Православие в Китае
20.11.2013Среда
В середине мая 2013 г. состоялось знаменательное в истории Русской Православной Церкви событие — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с официальным визитом посетил Китайскую Народную Республику (中华人民共和国), проведя ряд важных встреч и переговоров с высшим руководством страны, китайскими верующими и соотечественниками, проживающими в Китае.
В поездке Предстоятеля нашей Церкви сопровождала официальная делегация в составе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды, заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова, помощника председателя ОВЦС протодиакона Владимира Назаркина, руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксова. Кроме них, в состав делегации вошли и многие другие лица, работа которых непосредственно связанна с развитием отношений между Русской Православной Церковью и китайским государством. Серьезную поддержку визиту оказал и российский МИД в лице своих представителей в Китае. Консультативно-переводческую помощь предоставили и российские китаисты, среди которых немало воцерковленных людей.
Визит Патриарха в Китай был осуществлен впервые за всю многовековую историю российско-китайских отношений, что подтверждает его чрезвычайную важность, свидетельствует о высоком уровне доверия между руководством и народами двух наших великих стран.
Делегация посетила основные китайские города: Пекин (北京), Шанхай (上海), Харбин (哈尔滨), где прошли торжественные патриаршие богослужения при большом количестве китайских граждан и наших соотечественников, волею судеб находящихся в КНР.
Так, 12 мая в г. Пекин на территории Посольства Российской Федерации в восстановленном Успенском храме состоялась Божественная литургия, на которую, несмотря на режимность посольской территории, были допущены и китайские граждане, с которыми после службы Патриарх провел теплую беседу. Затем уже 14 мая в Покровском храме г. Харбина Предстоятель совершил литургию при большом количестве китайских верующих, с радостью приветствующих визит Святейшего. А в завершении визита 15 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в прекрасном Кафедральном соборе Божией Матери Споручницы грешных, который, к сожалению, пока еще не используется по своему прямому назначению. За всеми богослужениями особо поминались усопшие архипастыри, пастыри, иноки и миряне Китайской Автономной Православной Церкви. График рабочих визитов Святейшего был насыщен до чрезвычайности.
В течение нескольких дней Патриарх провел встречи не только с верующими, но и с представителями китайской администрации, от которых во многом зависит дальнейшая судьба Православия на китайской земле. Китайцы с большим дружелюбием и интересом встречали делегацию, при этом китайские средства массовой информации всесторонне освящали визит Патриарха в их страну. Именно благодаря новостным сюжетам по центральным китайским каналам простые граждане КНР, для которых религия является чем-то далеким, впервые узнали о Православии (东正教) и о его судьбоносной роли в жизни российского государства. Известно, что китайцы практически не различают основные христианские конфессии, нередко смешивая все в одну «кучу». Визит Святейшего Патриарха в Китай способствовал распространению знаний о Православии в среде простых китайских граждан, повышению интереса не только к далекой для китайца России, но и к её духовным ценностям и культуре.
Во время посещения Патриархом всемирно известных китайских достопримечательностей (Великая китайская стена, Зимний дворец), к делегации подходили простые китайцы с вопросами о Православии и России. Одним из наиболее важных пунктов рабочего визита Святейшего стала встреча в Пекине с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином и директором Государственного управления по делам религий Китайской Народной Республики Ван Цзоанем. Такого уровня приема иностранные гости удостаиваются редко.
Глава китайского государства, обращаясь к Святейшему, отметил: «Вы первый Патриарх, первый высший религиозный лидер России, который посещает нашу страну. Это яркое проявление высокого уровня и особого качества китайско-российских отношений». «Ваш настоящий приезд — это большое историческое событие в двусторонних отношениях России и Китая», — подчеркнул глава КНР.
Си Цзиньпин выразил глубокую благодарность Первосвятителю за слова поддержки и сочувствия, с которыми патриарх Кирилл обратился к нему в послании после тяжелого землетрясения в китайской пров. Сычуань. Председатель КНР выразил надежду на то, что Русская Православная Церковь и Патриарх Кирилл будут играть большую роль в укреплении отношений между двумя странами. В свою очередь Святейший вспомнил, как впервые встретился с молодыми китайцами в своем детстве. «Это были послевоенные времена. Я родился в Ленинграде. Рядом было общежитие, где жили китайские студенты. И мои личные контакты с китайским народом начались давно. Я брал пример с китайских студентов по дисциплинированности». Патриарх также особо отметил, что в нашей стране очень высоко оценивают тот факт, что первый зарубежный визит Си Цзиньпин совершил именно в Россию. «Это свидетельствует об особых отношениях России и Китая, которые сложились в течение последних лет». Патриарх Кирилл также отметил, что Русская Православная Церковь будет придерживаться принципов равенства и невмешательства по отношению к Китаю, а также приложит все усилия, чтобы российско-китайская дружба оставалась постоянной частью культуры России.
Уже после беседы с Председателем КНР, святейший Патриарх Кирилл, на состоявшейся встречи с журналистами сказал важные для двух стран слова: «мы говорили о дружбе между китайским и российским народом. Понятие дружбы складывается из многих факторов. Дружбе содействует взаимовыгодное экономическое сотрудничество, когда обе страны разделяют свои ресурсы, обмениваются своими ресурсами, своими возможностями, торгуют, осуществляют научно-техническое сотрудничество и таким образом каждый получает пользу от этого взаимодействия. Дружбе содействует также политический диалог, достижение согласия по важным мировым проблемам и вопросам двусторонних отношений. Но если на этом поставить точку, то дружбы не получится. Речь будет идти просто о прагматических отношениях. А мы знаем, что дружба это больше, чем прагматические отношения. Дружба там, где задействовано человеческое сердце, где есть искреннее уважение и симпатия. И дружба является силой, которая реально соединяет народы.
Там где подлинная сердечная дружба — там безопасность, там прекрасный фундамент для развития сотрудничества. Церковь занимается человеческим сердцем, и считает своим долгом вносить реальный вклад в укрепление подлинной дружбы между нашими народами. Мы говорили о том, что важно, чтобы каждый из наших народов воспринимал культуру и цивилизацию друг друга как имеющие общие корни и, что самое главное, общие черты. Вот если лозунг «русские и китайцы — друзья навек и никогда — враги» станет частью культуры России и Китая, вот тогда мы достигнем поставленных перед нами задач.
В этой совместной работе значительную роль могут и должны сыграть религиозные организации. Мы говорили в частности и о развитии диалога между Русской Православной Церковью и религиозными организациями Китая. Господин Председатель рассказал о религиозной ситуации в Китае, о роли религиозных организаций в построении общества, которое бы явило пример гармонии и солидарности».
Китай не является для христианства какой-то далекой и загадочной страной. Существует предание, что первая проповедь о Христе прозвучала здесь еще в первом веке из уст апостола Фомы. Основывая свои выводы на изучении требника созданной Фомой древней сирийской церкви из Малабара, работавший в Китае иезуитский миссионер Николя Триго в 1615 г. приписывал происхождение китайского христианства проповеди апостола Фомы. В приводимом Н.Триго тексте упоминалось, что апостол Фома «обратил к истине китайцев и эфиопов», его усилиями «царство Божие пришло в Китай» и что в память о Фоме китайцы «поклоняются священному имени Бога».
Доминиканец Гаспар да Круз, прибывший в Китай в 1556 г., также сообщал со ссылкой на армянского паломника, что армяне располагают свидетельствами, что до своего мученичества в Индии св. Фома побывал в Китае, проповедуя Евангелие. А ровно триста лет назад в Пекине по благословению митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна была основана Русская Духовная миссия. Юбилейная дата совпала с визитом в Китай Святейшего Патриарха Кирилла. Чудесным образом один из великих святых русской Церкви, сыгравший важную роль в судьбе Православия на китайской земле, архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец, происходил из одного рода с митрополитом Иоанном Тобольским и при монашеском постриге получил имя в его честь. Вот так переплелись воедино визит Патриарха Кирилла, память основателя русской духовной миссии митрополита Иоанна Тобольского и Иоанна Шанхайского, частичка мощей которого недавно была привезена настоятелем храма из Америки.
Цель визита Святейшего в Китая заключалась в оказании поддержки проживающим на территории КНР православным верующим, ядром которых являются китайские граждане. При этом Патриарх подчеркивал о соблюдении принципа невмешательства во внутреннюю политику китайского государства, поддержки проводимо им курса, направленного на построение гармоничного общества. Известно, что многие зарубежные церкви, сектанские организации ведут агрессивную политику в отношении китайских граждан и Китая в целом, осуществляя свою деятельность грубо нарушая китайское законодательство. Русская Православная Церковь в лице своего Предстоятеля заверила руководство КНР о соблюдении правовых норм и существующей морали китайского государства при оказании поддержки Китайской Автономной Православной Церкви (中国正教会), в которой не осталось действующих священников-китайцев и епископов (в сентябре 2000 года в г. Харбине скончался настоятель Покровского храма г. Харбина отец Григорий Чжу, единственный православный священник, официально служивший в то время в Китае).
В свою очередь китайские власти выразили готовность поддержать усилия российской стороны по возрождению китайской Церкви и обеспечению в последующем её полноценной деятельности. Известно, что в Китае законодательно запрещена миссионерская деятельность иностранных граждан, но разрешен обмен между китайскими и иностранными религиозными организациями в религиозной сфере. Русская Православная Церковь готова оказать помощь в возрождении Китайской Церкви, однако в этом вопросе требуется и воля китайских властей. Точное количество китайских граждан, исповедующих православие, в настоящее время трудно установить. Несмотря на их небольшое количество, уже сейчас назрела необходимость в рукоположении китайского священника для проведения богослужений в сохраненных, но закрытых храмах Харбина, Шанхая, Пекина, Лабдарина, Урумчи, Кульджи, Шэньяна и др. Для возрождения китайского духовенства в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в настоящее время проводится обучение нескольких китайских семинаристов, которые, возможно в будущем, будут трудиться на ниве китайского Православия. На это обстоятельство особо указал глава Государственного управления КНР по делам религий Ван Цзоань, который поблагодарил Святейшего Патриарха за помощь, оказываемую Русской Православной Церковью в богословском образовании студентов из КНР.
Руководитель также выразил уверенность в том, что визит Святейшего Патриарха Кирилла «станет новым стартом в сотрудничестве России и Китая в религиозной сфере». Митрополитом Иларионом было отмечено, что инициатором диалога Русской Православной Церкви с Государственным управлением Китая по делам религий в 1990-е годы был именно Патриарх Кирилл — в ту пору митрополит Смоленский и Калининградский и председатель ОВЦС — который неоднократно посещал Китай, встречался с должностными лицами страны, добивался разрешения на возрождение деятельности Китайской церкви и в итоге стал первым русским архиереем, совершившим богослужение на территории Китая после почти полувекового перерыва. И сейчас, первое в истории патриаршие богослужение на территории Китая было совершено им же.
Одним из серьезных шагов по развитию китайского Православия стало недавнее воссоздание в соответствии с Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 07.02.2011 на базе московского храма святителя Николая в Голутвине Китайского Патриаршего подворья, настоятелем которого назначен китаист протоиерей Игорь Зуев (первоначально было основано около 100 лет назад в 1913 г., но закрыто в 20-х годах прошлого столетия). Подворье занимается пастырским окормлением как русских прихожан, так и верующих китайцев, проживающих в Москве. Для последних каждую субботу совершается литургия на китайском языке. За субботней всенощной многие молитвы, каноны читаются на китайском языке. Кроме того, для тех китайских граждан, кто искренне интересуется Православием, организуются регулярные встречи со священником. Настоятель формирует приход из китайских православных верующих, проживающих в России и воцерковленных отечественных китаистов, организует совместные встречи и обсуждения актуальных для судьбы Православия в Китае тем. В храме можено помолиться перед иконами почитаемых в Китае православных святых: свт. Иоанна Шанхайского, свщмч. Митрофана Пекинского и Собора китайских мучеников.
Осуществление миссионерской деятельности в Китае представляет значительные сложности из-за разности культур и мировозрения христианского и китайского народов. Сам по себе Китай не просто интересен, он загадочен и непонятен. Китайское государство является одним из самых древних государств мира и насчитывает более чем 5-ти тысячелетнюю историю. Китайцы гордятся и уважают свою историю, с большим почтением относятся к своим императорам и коммунистическим вождям. Китайцы очень патриотичны и любят свою родину. Китайцы живут просто и не богато, довольствуясь тем немногим, что удается заработать в стране с огромным количеством населения и огромной конкуренцией на рынке труда.
Однако главным отличием Китая от России для православного верующего будет состоять в том, что в КНР мы не увидим действующих православных храмов (за редким исключением). Более того, в Китае количество культовых сооружений сведено к самому минимуму. В крупных китайских мегаполисах, в некоторых городах действуют католические храмы, протестантские молитвенные дома, даосские, буддийские кумирни. Но их настолько мало, что они остаются малозаметными в бушующем море городской китайской суеты. Гуляя по улицам Китая, вам в глаза не будут бросаться золоченые купола и вздымающиеся к небу кресты, не будет слышан и колокольный звон. Вместе с тем, в Китае есть целые территории, где повсеместно исповедуется буддизм (Тибетский автономный район), ислам (Синьцзян-уйгурский автономный район). В общей массе китайцы не религиозны, более язычники и даже просто атеисты, они с одинаковым почтением относятся к Конфуцию и к нормам коммунистической морали. Более того, в отношении к религии у китайцев сложилась своя собственная, специфическая позиция, что оказывает сильное влияние на трудности с ее проповедями в Китае.
Христианство, например, в сознании китайцев ассоциируется с прямым вмешательством иностранцев во внутренние дела государства. Ведь европейцы, которые в большинстве случаев ассоциируются у китайцев как носители христианских ценностей, привнесли с собой в Китай не только передовые достижения, но и самым активным образом влияли на политическую ситуацию внутри страны. Кроме известных опиумных войн, Европа силой заставляла Китай подписывать международные договора, по которым Китай ставился в заведомо неравноправное положение. В период так называемой «культурной революции» религиозные объекты подверглись повсеместному уничтожению, а официальная коммунистическая идеология была признана единственно верной и главенствующей. Китайские власти стараются самым жестким образом контролировать любое проникновение зарубежных религиозных организаций на свою территорию.
Согласно действующему в стране законодательству, религиозные обряды в Китае могут совершаться только гражданами КНР, а религиозная проповедь иностранными служителями культа в среде китайских граждан категорически запрещена. Китайские власти ведут и активную борьбу с сектами, большинство которых имеют своих покровителей за рубежом. В этом вопросе опыт китайского государства был бы чрезвычайно полезен России, в которой количество деструктивных сект недопустимо высоко. Представляется, что жесткие законодательные рамки в области религиозной политики в Китае абсолютно оправданы. Ведь если только представить себе, что в КНР будет возможна такая же псевдодемократическая «свобода совести», как и в России, то Китай захлестнут тысячи иностранных сект, которые со временем превратят страну в регион религиозных конфликтов и экстремизма.
История появления Православия в Китае также интересна, как и сам Китай. Православие в Китае появилось во второй половине 17 века. Первыми православными жителями Пекина стали попавшие в плен албазинцы (название укрепленной крепости), которые приняли китайское подданство. Для их окормления в Пекин был послан священник Максим (Леонтьев), который освятил первый в Китае православный храм в честь святой Софии — Премудрости Божией. Первым архиереем, назначенным духовно окормлять православных в Китае, был святитель Иннокентий Иркутский (Кульчицкий) (1680–1731), который так и не попал в сам Китай.
Вторая половина 19 века по праву считается временем расцвета православия в Китае. В этот период осуществляется проповедь православия среди китайцев, переводы богослужебной литературы на китайский язык, расширение границ православной миссии. Однако, непродуманная и, по существу, хищническая политика европейских государств, направленная на политическую и экономическую экспансию в Китае, привела к известному китайскому восстанию «ихэтуаней» (1898–1902). Целью восстания было очищение страны от иностранного засилья. Основной удар «боксеров» пришелся на иностранных миссионеров и китайских христиан. Именно в этот период китайская земля явила первых мучеников за Христа, которые особо почитаются в среде православных китаистов. Так, вместе с разгромом православной Миссии в 1900 году, за отказ отречься от Христа были уничтожены 222 православных китайца, которые затем были причислены к лику святых. Трудно словами описать тот духовный подвиг, который пришлось понести нашим китайским братьям и сестрам во Христе, ведь их братья по крови не только угрожали им физической расправой, но и называли их предателями и изменниками китайского государства. Но сила веры оказалась выше страха мучений и ярлыка изменника, и китайцы явили на деле свою любовь ко Христу. К сожалению, мощи святых мучеников утеряны, а вопрос об их обретении пока ставить перед китайскими властями не представляется возможным.
Сразу после подавления восстания жизнь православной Миссии быстро была восстановлена. Однако, после известных трагических событий, приведших к великим потрясениям в самой России, в жизни православной Церкви в Китае опять начались сложные времена. Особую роль в проповеди православия в Китае после революции сыграл вселенский святитель Иоанн Шанхайский и Сан-францисский (Максимович). Благодаря его трудам, православие в Китае продолжало существовать еще долгое время. В 1954 году Российская Духовная Миссия в Китае была упразднена. Всё её имущество и храмы было передано Китаю и посольству СССР. Северное подворье, где находилось три храма, женский монастырь, большая часть строений, и в состав которой входил исторический участок земли, отошёл посольству СССР. Главный храм Миссии в честь Всех святых мучеников, близ которого были похоронены начальники Миссии и в котором покоились мощи китайских мучеников и тела членов Императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске, был разрушен, поруганию были подвергнуты и прочие храмы. После смерти епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана) (1962) и епископа Шанхайского Симеона (Ду) (1965) Китайская Православная Церковь лишилась епископской иерархии. В условиях начавшейся вскоре так называемой «культурной революции» внешняя жизнь Китайской Автономной Православной Церкви прекратилась. Православная жизнь в Китае стала возрождаться в 80-е годы прошлого столетия. Впервые за долгие десятилетия в г.Харбине в Свято-Покровском храме было получено разрешение на молитвы в храме (православной общине, состоявшей из китайцев). В мае 1996 г. на территории Посольства РФ в Пекине прошла первая церковная служба после 40-летнего перерыва. В марте 2008 г. службы стали проходить и в помещении генерального консульства РФ в Шанхае, а иногда, как редкое исключение, в православном храме, в основное время являющимся закрытым. В настоящее время в КНР на регулярной основе проходят православные богослужения в следующих городах Китая:
1. Пекин (北京)
На территории Посольства РФ в КНР действует храм Успения Божией Матери, возвращенный православной общине Пекина и восстановленный из бывшего посольского гаража (освящен 13.10.2009). Службы проходят регулярно по субботам и воскресеньям, а также в большие праздники. Каждую среду в храме в 18.00 читается акафист Успению Божией Матери. Настоятель храма — о.Сергий (Воронин). Им организованна воскресная школа для детей и взрослых. Огромную помощь о.Сергию оказывают православные русские жители Пекина, которые алтарничают, поют и помогают в обустройстве храма. Многие из них уже долго живут и работают в Пекине в различных государственных и коммерческих структурах. В недавно открытом при Посольстве РФ Российском культурном центре проводятся встречи с православными священниками, писателями, артистами. Так, 05.05.2013 в культурном центре состоялся детский Пасхальный праздник, подготовленный преподавателями и воспитанниками Воскресной школы Успенского храма. Гостям праздника были предложены театральные представления, стихи, песни и музыкальные номера в исполнении учащихся детской и взрослой школы. Представление продолжалось более двух часов. Его кульминацией стало вручение подарков всем присутствующим детям: участникам и гостям мероприятия. По благословению настоятеля Успенского прихода, с приветственным словом к детям обратились священники, находящиеся в командировке в Пекине. Проход на территорию Посольства в храм разрешается только по спискам, так как территория Посольства режимная, однако записаться в список не сложно, надо лишь встать на консульский учет. Православные граждане зарубежных государств также подают свои фамилии в список. Граждане КНР на службу не допускаются (законодательством запрещено проводить проповеди среди граждан КНР иностранным миссионерам);
2. Шанхай (上海)
Службы проходят регулярно, но один день в неделю (воскресенье) в помещении для выдачи виз иностранным гражданам при Генеральном консульстве РФ в Шанхае. Возглавляет шанхайский приход протоиерей Алексей Киселевич, который на постоянной основе проживает в Шанхае со своей матушкой. Для того, чтобы проводить службу, батюшка и его добровольцы не только договариваться с работниками российского консульства о возможности проведения богослужения, но и каждое воскресенье на нескольких машинах привозят и отвозят богослужебные предметы, иконы и многое др. Тем не менее, благодаря доброжелательности работников российского консульства и помощи православных жителей Шанхая, церковные службы стали регулярным явлением. На богослужение могут попасть граждане России и иностранных государств, за исключением граждан КНР. Иногда, но крайне редко, православной общине разрешается проводить богослужение в одном из закрытых, но сохранившихся православных храмов Шанхая, построенного русскими эмигрантами в центре города.
Надеемся, что в будущем китайские власти разрешат и окажут материальную поддержку по проведению богослужений в этом прекрасном храме (требуются значительные средства для оплаты электроэнергии, воды, уборки территории);
3. Харбин (哈尔滨)
В Харбине, также как и в центральных китайских городах Пекине и Шанхае, существует несколько православных храмов, однако, ни в одном из них пока не проводятся богослужения на регулярной основе. Хотя здесь и есть православная община, состоящая из китайцев (потомков русских эмигрантов), тем не менее, из-за отсутствия китайского священника службы проходят крайне редко и то только по очень большим праздникам (Пасха, Рождество). Уже сформированная православная община из русских жителей Харбина путем титанических усилий все-таки добилась разрешения на проведение богослужений мирским чином в воскресные дни в Покровском храме Харбина.
Радостным событием для православной китайской и русской общин Харбина стало патриаршее богослужение, прошедшее 13.05.2013. В адрес православных китайцев Святейший произнес глубокие по смыслу слова: «хотел бы поблагодарить вас, братья и сестры, за то, что вы сохранили веру православную, несмотря на непростые условия и отсутствие постоянных богослужений». Патриарх обратился с просьбой к харбинским властям разрешить провести богослужения в предстоящие Рождество и Пасху для духовного поддержания не только китайских верующих, но и многочисленных русских, проживающих или находящихся на лечении в Харбине;
4. Внутренняя Монголия (内蒙古)
[/do]Благодаря стараниям и настойчивости православных жителей был построен и освящен Храм Святителя Иннокентия Иркутского в Трёхречье (Лабдарин). Храм был построен еще в 1990 году, но освящен только 30 августа 2009 г. единственным китайским священником о. Михаилом (姓王). Этот храм Китайской Автономной Православной Церкви — один из 4 храмов, имеющих в КНР официальный статус. К сожалению, из-за отсутствия китайского священника, в храме богослужения не проводятся. Тем не менее, жители города надеются, что придет время и их община заживет полноценной церковной жизнью;
5. Гонконг (香港)
В настоящее время наиболее активная и масштабная миссионерская деятельность проводится в Гонконге общиной храма свв. апп. Петра и Павла под руководством настоятеля храма о. Дионисия Поздняева. Православная община Гонконга не только издает книги о православии в Китае, но и переводит на китайский язык богослужебную литературу, а также творения святых отцов. Титанический труд в этой области осуществляется верными чадами православной Церкви, в том числе и китайскими гражданами. В Гонконге действует отличное от континентального Китая законодательство, которое предоставляет широкие права иностранным миссионерам на этой территории. В настоящее время гонконгский приход объединяет прихожан из Гонконга, России, Украины, США, Франции, Австралии и других стран. Богослужения в храме совершаются на английском, славянском и китайском языках. Для многих православных граждан КНР этот приход является единственным в стране храмом, где они могут свободно принять участие в православных богослужениях.
6. Тайвань. Город Тайбэй (台湾。台北).
До недавнего времени на Тайване православные богослужения отправлялись греческим батюшкой архимандритом Ионной в домовой церкви, которые посещали как китайцы, так и православные верующие из России, Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, США и др. Но в марте 2013 г. Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл дал распоряжение об открытии ставропигиального прихода Русской Православной Церкви на Тайване. Вновь открытый приход сохранил название первого православного прихода Русской Церкви на Тайване: Храма Христа Спасителя (Воздвижения Креста Господня) и по сути стал возрождением первого православного Храма на Тайване, учрежденного Святым Николаем Японским в 1901 году. Во главе прихода стал молодой китаист иерей Кирилл, который активно приступил к миссионерской и просветительской деятельности. Так, 12.06.2013 по приглашению судовладельца компании ЛПЛ Шипинг над торговым судном «Костас Л», находящемся на рейде в Тайване, был совершен православный чин благословения нового корабля. В молебне приняли участие капитан корабля, представитель судовладельческой компании ЛПЛ Шипинг, командный состав, технические работники и команда корабля в составе 23 человек, граждане России, Украины, Тайваня, Канады, Багамских островов. Каждый молящийся был помазан маслом от мощей Св. Иоанна Шанхайского, небесного покровителя Тайваня. Данное событие вызвало широкий интерес со стороны тайваньской общественности. Подводя итог вышесказанному, хотелось бы выразить надежду на то, что придет время и Православная вера станет родной для многомиллиардного Китая, как когда-то она стала родной для многочисленного языческого русского народа.
Старший научный сотрудник ИДВ РАН, к.ю.н. Трощинский Павел Владимирович