Святой праведный Иоанн Русский
05.06.2014Четверг
От земли пленения твоего/ воззвавый тя к Небесным селением,/ Господь соблюдает невредимо и цельбоносно тело твое,/ праведне Иоанне,/ ты бо, в России ятый и во Асию проданный,/ посреде, агарянского злочестия благочестно пожил еси во мнозе терпении/ и, сеяв зде слезами,/ жнеши тамо неизглаголанною радостию.// Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь праведного Иоанна Русского, глас 4.
Житие святого Иоанна подтверждает слова всероссийского старца Серафима Саровского, который говорил: «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Живя в антихристианской среде, в атмосфере постоянных издевательств и насмешек, подвергаясь унижению и оскорблению, праведный Иоанн Русский не только добросовестно исполнял порученные ему обязанности, но и не допускал в свое сердце обиду на обижающих его. Более того, он продолжал жить тихо и праведно, молиться за притесняющих, помогал нищим и убогим. Твердо отстаивая свои убеждения, не идя на компромисс со своей совестью, святой Иоанн при этом не питал злобы к гонящим его людям.
И что же, спросим мы? Каков результат этого смирения и терпения? Ведь нам хорошо известно, как тяжело порой промолчать, когда тебя задевают и обижают. Как нелегко уйти в сторону, когда твои родные и близкие поносят тебя лично за веру в Бога. А еще сложнее молиться за них, когда сердце закипает от обиды и кровь стынет в жилах. Что дает такое смирение и любовь терпящему поношение человеку и тем, кто глумиться над ним? Каков результат добровольного мученичества на протяжении всей своей жизни, когда можно было бы устроить праведный скандал либо ожесточиться на ближнего. Ведь мы в своих домах и на работе зачастую на одно обидное слово говорим три, и считаем, что обязаны ответить тем же, и даже более, когда нас обижают.
Но святой Иоанн своей жизнью показывает нам единственно верный путь ко спасению, предполагающий ежеминутное терпение и смирение по отношению не к врагам Церкви и Отечества (святой был воином и с оружием в руках противостоял противнику), а к тем, кто лично обижает и оскорбляет тебя. Воздавать им не такими же оскорблениями и обидами, а молитвой и любовью. И что взамен? Тысячи людей, обратившихся ко Христу. Тысячи мусульман, признавших Иоанна святым и обращающихся к нему за помощью по сей день. Вечная память о нем в сердцах миллионов людей, которая будет сохраняться в этом мире до второго страшного Пришествия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Любовь ближних и дальних к нему еще при жизни. И, что самое главное, спасение бессмертной души для вечной жизни. Вот какие плоды принесло терпение и смирение Иоанна перед обижающими его людьми. И как нам важно учиться этому у праведного Иоанна. Мы, современные христиане, часто живем в окружении неверующих и сопротивляющихся вере родственников, коллег по работе, друзей и знакомых. Не озлобляться и кидаться на них следует нам. Не осуждать и раздражаться. Не тем более мстить. А тихо и терпеливо сносить обиды в свой адрес, молча и ответственно выполнять свои обязанности дома и на работе, молиться за обижающих нас, терпеть и смиряться.
И что мы получим взамен такого терпения? Если Господь благословит, то по молитвам святого праведного Иоанна Русского наши вчерашние гонители сегодня обратят свои сердца ко Христу, отступят от нас со своими претензиями, искренне полюбят нас и будут славить веру православную. Но и мы, по примеру святого, не должны будем тогда чрезмерно радоваться и бросаться пользоваться упавшими на нас благодеяниями, извлекать выгоду из нового положения. Как учит нас жизнь праведного Иоанна, мы должны будем продолжать также смиренно и терпеливо трудиться и молиться, нисколько не позволяя своему уму возноситься от мысли полученного от Бога дара обращения ближних к Нему через нас. Так тихо в сокровенных подвигах и молитве должна проживаться христианином его жизнь. В нашем сердце не должно оставаться даже малейшего чувства обиды или раздражения на обидчиков, а лишь любовь и молитва за них.
При этом терпении и молитве за обижающих его людей, святой Иоанн хранил твердую веру в Бога, не позволяя себе проявлений малодушия. Он, как настоящий воин Христов, стоял на страже своего сердца и готов был умереть за веру, но не отречься от нее. Именно сила духа молодого Иоанна, его пламенная вера и горячая молитва за обидчиков, сопряженная любовью к ним, обращала к Богу даже самых ожесточенных богопротивников. Видя сочетание в святом смирения и твердости, гонители были потрясены до глубины души жизнью праведника. Именно эти сила духа и терпение в перенесении обид стали для Иоанна ключом к Царствию Небесному, к обретению любви к Богу и ближним еще в этой земной жизни.
Житие святого праведного Иоанна Русского учит нас постоянному терпению и смирению в скорбях и тяжелых жизненных обстоятельствах. Показывает нам единственный верный путь ко Христу — добровольное ежедневное мученичество в условиях гонений и притеснений со стороны окружающего мира. Результатом нашей жизни должна стать победа нам миром не криком и злобой, а любовью и терпением. Только тогда мы сможем исполнить великие заповеди Божии, одна из которых гласит: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех: тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас» (Мф.5:11).
Святой праведный Иоанн Русский родился в Малороссии около 1690 года. Принимая участие в русско-турецкой войне 1710-1713 гг. во время Прутского похода он вместе с другими воинами был взят плен и продан в рабство начальнику турецкой кавалерии Агу, который привез святого в Малую Азию, Каппадокию, в селение Ургюп (Прокопион). Мусульманское окружение сразу потребовало от молодого Иоанна отречения от Христа и принятия ислама (город был станом противников христианства — янычар, которые их ненавидели). За это святого обещали сделать полноправным членом общины и наделить всеми причитающимися правами. В противном случае Иоанну угрожали расправой и мучениями. Однако святой воин не пожелал земных благ, его сердце горело лишь любовью ко Христу.
Иоанн так говорил туркам: «ничтоже мя разлучит от любви Христовой: ни обольстительные обещания привременных благ, ни биения, ни раны, ни другие какие жестокие мучения. Имея перед собой Спасителя моего, благодушно принимаю за веру в Него палочные удары; представляя себе терновый венец, возложенный на Божественную главу, готов я с радостью претерпеть надевание раскаленного шлема, которым вы прожигаете до мозга головы христиан, противящихся неправым хотениям вашим, и на другие, более лютые, муки. Я усердствую о благодати Христа моего, научившего нас Своей смертью на кресте твердости, терпению, безбоязненности в самой лютой за Него смерти как виновной вечного неизреченного блаженства на Небеси. Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобой, но Небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь: в христианстве я родился, христианином и умру».
Жизнь Иоанна превратилась в тяжелое испытание. Окружающие люди смеялись над ним, унижали и оскорбляли святого, били и мучили праведника. Турки подвергли Иоанна жестоким побоям, оплеваниям, сожгли волосы и кожу на голове, топили его в навозе. За отказ принять ислам его презрительно называли «кяфиром», то есть неверным. В таком состоянии Иоанн жил долгое время, сохраняя в своем сердце верность Христу. Исповедник неизменно и смело отвечал своему господину и тем, кто уговаривал его отступить от своей веры, что предпочитает умереть, лишь бы не впасть в тяжкий грех богоотступничества.
По свидетельству православных греков, турки разогревали на огне медную тарелку и затем, доставая ее из огня клещами, прикладывали к голове святого Иоанна. Раскаленное железо прожгло ему кожный покров до самого черепа. Когда снимается шапочка с его головы (мощей), то можно видеть следы этой пытки. «Вы обжигаете мне голову, но это напоминает мне о терновом венце Спасителя. Хлев, где я живу, похож на вифлеемские ясли, в которых родился Христос. А побивание плетьми, оплевание и заушение дают мне почувствовать страдания моего Господа», — говорил исповедник.
Со временем отношение окружающих людей к святому начинает меняться: видя стойкость и непреклонность юноши в любви к Богу, его выбор в условиях крайне сильного давления со стороны магометан, терпение и постоянную молитву, трудолюбие и честность, с которой он исполнял свои обязанности, турки прекратили глумиться над Иоанном. Смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце Ага. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от Христа, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна. Еще через некоторое время святой заслужил особое доверие своего господина, который видя его усердный труд и христианскую веру, предложил ему жить в отдельном помещении уже не как рабу, а как свободному. Но и от этого предложения святой с кротостью отказался.
Святой Иоанн днем усердно работал, соблюдал предписанные посты и часто молился, а по ночам тайно ходил в пещерную церковь великомученика Георгия, где читал молитвы Всенощного бдения, а каждую субботу причащался. Так он молился часами, стоя на коленях, спал совсем мало на соломе под старым тулупом, своим единственным одеялом. Питался очень скудно, часто только хлебом и водой в ограниченном количестве, таким образом постясь большую часть дней. Он тихо читал про себя псалмы Давида, которые знал наизусть на родном церковнославянском языке. Окружающие люди все меньше стали досаждать праведнику своими оскорблениями, а под конец и вовсе полюбили его.
Хозяин святого постепенно разбогател и стал одним из самых состоятельных людей в Ургюпе. Многие связывали это с тем, что в его доме живет христианский праведник. Став могущественнее, Ага решился совершить паломничество в Мекку. Именно в это время с ним по Промыслу Божиему случилось великое чудо, которое окончательно утвердило мусульман в праведности живущего в их среде христианина.
Жена хозяина, совершающего паломничество по святым для мусульман местам, созвала родных и друзей для праздничного ужина и молитвы о его будущем благополучном возвращении из далекого путешествия. На трапезе по обычаю подавали любимое блюдо Аги — ароматный плов. Хозяйка сказала прислуживающему ей Иоанну о том, что Ага был бы рад скушать этот плов с ними, но, к сожалению, сейчас это не возможно. Святой же ответил, что прямо сейчас отошлет блюдо с пловом ее супругу в Мекку. Это так насмешило гостей, что те сразу отдали плов Иоанну, предположив, что он съест его сам. Еще больший смех напал на них, когда святой вернулся и сказал, что передал блюдо с пловом хозяину дома, находящемуся в Мекке, и тому он очень понравился. На этом история так бы и закончилась, если бы не рассказ вернувшегося из паломничества через три месяца Аги. Придя домой, он созвал всех своих домочадцев и друзей, чтобы рассказать о необычном чуде, произошедшим с ним в святом месте. Так, возвращаясь из мечети в гостиницу, он обнаружил в запертой комнате свое фамильное домашнее блюдо с горячим дымящимся пловом, что потрясло его чрезвычайно. Но еще больший страх напал на присутствующих при этом рассказе гостей, которые совсем недавно от души насмехались над «съевшим» плов Иоанном. Случившееся так потрясло хозяина дома, его родных и друзей, что они со страхом и благоговением признали в Иоанне святого.
Вот что рассказал Ага: «однажды (а это было как раз во время званого обеда) я вернулся из большой мечети в дом, в котором остановился. Войдя в комнату, которая была заперта на ключ, я нашел на столе блюдо с пловом. Я остановился в недоумении, соображая, кто же мог принести мне его? Я не мог понять, каким образом была открыта замкнутая дверь. Не зная, как объяснить это странное событие, я с любопытством рассматривал блюдо, в котором дымился горячий плов, и, к своему удивлению, заметил, что на нем выгравировано мое имя, как и на всей медной посуде в нашем доме. Несмотря на душевное волнение, вызванное этим происшествием, я съел плов с большим удовольствием. И вот я вам привез это блюдо. Оно ведь действительно наше. О, Аллах, никак не могу понять, как оно очутилось в Мекке и кто его принес».
Известие о чуде быстро распространилось по всем окрестностям. Мусульмане стали называть Иоанна «вели» — «святой» и просить его молитв за них. При этом праведник совершенно не изменил свой образ жизни. Он продолжал жить так же, как и прежде. Изнуряя свое тело трудами, постом и молитвою святой Иоанна тяжел заболел и не имея физической возможности добраться до храма, вызвал к себе священника для причастия. Батюшка, боясь открыто войти в дом к мусульманину, передал Святые Дары, спрятав их в яблоке. Причастившись, святой Иоанн предал свою душу Господу.
Хозяин дома Ага передал тело святого христианам, которые похоронили его согласно православным обычаям. Все жители селения, как мусульмане, так и христиане, поклонились его честным останкам. А могила святого стала местом паломничества представителей разных конфессий. Происходили многочисленные случаи чудесной помощи и исцелений по заступничеству праведника: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали, больные исцелялись, причем не только православные, но и армяне, протестанты, турки. Так место захоронения святого стало местом паломничества всей Каппадокии.
Через три года, в ноябре 1733 г., священник церкви, в которой похоронили святого, увидел его во сне и получил откровение о том, что тело осталось нетленным. После чудесного явления «огненного столпа» над могилой праведника христиане открыли ее и обрели нетленные мощи святого. Тело святого извлекли и положили в Церкви в специально изготовленной для этого раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известность о которых распространилась в отдаленные города и селения. Верующие христиане из разных мест приходили для поклонения святым мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам благодатные исцеления.
В 1832 г. правитель Египта Ибрагим-паша напал на Ургюп и разграбил его. Не найдя в раке ни чего ценного, воины решили сжечь тело праведника. Однако по Промыслу Божиему огонь ни как не хотел касаться самого тела святого, несмотря на неоднократные попытки его сжечь. Более того, упорство турок было встречено явлением самого святого, который грозно обличил их в совершаемом преступление. В страхе мусульмане бежали из города. Христиане в целости и сохранности вернули мощи Иоанна себе.
В конце 80-х годов XIX века на средства Русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон начилось строительство храма в честь святого праведного Иоанна Русского. В благодарность в монастырь посылается десница святого, это происходит в 1881 г. В 1898 г. строительство храма завершается, и мощи переносят туда. В 1924 году, после поражения греков в греко-турецкой войне, греческое население покидает Анатолию в обмен на турецкое население Греции (греко-турецкий обмен населением). Христиане Ургюпа переезжают в село Ахмед-Ага на острове Эвбея, и переименовывают его в Нео-Прокопион. С собой они забирают и мощи праведного Иоанна, разместив их в церкви святых равноапостольных Константина и Елены. В 1930 г. там начинается строительство большого каменного храма, продолжающееся более 20 лет. Оно заканчивается 27 мая 1951 года, и останки святого переносят туда. Там они почивают и поныне.
Иоанна Русского особенно почитают в Греции. Известны многочисленные случаи его чудесной помощи в море при кораблекрушениях, в неизлечимых болезнях (особенно раковых), даровании чадородия и в других обстоятельствах. Но самое важное в другом: мы должны не просто умиляться жизнью святого, а в первую очередь брать с него пример. А он свидетельствует нам о необходимости твердого и непреклонного исповедания Христа в любых даже самых сложных жизненных ситуациях. И при этом исповедовании в нашем сердце не должно быть места злобе и обиде на гонителей. Вспомним крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа. Его словами на Кресте стало обращение к Богу Отцу «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:33-34). Первомученик архидьякон Стефан, когда его побивали камнями ожесточенные иудеи, не изрыгал слов злобы или проклятий в отношении своих убийц. А, напротив, с любовью взывал к Богу: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). Святая великомученица Елизавета Федоровна и инокиня Варвара, брошенные в шахту большевиками, находясь на ее дне, перед лицом смерти пели молитвы и псалмы, воздавая хвалу Господу. Так поступали все святые мученики, потому что в их сердцах был Христос, вытеснив всякую злобу и обиду на мучителей. Ведь где есть Любовь, там нет ни страха, ни осуждения, ни злости.
У святого исповедника Иоанна Русского в сердце была лишь одна любовь к Богу. Поэтому ему казалось невозможным проявлять ожесточение по отношению к своим гонителям. Если бы мы увидели тогда святого, то перед нами предстал бы человек истерзанный, в окровавленных одеждах. Его голова была прожжена раскаленной медью, а все члены тела ныли от ударов. Хотя Иоанн и был молод годами, однако его стойкая вера и праведная жизнь свидетельствовали о глубокой внутренней силе и мудрости святого. Да и в нашей современной российской истории совсем молодые христиане так же мужественно свидетельствовали о вере. Всем нам известен подвиг воина Евгения Родионова, который за отказ отречься от Христа был до смерти замучен бандитами в чеченском плену (23.05.1996).
Напомним, что в истории Вселенской Церкви известны тысячи случаев, когда подвергающиеся страшным мучениям христиане своей нелицемерной любовью к мучителям обращали их к Богу. Нам следует учиться у святых любви и терпению. В этом нам обязательно поможет праведный Иоанн Русский. Стоит только обратиться к нему с полной решимости молитвой и наша просьба не останется не услышанной. Пусть же живой пример святого Иоанна будет для нас ориентиром к достижению Царствия Небесного.
Святой праведный Иоанн Русский, моли Бога о нас!
Трощинский Павел