Первоверховные апостолы Пётр и Павел

11.07.2016
Понедельник

 

Тропарь, глас 4

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость


Кондак, глас 8

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная


Величание

Величаем вас, / апостоли Христовы Петре и Павле, / весь мир ученьми своими просветившия / и вся концы ко Христу приведшия/


Дорогие братья и сестры!


29 июня (12 июля) святая Церковь празднует память двух великих первоверховных апостолов Петра и Павла, сердца которых горели особой любовью ко Господу. Один — необразованный бедный рыбак, другой — богатый римский гражданин, воспитанный в фарисейской ереси самим Гамаиилом. Несмотря на крайнюю противоположность в социальном статусе, семейном положении, образовании, эти два апостола заложили основы христианской Церкви, положив начало её деятельности в условиях жестоких гонений как со стороны иудеев, так и со стороны язычников



Разные люди приходят к Богу: среди нас есть бедные и богатые, успешные и не успешные, учёные и не получившие даже среднего образования, начальствующие и подчинённые, сильные и слабые, здоровые и больные, семейные и одинокие. Всё это многообразие людских судеб составляет единое тело Христово — Его Святую Церковь. Нет извинения тем из нас, кто оправдывает свое нерадение в духовной жизни житейскими попечениями. Один богат и все время уходит на мирские хлопоты, нет времени взращивать в себе христианские добродетели. Другой беден и это состояние озлобляет его сердце, он бежит от Христа, скрывается от Его любви. Ученый считает, что вера для «невежд». Невежда смеется над верой. Здоровый не чувствует потребности в Боге, больной — ропщет на Бога. Господь даёт своему созданию многочисленные земные дары, а человек приписывает их получение своей смекалке и/или случаю. Господь смиряет человека скорбями и болезнями, а тот в ответ начинает роптать на Создателя. Многие из нас не благодарят Господа за то, что есть семья, здоровье, жилище, образование, положение в обществе. Мы ропщем, раздражаемся, хотим большего и постоянно недовольны на «судьбу» и Бога. Нам все не так и не этак. Всего мало. Чувство зависти разъедает нас, свидетельствуя об отсутствии в сердце благодарности ко Господу за Его великие милости.

Апостолы Пётр и Павел своей жизнью являют нам совершенно другой пример. Они — настоящие христиане, вера которых нелицемерна, в сердце, «не в брёвнах, а в рёбрах». Ни бедность и отсутствие образование у Петра, ни богатство и высокое положение в обществе у Павла — все это не стало препятствием их обращения ко Христу, добровольному мучению за веру христианскую. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» [Рим. 8: 35–39].


Симон (Пётр) — бедный необразованный рыбак, ночами на пролёт в труднейших условиях добывающий себе пропитание. Когда все жители города спят, Симон до самого утра ловит рыбу. А затем, если улов удался, тратит время и силы на его разбор и отвоз. А если рыба не поймана, то своими руками все утро чинит сети и молит Бога о предстоящей ночи: ведь без улова ему не чем будет кормить семью. И лишь затем возвращается домой, чтобы хоть как то восстановить силы. Отдыхает он не в отдельной защищенной от звуков и солнца уютной квартире с кондиционером и сопутствующими современным христианам удобствами, а в бедной хижине вместе с уже вставшими после ночного сна домочадцами, которые шумят и гремят своими дневными заботами. И так каждый день. Руки и все тело Симона пропахло рыбой, глаза красные от постоянной усталости и отсутствия нормального сна, тело худое, изнуренное. Руки сильные, утружденные мозолями, лицо обветрено и на нем видны сильные не по годам морщины.


Простой необразованный рыбак, человек «от сохи» (в широком смысле этого фразеологизма) — и как молниеносно он обращается на призыв Христа «ловить человеков» («И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Марк.1:17)). Бросает все: сеть, лодку, ремесло и безбоязненно идет вслед за Христом. За такую решимость, веру и доброе сердце Христос называет Симона — Петром, что значит «камень»: «…Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1: 42). Петр первый из апостолов исповедует Иисуса Христом, сыном Бога Живаго. В ответ на это Господь пророчествует: «и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16: 18–19).


Апостол Павел — до обращения Савл — это уже не бедный необразованный рыбак, а элита общества, римский гражданин с наличием у него множества священных прав. Образован, умен, богат, религиозен. Обучался у одного из авторитетнейших законоучителей того времени, члена иерусалимского синедриона Гамалиила. Павел свидетельствует о себе: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Филип. 3: 5–8).

Несмотря на молодой возраст, Павел пользуется заслуженным уважением у старших иудеев. Ему доверяют важное дело: предавать обратившихся в христианство евреев-отступников, вплоть до их физического уничтожения. Однако сердце этого учёного мужа, ревнителя иудейской веры, проповедника фарисейской ереси в одно мгновение переродилось и страшный враг христиан стал их самым сильным защитником. За это апостол Павел был гоним своими братьями по плоти, а христиане первое время не принимали его, боялись, что он ведёт нечестную двойную игру. Но любовь к Истине преодолевала все преграды, Павел мечтал лишь об одном: «разрешиться и быть со Христом»: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере» (Филип. 1:21–25).



Святой преподобный Андрей Рублёв. «Апостолы Петр и Павел с группой святых»


Житие апостолов Петра и Павла лишает нас всяких оснований оправдывать себя в неисполнении заповедей Божьих. Ни бедность, ни богатство, ни высокое социальное положение, ни отсутствие такового, ни семья, ни одиночество — не могут служить преградой для любви к Создателю. А как понять, что мы любим Господа? По слову апостола Павла: истинная «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Коринфянам 13:4–7).

Если в нашем сердце такая Любовь, то мы можем называться христианами. Если же в нём царствует зависть, злоба, раздражение, уныние, осуждение — то нет нам места со Христом ни в этой кратковременной жизни, ни в той, не имеющей конца вечности. Христианин, по слову апостола Павла, должен всегда (1 Фес. 5: 16–18):

— радоваться
— непрестанно молиться
— за всё благодарить Господа


Изучая жизнь святых апостолов мы должны не только обращаться к ним за помощью в житейских скоропроходящих нуждах. В первую очередь мы должны подражать им, учиться у них любви к Богу и ближним. Даже если нам придется упасть, то, по примеру апостола Петра, необходимо встать и продолжить исповедовать свою веру. Мало кого из нас Господь сподобит принять мученическую кончину как святых апостолов. Но мы должны, подражая им, оказывать помощь ближним, заботиться об окружающих, поддерживать Церковь, соучаствовать в жизни прихода. Можно ограничиться и малым: удерживать язык от осуждения священноначалия, руководителей государства и работодателя, не судить своих родственников, друзей и знакомых. Хотя бы в этом уподобиться святым первоверховным апостолам. Куда уж нам «замахиваться» на мученическую кончину: по своим грехам мы не достойны её.

Какими бы не были жизненные обстоятельства, они, по примеру апостолов, не способны отвратить любящее сердце от Господа. Павел не видел Христа при Его жизни, однако его вера от этого не была менее горячей, чем у сопровождавшего Господа Петра. Апостол Пётр отрекся от Христа, но, в противоположность сребролюбивому Иуде, покаялся и был восстановлен в апостольском звании. Павел логическими рассуждениями приводил евреев и язычников ко Христу, Пётр удивлял «образованных» иудеев своей «некнижной» ревностью во Христе, который они не могли противостоять. Апостолы воскрешали мертвых (праведная Тавифа, юноша Евтих), исцеляли болящих, чудотворили и назидали. Но, главное, они примером своей жизни доказывали истинность христианства. Не так, как мы — в храме одни, а выйдя за порог церкви, как бешенные собаки бросаемся на людей. Они были ревностными, отзывчивыми, добрыми, светлыми, безстрашными христианами и в храме и за его пределами.

Мало кто из нас, современных христиан, страдает так, как страдал за Христа апостол Павел (разве только в Сирии, где геноцид христиан превратился в их массовое жестокое уничтожение). Павел не боялся смерти: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершать поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян. 20: 24). Он был готов не только стать узником, но и умереть за имя Господа Иисуса: «…время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь…» (2 Тим. 4: 6–8). Кто из нас сможет на пороге своей смерти сказать такие слова?! Только тот, кто последует примеру первоверховных апостолов Петра и Павла, посвятив свою жизнь служению Христу, Его Святой Церкви и ближнему. «Конец — делу венец»: дай Бог, чтобы конец нашей жизни хотя бы вмале был увенчан христовым венцом



Святии первоверховные апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас!

Трощинский Павел