Святитель Алексий, митрополит Московский

25.05.2017
Четверг


 Дорогие братья и сестры!


В сонме московских святителей, память которых Русская Церковь отмечает 5 (18) октября, особое место занимает святитель Алексей, при святом крещении нареченный именем Елевферий.



Московские святители своей жизнью явили пример истинного христианства, проявляя неустанное попечение о церковном и государственном устроении. Власть, которой по роду своего служения они обладали, послужила им не в осуждение, а в прославление: они заботились не о своих интересах, а о вечном спасении вверенной им паствы. Бремя огромной ответственности за судьбу Родины не только не сломило их, а наоборот, мобилизовало на борьбу за правду Христову.



Духовный писатель и историк Русской Церкви А. Н. Муравьев писал: «Величественно лицо святителя Алексия, в сонме прославленных иерархов наших Петра, Ионы и Филиппа, по церковной и государственной важности его деяний; так светло сияет лик его, из глубины XIV века, рука об руку со смиренным лицом преподобного Сергия, осеняя своим духовным союзом царствующий град. Если святитель Петр положил основание его величию перенесением своей кафедры в новую столицу всея Руси и прозрел ее будущую славу, …то святитель Алексий довершил благое начало, упрочив за славным внуком Иоанновым княжение Московское, ибо он был опекуном его детства, умиротворителем князей и священным щитом их от насилия Орды» (Предисловие к Житию святителя Алексея, митрополита Киевского и всей Руси чудотворца).



Святитель Алексий, митрополит Московский (празднование святому 12/25 февраля, 20 мая/2 июня — обретение мощей, 5/18 октября), неустанно заботился об усмирении распрей, терзавших русских князей и народ. Святому неоднократно приходилось ездить в Золотую Орду с ходатайством о защите Руси от истребляющих все на своем пути татарских набегов. Московскому княжеству и святителю лично противостояло крепкое Литовское княжество во главе с воинствующим князем Ольгердом, Тевтонский орден и Польша. Усиливавшиеся Тверское и Суздальское княжества также не давали покоя Москве.


Иными словами, время служения святого отличалось особой сложностью и драматичностью происходящих событий, сменяющих друг друга с каледоскопической скоростью. Было место всему: молитвенному подвигу, чудотворениям, политике, конфликтам, войнам. Нередко жизнь святителя подвергалась смертельной опасности со стороны недоброжелателей укрепляющегося государства российского и Христовой Церкви. В лице святого мы видим не только образец монашеской подвижнической жизни, но и верного Отечеству дипломата, труженика на благо своего государства и народа.


В тяжелых политических условиях святой Алексий принимает на себя управление Церковью. Святитель становится защитником державы, покровителем правящей династии. Ему удавалось умело сочетать церковное и государственное служение. Его святость освящала все московское княжество, а полученные от Бога дары приносились на пользу не только конкретному человеку, но и всему государству, обществу. Известна история с ослепшей княжной Тайдулой: татарский хан Джанибек обратился с просьбой об ее исцелении. Отказать в ее исполнении значило вынести смертный приговор московскому княжеству. Джанибек так говорил князю Димитрию Иоанновичу: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».

Святой на это ответил: «Прошение и дело превышает меру сил моих, но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры».


По молитвам святителя женщина была исцелена. Свершившееся чудо уберегло русский народ от гибели, а московскую землю от разорения. И в последующем митрополит Алексий умело выстраивал дипломатические отношения с Ордой, благодаря его политики московское княжество продолжало укрепляться.



Отметим следующее обстоятельство: княжна Тайдула не простая фигура в судьбе Москвы. Ее слепота, а затем чудесное исцеление, вне всяких сомнений, произошли по особому Промыслу Божиему. Существует даже предание, согласно которому по своему происхождению княжна была русской, взятой в плен после разорения татарами рязанской губернии и подаренной хану. Исцеление Тайдулы произошло 6 сентября 1357 г., в Михайлов день, когда Православная церковь вспоминает чудо Архистратига Божия Михаила в Хонех (в Колоссах). В память чуда, совершившегося над ордынской царицей, Алексий решил построить на пожалованном ордынской царицей посольском участке земли в Кремле святую обитель, которую впоследствии назовут Чудов монастырь.


Жизнь святого постоянно находилась в опасности, но Господь хранил своего служителя. Одна из поездок в Константинополь чуть не стоила митрополиту Алексию жизни: на обратном пути его корабль попал в бурю, святитель чудом уцелел, дав обет выстроить монастырь в честь того праздника, в который он ступит на землю. Во исполнение этого обета святителем Алексием в 1361 г. был сооружен храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, память которого празднуется 16 августа. При храме был основан Новоспасский монастырь, игуменом которого был поставлен ученик Преподобного Сергия — преподобный Андроник. Такова история основания Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1359 г. во время смоленско-московско-литовских военных действий, митрополит Алексий отправившись в Киев, был захвачен Ольгердом, ограблен и заточен. Милостью Божией святителю тогда удалось бежать в Москву.


Не менее важным делом в жизни святого стала его опека над осиротевшим малолетним великим князем Димитрием Иоанновичем. Митрополиту удалось примирить его с претендовавшим на Владимирское княжение князем Димитрием Константиновичем Суздальским посредством династического брака между отпрысками княжеских родов: Димитрием Московским и Евдокией Суздальской, дочерью князя Димитрия Константиновича. Этот политически необходимый брак впоследствии дал Руси двух святых, составивших одну из самых прекрасных многодетных семей в нашей истории. Благодаря мудрым действиям святителя Алексия ордынский хан передал малолетнему Димитрию ярлык на великое княжение.


Святитель Алексий заложил основы русского государства, сформировав из малолетнего Димитрия могучего патриота Руси — князя Димитрия Донского, выигравшего впоследствии Куликовскую битву, ставшим собирателем русских земель, положившим начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем, первым помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. Подвижнические усилия таких делателей земли Русской, какими были святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский и благоверный великий князь Димитрий Донской, сплотили вокруг Москвы большинство русских княжеств. Святитель усмирил противников московского князя, погасил княжеские конфликты.



Святителя Алексея по-праву можно признать выдающимся государственным деятелем, созидателем и защитником земли Русской, дипломатом, реформатором, переводчиком. Его перу принадлежит уникальный перевод текста Нового Завета с греческого на славяно-русский язык. Бесценный труд святителя Алексия являлся образцом для всей дальнейшей справы славяно-русского текста Новозаветных Писаний.


Получивший в дар фотокопию собственноручного перевода святителя Алексия, святой праведный Иоанн Кронштадтский писал:
«Сердечно благодарю Вас за великий и священный дар — Евангелие от Иоанна, Св. Алексием, митрополитом Московским, списанное и воспроизведенное способом фототипии. Дивный памятник трудов великого Святителя, который нашел время заняться этим трудом (переписки) среди многих других святительских занятий. Да воздаст он Вам за этот дар неоцененный!».



После своей кончины святитель был захоронен в основанном им Чудовом монастыре. Вплоть до 1920-х гг. мощи святителя Алексия покоились в Алексиевском храме Чудова монастыря, разрушенного в 1929 г. большевиками. Петру Барановскому, известному архитектору и реставратору древнерусского зодчества, удалось перед сносом храма перевезти мощи святого на телеге в Успенский собор Кремля. По ходатайству святейшего патриарха Алексия I в. октябре 1947 г. мощи святителя были перенесены в Елоховский собор, где они почивают и до настоящего времени.


По молитвам у мощей святителя Алексия со времени их открытия совершались многочисленные чудеса, отмеченные в летописи. В 1522 г., во время нашествия крымского войска хана Мехмед-Гирея, святитель Алексий вместе с другими российскими чудотворцами явился жителям Москвы в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, знаменуя небесное заступничество от врагов.


Святителя Алексия особо почитал патриарх Московский и всея Руси Алексий II: он желал быть погребен в Елоховском соборе, чтобы находиться ближе к мощам своего небесного покровителя. Воля святейшего была исполнена. Напомним, что в 1961 г. протоиерей Алексий Ридигер, будущий патриарх, принял иноческий чин: 3 марта в Троице-Сергиевой лавре был совершен его монашеский постриг с именем в честь святителя Алексия, митрополита Московского.


Отметим и другой интересный факт: 1 марта 2014 г. на встрече с руководством и сотрудниками ГУП «Московский метрополитен» патриарх Кирилл благословил коллектив предприятия иконой митрополита Алексия; при этом святитель Алексий был объявлен небесным покровителем столичного метрополитена.


Завершим наше небольшое повествование цитатой из Православной Энциклопедии:


«Святитель Московский Алексий, всея России чудотворец — Великий Гражданин России, всех более потрудившейся для собирания ее земель, иерарх, вошедший в историю Русской Православной Церкви как Великий печальник земли Русской, „земной ангел и небесный человек“, целитель и чудотворец, государственный деятель и дипломат, писатель и переводчик…».

Что стало бы с русской землей, если бы не труды святителя?! Нас бы могли либо полностью уничтожить либо оставшихся в живых обратить в инославную веру. А это привело бы к полной потери самостоятельности и, как следствие, невозможности создания одного из самых могущественных государств в истории человечества, явившего миру стольких великих святых.


За стойкую веру и любовь к Отечеству жизнь святителя постоянно подвергалась опасности, его ненавидели и преследовали. Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей говорил: «Горе вам, если о вас все говорят хорошо. Эти слова из глубочайшей древности с Божественной силой врываются и в нашу жизнь, и в нашу действительность. И ничего не изменилось со времен святителя Алексия. Как он боролся за духовное единство Руси и подвергался нападкам и угрозам физического уничтожения, так и сегодня все те, кто молится и трудится для духовного сохранения единой Святой Руси, подвергаются тем же нападкам».


Не будем же бояться людей, их мнения и преследований от них. Будем, по примеру святителя, более любить Бога, Его Святую Церковь и родную Отчизну. И Господь сохранит нас, как сохранил Он своего верного служителя — святителя Алексия — для Царствия Небесного.

 

 

 

Величаем тя, святителю отче Алексие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!

Трощинский Павел