиппа, хотя бы в малом, но защищать Христову правду. И это касается как простого общения с ближним, так и защиты Церкви, ее народа от лютых притеснителей.


Святитель Филипп (Федор Степанович Колычев) родился летом 1507 г. в благочестивой семье. В 1537 г., после трагической гибели близких юному Федору людей в результате дворцовых усобиц, он тайно покидает дом и уходит на Соловки — в самый далекий северный монастырь. При этом он избирает не какой-либо из богатых подмосковных или «заволжских» монастырей, а далекую Соловецкую обитель, дороги к которой проходили через неприступные болота и леса. Здесь он принимает постриг, скрыв от настоятеля свое боярское происхождение. В течение десяти лет простым иноком Филипп несет различные тяжелые послушания. Искреннее благочестие и самоотверженный труд Филиппа заметил игумен и, умирая, избрал его себе в преемники.


В новом сане святой обнаружил редкие административные способности. Он становится строителем монастыря. При нем воздвигнут каменный собор Успения Божией Матери, заложен величественный Преображенский собор. Св. Филипп расширил молочное хозяйство, устроил большой скотный двор, установил правильную порубку леса. Особое изумление вызывали гидротехнические работы, проводимые игуменом. При этом, Филипп не оставлял церковных служб и попечения о спасении душ вверенной ему пастве, поддержании доброй нравственности в крестьянах. За 18 лет игуменства он преобразил весь Соловецкий архипелаг: построил сеть дорог, осушил болота, вырыл более ста озер, соединив их между собой каналами и плотинами.



Филипп несколько раз приезжал в Москву для участия в церковных соборах и по нуждам монастыря. Он сам и его деятельность не могли остаться не замеченными царем. В 1566 г. Иван Грозный прислал Филиппу грамоту с приглашением в Москву для «духовного совета». Царь хотел найти в Филиппе верного сподвижника, духовника и советника. Известный своей святой жизнью Соловецкий игумен, по мнению Грозного, должен был укротить нечестие и злобу Боярской думы. В лице Филиппа царь видел нового первосвятителя Русской Церкви. Узнав о намерении царя, Филипп принял решение отказаться. Но собор русских иерархов уговаривает Филиппа, и он также смиренно, как когда-то принял игуменство, принимает в управление Русскую Церковь. Однако с одним условием:
«Повинуюсь твоей воле; но умири же совесть мою: да не будет Опричнины! да будет только единая Россия! ибо всякое разделенное Царство, по глаголу Всевышняго, запустеет. Не могу благословлять тебя искренно, видя скорбь отечества».

Однако, условие Филиппа уничтожить опричнину, царь не принял. Он постарался доказать новому митрополиту ее необходимость и договорился с ним, что Филипп не будет вмешиваться в дела государственного управления. В то же время Иван оставил за митрополитом право советовать ему, как и «прежние митрополиты советовали его отцу и деду». Всего лишь полтора года после избрания Филиппа митрополитом в Москве не было слышно о казнях. Весной 1568 г. кровь вновь полилась рекой. Многих казнили без суда и следствия. Митрополит Филипп не мог больше молчать при виде стольких злодейств и страданий. Первые его беседы с царем происходили наедине. Святитель также писал царю, призывая его опомниться и прекратить кровопролитие.


Убедившись, что царь не внимает его призывам, митрополит решается всенародно обличить Ивана. Это произошло во время воскресного богослужения в Успенском соборе Кремля. Карамзин Н.М. так описывает произошедшее:
«Митрополит Филипп стоял в церкви на своем месте: Иоанн приблизился к нему и ждал благословения. Митрополит смотрел на образ Спасителя, не говоря ни слова. Наконец Бояре сказали: «Святый Владыко! се Государь: благослови его!» Тут, взглянув на Иоанна, Филипп ответствовал: «В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю Царя Православного; не узнаю и в делах Царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь Христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого!».


От такого обличения царь пришел в ярость и, угрожая, велел Филиппу замолчать, на что тот ответил: «Государь! Не думаешь ли, что боюсь я смерти? Лучше умереть невинным мучеником, чем в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония. Я не посылал ни просьб, ни ходатаев, чтобы получить сан святительский. Ты сам лишил меня моей пустыни». С этими словами митрополит снял митрополичью мантию, но Грозный остановил его, заявив, что Филиппу следует прежде дождаться суда над собой. Иван без труда нашел недоброжелателей, которые в угоду царю лжесвидетельствовали на Филиппа. Его обвинили в порочной жизни, колдовстве и государственном заговоре. В ответ святитель лишь говорил:
««Государь, Великий Князь! Ты думаешь, что я боюся тебя или смерти: нет! Достигнув глубокой старости беспорочно, не знав в пустынной жизни ни мятежных страстей, ни козней мирских, желаю так и предать дух свой Всевышнему, моему и твоему Господу. Лучше умереть невинным мучеником, нежели в сане Митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония сего несчастного времени. Твори, что тебе угодно. Се жезл Пастырский; се белый клобук и мантия, коими ты хотел возвеличить меня. А вы, Святители, Архимандриты, Игумены и все служители олтарей! Пасите верно стадо Христово; готовьтеся дать отчет и страшитеся Небесного Царя еще более, нежели земного».


Святитель был осужден на извержение из сана и заточение в монастыре. Ни приговор собора, ни мотивы его не сохранились.

Лишь в одном Филипп мог найти себе утешение — в любви к нему простого народа. От ворот Никольского монастыря, места его заточения, не отходила народная толпа. Тогда Иван приказал увезти Филиппа из Москвы в Тверской Отрочь монастырь. При этом был замучен практически весь род Колочевых.

Между тем над Русью продолжала бушевать гроза. Теперь уже никто не смел прекословить царю. Иоанн Шанхайский в работе «Происхождение закона о престолонаследии в России» (1925 г.), за написание которой он сел в день памяти св. Филиппа, митрополита Московского, отмечает:


«В поисках измены царь опустошал целые города (Новгород). Никто не мог быть уверенным, что завтра его не постигнет царский гнев. …Государство было разделено на опричнину — собственно царская область, населенная особо преданными, как ему казалось, слугами-опричниками, и земщину — все остальное государство, управлявшееся обычным порядком, через бояр. Опричники грабили земщину, клеветали царю и производили расправы, иногда с необычайной жестокостью. Бывало, что казнь производил сам Иоанн. Все ужасались, но молчали, а в песнях, в которых вспоминается это время, народ даже отчасти становится на сторону царя и как бы считает, что на самом деле Грозный царь лишь выводил измену и лихих людей. Ревностный первосвятитель Русской Церкви святой митрополит Филипп не вытерпел того, что творилось, и громко обличил царя. Но Иоанн не внял голосу святителя и на него самого воздвиг гонение; святой Филипп безропотно отправился в ссылку и предпочел получить мученический венец, чем вызвать возмущение против царской власти».

В один из походов царь Иоанн, проезжая мимо Твери, послал к митрополиту Малюту Скуратова. На его просьбу благословить царя и его начинания, Филипп стал обличать царские беззакония, чем вызвал гнев Малюты. Он набросился на святого старца и задушил его:
«…но, желая скрыть убийство, объявил Игумену и братии, что Филипп умер от несносного жара в его келии. Устрашенные Иноки вырыли могилу за олтарем и в присутствии убийцы погребли сего великого иерарха Церкви Российской, украшенного венцем Мученика и славы: ибо умереть за добродетель есть верх человеческой добродетели, и ни новая, ни древняя История не представляют нам Героя знаменитейшего».


Так свято закончил свою жизнь митрополит Филипп. Не только власть виновата в происшедшем злодеянии? Отвечая на этот вопрос историк Федотов Г.П. пишет:
«Но был еще один виновный, и наказание его было тяжко. Весь русский народ был не только жертвой царя Ивана, но и соучастником его преступлений. Один из древних историков смуты видел общую народную вину в безумном молчании перед царем. Но молчанием не ограничивалось потворство злу. Всеобщая деморализация была последствием опричного режима. На ложных доносах люди строили свое благополучие, обогащаясь имуществом казненных и опальных…»
(Г. П. Федотов, Собрание сочинений в 12 т. Т. 3: Святой Филипп, митрополит Московский. Приложение: Житие и подвиги Филиппа, митрополита Московского всея России / Сост., примеч., перевод С. С. Бычков. М.: Мартис, 2000. С.95).



В завершении статьи порекомендуем к посещению находящегося в Мещанской слободе (рядом с метро Проспект Мира: ул. Гиляровского, 35) красивейшего храма в честь св. Филиппа, воздвигнутого на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей святого при перенесении их из Соловецкого монастыря в Москву. Также можно посмотреть исторический фильм Павла Лунгина «Царь», повествующего о взаимоотношениях Иоанна Грозного с митрополитом Филиппом. Ну и конечно следует поклониться мощам святого в Успенском соборе Московского Кремля.

 

Святителю отче наш Филиппе, моли Бога о нас!


Трощинский Павел