Мученики и исповедники Российские (1917-2017)

22.10.2017
Воскресенье

Часть десятая

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник и песнописец

                                            (15 / 28 октября)

 

                       1

     «Святителю отче Афанасие, никтоже тя разлучит от любве Божия, но яко луча Солнца правды во мраце гонений богоборческих над землею Русскою возсиял еси, поношения и раны, заточения и дальняя изгнания и горькия работы Христа ради тридесять лет претерпевая, святых сродников наших воспевая и в помощь призывая, иже пред кончиною твоею купно с Господом явишася тебе, с нимиже и ныне водворяяся взываеши: Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение».

                            (Тропарь святителю Афанасию).

     Святитель Афанасий Ковровский родился в 1887 году и был назван Сергием в честь преподобного Сергия Радонежского. Окончил Владимирскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1912 году был пострижен в монашество. Иеромонах Афанасий преподавал сначала в Полтавской, затем во Владимирской духовной семинарии. В январе 1918 года иеромонах Афанасий вошел в состав членов Священного Собора Русской Православной Церкви. На Соборе иеромонах Афанасий встретился с профессором Б.А. Тураевым, инициатором восстановления в богослужебной практике службы Всем русским святым. Священный Собор постановил восстановить существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти русских святых. Профессор Б.А. Тураев и иеромонах Афанасий приняли на себя труд исправления и дополнения древней службы, составленной иноком Григорием в XVI веке. После кончины профессора Б.А. Тураева в 1920 году вся работа по составлению службы легла на плечи  владыки Афанасия, эту работу он выполнял всю жизнь, вынужденно оставляя её лишь в связи с пребыванием в заключении. В 1920-1921 гг. иеромонах Афанасий – наместник Владимирского Рождество-Богородицкого монастыря с возведением в сан архимандрита. Ему пришлось быть непосредственным свидетелем того, как весь монастырь перешел к ЧК. Получив во святом крещении имя Преподобного Сергия Радонежского, приняв монашеский постриг в стенах Троице-Сергиевой Лавры, Преосвященный Афанасий восприял от «печальника земли Русския» неистощимую любовь к Православной Церкви и Отечеству, и сохранил эту любовь среди многих тяжких страданий за Христа, претерпеваемых от безбожной власти. По слову Апостола, ничто не могло разлучить его от «любве Божия», напротив, сам он привлекал в любовь Божию своих гонителей и соузников, неверующих и отпадших в ереси и расколы. Епископ Афанасий неизменно исповедал свою веру во Христа и верность Православной Церкви. Арестовывался 11 раз, 6 раз был невинно осужден, провел в тюрьмах и лагерях около 22 лет, в ссылках – около 7 лет. Он был в Соловецких, Беломоро-Балтийских, Каргопольских, Мариинских (Сибирь) , Темниковских (Мордовия) лагерях; в ссылках – в Зырянском, Туруханском краях и в Омской области. Нередко смерть, казалось, была неизбежна, но Господь восхотел сохранить  Своего угодника. Преосвященный Афанасий никогда не переставал хвалить и благодарить Бога за то, что сподобился, по его выражению, «немного»  пострадать за Христа. Освободившись из заключения в марте 1955 г. епископ Афанасий жил на покое в г. Тутаеве Ярославской области, а затем в г. Петушки Владимирской области. С 1956 по 1958 гг. он был председателем Богослужебно — календарной комиссии при Священном Синоде. Кроме даров «страдати за Христа»  и проповедовать слово Божие, Преосвященный Афанасий имел ещё и литургический дар. Литургическая жизнь была воздухом для его души. Во всех обстояниях он не только неизменно стремился к совершению Богослужения, но и фундаментально исследовал дух Богослужебного Устава, результатом чего стал труд «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». За этот труд он был представлен к степени магистра богословия, но, по смирению, отказался от неё, как отказался и от звания архиепископа. Немедленно откликаясь литургически на нужды Церкви и Отечества, епископ Афанасий составил несколько новых молебных песнопений, например, «Об Отечестве», «О сущих в темницах и заточениях», «О прекращении войн и о мире всего мира», «О хотящих по воздуху шествовати»,  «Благодарение о получении милостыни» и другие, отредактировал и дополнил последование молебных пений на дни года и различные потребы, составил годичный круг  величаний и избранных псалмов, молитвословия перед принятием и после принятия пищи и другие последования. Литургическим памятником любви Преосвященного Афанасия к Святой Руси, пламенной молитвой об «исцелении от сокрушения»  и архипастырским призывом к такой любви и молитве явилась служба Всем святым, в земле Российской просиявшим. Также он составил службу Божией Матери «ради иконы Ея Максимовския». Собранные епископом Афанасием службы русским святым легли в основу современного издания Богослужебных Миней, а составленный им «Синодик  храма Всех святых, в Русской земле просиявших», в который вошли около трёх тысяч имён «подвижников благочестия земли нашей… за веру Православную Церковь и за Русь Святую подвизавшихся, архипастырей и пастырей, строителей и правителей ея» с XI по XX век, является литургическим одухотворением Русской истории. По благословению и указаниям епископа Афанасия иконописцем М.Н. Соколовой, в монашестве Иулианией, был создан образ Всех святых, в земле Российстей прсиявших, а также образы Собора святых града Владимира и области его, Собора Радонежских святых, подготовлены лицевые святцы Русских святых. Величие святителя, однако, по-настоящему могли оценить немногие. В последние годы жизни Преосвященный Афанасий восприял ещё и старческое служение, назидая и утешая множество обращавшихся к нему со всех сторон России и из других стран письменно и устно. Глубокое и искреннее смирение сочеталось в нём со строгой аскезой. Милующее сердце епископа Афанасия «было распространено» для всех, не исключая врагов, всех обнимало любовью, всем желало спасения. Последними словами его были: «Молитва всех спасет». Незадолго до блаженной кончины епископа Афанасия, последовавшей 28 октября 1962 года, ему явились святые земли Русской, прославлению которых он посвятил свою жизнь. На Архиерейском Соборе 2000 года епископ Афанасий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. 14 октября 2000 года состоялось торжественное обретение мощей святителя Афанасия, которые 29 октября крестным ходом были перенесены из кладбищенской церкви в собор Рождество-Богородицкого монастыря. Ещё при жизни стяжав благодатные дары прозрения и исцеления, святитель Афанасий ныне стал скорым помощником всем, с верою притекающим к нему в различных нуждах. И ныне каждое православное русское сердце благоговейно повторяет его слова, запечатленные исповедническим подвигом: Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение.  

      Предлагаем вам обзор книг об исповеднике и песнописце Афанасии (Сахарове), имеющихся в фонде нашей Приходской библиотеки.

 

 

2

     

Житие святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника и песнописца: (1887-1962). – М.: Владимирская епархия: Отчий дом, 2000. – 70 с.: ил.

     Краткое житие святителя  проиллюстрировано многочисленными фотографиями. Последняя глава рассказывает о посмертном почитании владыки и чудесах, происходящих по молитвам к нему.

               

   3.-Святитель-Афанасий-(Сахаров)..

     

Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец: К 40-летию со дня преставления  / Авт.-сост. инокиня Сергия (Ежикова). – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. – 367 с.: ил.

     Самое полное жизнеописание владыки Афанасия, изданное в Сергиевом Посаде. Жизненный путь святителя неразрывно был связан с Троице-Сергиевой Лаврой. Жизнеописание составлено на основе опубликованных и архивных материалов. Книга снабжена уникальным справочно-библиографическим аппаратом.

           

          4.-Орехов-Д.-Русские-святые..

     

Орехов Д. Русские святые и подвижники XX  столетия. – СПб.: Невский проспект, 2001.  —  253 с.: ил. – В содерж.: Гл. 9: Владыка Афанасий, исповедник и песнописец. – С. 177-196: ил.

     В XX веке в России просияли великие старцы, мученики, святители и чудотворцы. Книга, посвященная четырнадцати православным подвижникам, открывает перед читателем малоизвестную страницу русской истории и рассказывает о святых, прославленных Русской Церковью в XX веке. Помимо их житий и духовных наставлений, она содержит многочисленные ранее неизвестные факты, позволяющие по-новому взглянуть на этот непростой для русского православия исторический период. Книга вводит нас в благоуханный мир русской святости ушедшего века. Жизнь этих людей, наших современников, явивших в непростое советское время образец возвышенной любви к Богу и ближним, их удивительные подвиги и чудеса – ещё одно свидетельство того, что Святая Соборная и Апостольская Церковь жива, Христос – «вчера, сегодня и во веки Тот же». Одна из глав книги посвящена святителю Афанасию, епископу Ковровскому.                      

          

             5

     

Епископ Афанасий (Сахаров). – М.: Даниловский благовестник; Александров: Свято-Успенский жен.  монастырь,  [1998]. – [14] с.: ил.

     Небольшая книжечка-буклет с основными этапами жизни святителя Афанасия и множеством фотографий.

        

6.-Катышев-Г.И

     

Катышев Г.И. Петушки обетованные. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. – 160 с.: ил.

     Провидение отвело Петушкам в истории особую роль. Здесь в недавние времена гонения на Русскую Православную Церковь обретались необыкновенные люди, которые имели Божий дар прозорливости и чудотворения. Они и сейчас из горнего мира подсказывают нам, как восстановить приток живительных соков от питающих человека духовных корней. Особое место среди этих людей занимает епископ Афанасий (Сахаров). Его не сломали 30 лет тюрем, ссылок и лагерей, он остался верен Богу и Матери Церкви. Своим стоянием за веру святитель Афанасий дал нам великий пример преданности Православию, без которого сейчас возрождение нашего Отечества невозможно. Книга рассказывает о людях, которые оставили нам особые клады, дающие возможность оценить наше прошлое, скорректировать настоящее. Данная книга вводит читателя в мир размышлений о смысле жизни и обретения внутренней опоры. Она знакомит с примерами подвижничества нашего времени, маленьких и больших чудес, помощи тем, кто стремится очистить свою душу и возвысить дух на избранном пути. Адресована она в первую очередь тем, кто ищет дорогу к храму или уже начал спасительное движение по ней.                                    

                        

                   7

     

Соль земли / Сост. С.Фомин на основе материалов из личного архива Е. Апушкиной. –М.: Паломник, 1998. – 335 с., [8] л. ил. – В содерж.: Двое похорон: (В письмах). – С. 252-259.

     «Чадо моё! Мы любим той любовью, которая никогда не изменяется. Ваша любовь – любовь однодневная, наша любовь и сегодня и через тысячу лет  -  всё та же», — эти слова преподобного Нектария Оптинского можно отнести  к каждому, о ком повествует эта книга: епископу Стефану (Никитину), архимандриту Борису (Холчеву), священникам Константину Всехсвятскому и Николаю Голубцову, диакону Михаилу Астрову. Кроме этого, главного, ещё здесь, в земной жизни, их объединяло многое: духовное окормление в Оптиной, на «Маросейке»  -  у о. Алексия и о.Сергия Мечевых, у исповедника епископа  Ковровского Афанасия (Сахарова); наконец, их знакомство друг с другом. Их духовный опыт, наставления, сама их праведная жизнь – всё это для нас, живущих сегодня, является неоценимым духовным сокровищем. Большинство публикуемых материалов печатается по рукописям из архива Елены Владимировны Апушкиной, лично знавшей всех, о ком рассказывается в книге. Здесь публикуется её письмо, рассказывающее о кончине владыки Афанасии, его погребении. Приведены слова о. Иосифа Потапова, ближайшего друга епископа Афанасия, о том, что кончина Владыки была кончиной праведника, и что самые его похороны, совершившиеся без всяких помех и так, что было разрешено всем служить, и встречать и провожать гроб с духовенством на кладбище, — всё это было свидетельством этой праведности.                                      

     В фонде нашей Приходской  библиотеки имеются несколько произведений, написанных самим владыкой Афанасием:

 

8.--О-поминовании-усопших-по-Уставу-Православной-..

     

Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. – СПб.: Сатис, 1995. -234, [4] с.

     Эта книга, глубоко ревнующая о духе Православия, – главный литургический труд святителя Афанасия. Книга составлена на основе журнальных публикаций за рубежом и в России выходит первым изданием.                         

                  

            

 

 

     9

     

Афанасий (Сахаров), еп. «Какое великое утешение – вера наша!»: Избр. письма.  -  М.: ПСТГУ , 2012. – 469 с.: ил.  – (Слово исповедников  XX в.).

     Издание посвящено наследию епископа Афанасия (Сахарова). Сборник включает в себя жизнеописание владыки Афанасия, его знаменитую автобиографическую хронику «Этапы и даты моей жизни» и 126 избранных писем из обширного эпистолярного наследия Владыки. В подборку, хронологически охватывающую почти 40 лет (с 1923 по 1960 г.), вошли письма наиболее важные как в историческом, так и в духовном отношении. Обладающий необыкновенным даром утешения, любвеобильный и заботливый пастырь, владыка Афанасий и в самых тяжелых условиях заключения и ссылок поднимал дух своих чад, наставлял и исцелял душевные раны. Эти письма представляют собой один из самых впечатляющих документов, свидетельствующих об исповедническом  «даже до смерти» пастырском служении русского иерарха в годы гонений.  Письма исполнены особого внутреннего напряжения, любви и скорби. В них ярко предстаёт духовный облик святителя, который своим крайним унижением, тяжкими страданиями и пламенной верой исповедал Христа, подражая крестному подвигу Спасителя.                                                 

     *            *            *

     «Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся… Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном Отечестве вашем и о почитающих вас любовию… Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение».    

     Эти великие слова из службы Всем святым, в земле Русской просиявшим, созданной святителем епископом Афанасием. Теперь в полку Божественном стоит и он сам. Владыка был одним из тех иерархов Русской Православной Церкви, кто не только принял вместе с ней мученический венец в XX веке, не только остался верным её канонам и Святейшему Патриарху Тихону, но и в ужасающих условиях преследований продолжал быть защитником неукоснительного соблюдения церковного устава, а также древних, лучших традиций церковной службы. Главным делом исповеднической жизни владыки было составление и доработка великолепной службы Всем русским святым. Эта жемчужина ещё ждёт своего часа, чтобы засверкать в достойной её славе. Нам остаётся только в сердечной молитве обратиться к  русским святым, и небесные защитники России придут на помощь. Ведь эта помощь сейчас так нужна.

     «Полче Божественный, молитеся ко Господу о земном Отечестве вашем…»

                   (Продолжение следует…)