Рака с мощами священномученника Владимира (Богоявленсого), митрополита Киевского ныне пребывает в Дальних пещерах Успенской Киево-Печерской Лавры
Мученики и исповедники Российские (1917-2017). Часть вторая
07.02.2017Вторник
Священномученик Владимир (Богоявленский), Митрополит Киевский (1848-1918)
«Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани… Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы… поистине дело сатанинское… Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Таинствам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские… Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над Святою Церковью Православной. Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери вашей… А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовём вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою… »,- так писал Патриарх Тихон в своем Послании в феврале 1918 года.
В Москве в это время проходил открывшийся ещё в августе 1917 года Всероссийский Поместный Православный Собор, который принял историческое решение – восстановить патриаршество в Русской Православной Церкви. 5 ноября в храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха. Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) был тем человеком, который громко огласил на Соборе имя нового Патриарха: «Тихон, митрополит Московский – аксиос!»
Период конца XIX – начала XX веков был тяжелым и опасным в жизни Церкви и государства. В это время Промыслу Божию угодно было возложить крест святительского служения Православной Церкви на митрополита Владимира (Богоявленского), который и пронёс его на трёх известных кафедрах – Московской, Петербургской и Киевской.
Мученическая кончина митрополита Владимира – своего рода закономерный итог его земного подвига. Глубокая вера, честность, преданность воле Божией и Церкви привлекали к личности Святителя многих и многих современников, искренне ищущих Христа, и придавали ему авторитет бесстрашного и бескомпромиссного защитника правды Божией. Будучи митрополитом Киевским в бурные революционные годы, ему пришлось столкнуться с раскольническими тенденциями. Оценка всех этих антиканонических явлений на основании церковного предания, слова увещевания, проникнутые пастырской любовью, чтобы не погибла ни одна христианская душа, и теперь, по истечении целого столетия, актуальны и современны.
Митрополит Владимир был зверски убит 7 февраля 1918 года в Киево-Печерской Лавре. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц, сказав: «Господь вас да простит».
Патриарх Тихон в своей поминальной речи сказал, что «мученическая кончина владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов Великой Матушки России».
«Тебе, первосвятитель древней Киевской Церкви, соименный Святому Просветителю Руси, подобало предначать славное поприще борьбы и страданий; ты стал предводителем боговенчанного полка, и тебе да воздастся от нас первый венец хвалы», — так сказал о подвиге митрополита Владимира митрополит Анастасий, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви.
Умученный митрополит Владимир первым был увенчан от Господа венцом мученическим за свои страдания. Он как бы открыл собою славу Русской Церкви, и за ним вскоре пошли по мученическому пути и другие архипастыри, иереи, иночествующие и благочестивые миряне.
Мученическая кончина митрополита Владимира ознаменовала и начало гонений на Церковь. Многие из членов работавшего тогда Поместного собора могли спрашивать себя, за что принял венец мученика проживший праведную жизнь митрополит Владимир. Живя долго в условиях мира, они тогда ещё не понимали, что можно быть убитым как раз из-за праведной жизни. Есть грехи личные, есть сделанное добро, за что человеку может быть от Господа награда, и над этим митрополит Владимир трудился всю жизнь. Больший ответ держит тот, кому больше вверено.Никому так много не было вверено, как первоиерарху Церкви. У каждой эпохи есть своя мера и свои условия, при которых становится возможным исполнить своё призвание на занимаемом месте. Для начала XX века этой мерой стало исповедничество перед властью и враждебным, безбожным обществом. Господь принял праведную жизнь митрополита Владимира и даровал ему как величайшую награду мученический венец.
Священномученик Владимир, как хранитель исконных отеческих уставов и устоев благочестия, остался мало замеченным, ибо русское общество этого сложного времени предпочитало не замечать таких архиереев. Но Господь, видящий тайное, воздаёт явно. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в 1992 году в Москве, причислил к лику святых священномученика Владимира. С этого момента началось изучение жизни, деятельности и наследия священномученика.
В нашей приходской библиотеке не так уж много книг об этом замечательном архипастыре, чуть больше – его богословских работ, переизданных уже в наше время. О них мы и расскажем вам.
Крикота Н., свящ. Житие священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. – М., 2002. – 126 с.
Это одна из первых книг о владыке, которая на основании доступных материалов (архивные данные, сохранившиеся воспоминания, литературные сведения) наиболее полно отобразила жизненный путь митрополита Владимира (Богоявленского) и в хронологической последовательности показала его деятельность, начиная со школьной скамьи и кончая мученической кончиной.
Малягин В. Священномученик Владимир (Богоявленский). – М.: Даниловский благовестник, 2014. – 176 с.
Книга, совсем недавно вышедшая в издательстве Данилова монастыря в серии «Великие святые», рассказывает о прямом, достойном и честном жизненном пути первого мученика новой эпохи. Его мученический венец был наградой от Господа за всю его христианскую жизнь.
«Уверен, что духовное наследие священномученика Владимира многих укрепит, поможет сориентироваться в сложных хитросплетениях мира сего и даст каждому силы, взирая на подвиг Святителя, достойно нести свой жизненный крест», — писал Владимир (Сабодан), Митрополит Киевский и всея Украины.
Богословские труды Высокопреосвященнейшего Владимира не утратили значения доныне, — более того, они как бы написаны сегодня и отвечают на многие современные запросы церковной и общественной жизни.
Произведения митрополита Владимира естественно распадаются на несколько групп. Это прежде всего проповеди и беседы. Их огромное множество.
В нашей библиотеке вы можете ознакомиться с книгой:
Владимир (Богоявленский), митр. Поучения. – М.: Издат. отд. Московского Патриархата, 1992. - 95 с.
Сюда вошли беседы: «О молитве Господней в девяти беседах» и «Пастырские беседы с детьми». Слышится в этих беседах спокойное и, чуждое экзальтации, далёкое от искусственной аффектации, увлекающее слово.
Дети — надежда Церкви и государства, и мысль о детях никогда не оставляла Владыку. Он посвящает им ряд бесед и поучений, собранных в этой книге.
Трогательно, что последние три года своей литературной деятельности митрополит Владимир посвящал почти исключительно детям, вопросам их религиозного и нравственного воспитания.
Владимир (Богоявленский), митр. Азбука православного воспитания: Пастырские беседы с родителями и детьми. – М., 1996. – 159 с.
В беседах с родителями митрополит Владимир последовательно и очень убедительно доказывает, что именно «родители виноваты более всего в том, что их дети дурно воспитаны». И далее он даёт родителям такие советы, из которых вы извлечёте великую пользу для воспитании ваших детей и другими глазами посмотрите на многие собственные поступки. «Воспитание чувства стыдливости», «Воспитание самоограничения, или самоотвержения», «Воспитание правдивости», «Зависть», «Родительская бдительность», «О наказании как воспитательном средстве», «Борьба с главным пороком дитяти» и другие – в этих статьях верующие родители найдут много нужного и полезного, взвешенного разумом и проверенного живым сердцем, нужного и полезного для правильной постановки воспитания детей.
Другая часть сей книги обращена к детям и называется «Евангелие детства». Историю детства Иисуса, которую мы находим у евангелиста Луки, Высокопреосвященный Владимир называет Евангелием детей, написанным кратко для того, чтобы дети своим умом удобнее и скорее могли воспринять его и запечатлеть в своём сердце. Постепенно раскрывая содержание этого Евангелия, Владыка в ряде бесед говорит об отроке Иисусе как живом для детей примере и высочайшем образце благочестия – любви к храму, дому Божию, к молитве и ко всему, что относится к почитанию Отца Небесного, примере жажды знания или любви к учению, послушания, кротости, смирения и трудолюбия. Смиренная Назаретская горница в беседах митрополита Владимира выступает для детей как великая школа добродетели – «всего, чему хотел научить Иисус детей, что им нужно делать, чего желать, чему подражать».
Тот ужас, те бедствия, которые постигли и постигают в настоящее время нашу страну, пришли не вдруг – они подготовлялись давно. Святитель Владимир предвидел их; в волновавшейся вокруг него жизни он усматривал силы, которые подготовляли государственную и общественную катастрофу, и боролся с ними. Религиозное отрицание силилось разрушить крепкий фундамент , на котором строилось всё прошлое и будущее нашего народа, и митрополит Владимир выступил горячим, убежденным апологетом веры, которая ведет человека к радости, счастью, полноте жизни. К его апологетическим произведениям, имеющимся в фонде нашей библиотеки, принадлежат следующие книги:
Владимир (Богоявленский), митр. Вечные истины христианства: Собеседования между крестьянином, фабричным рабочим и священником: Современные религиозные вопросы. – Репр. изд. – М., 1999. – 336 с.
Книга написана в годы, когда вопросы веры и религиозной жизни начали ослабевать и в городском и даже в деревенском населении. Митрополит Владимир в предисловии к своей замечательной живой и ясной книге пишет, что «она (книга) может идти навстречу религиозным нуждам нашего рабочего класса. Те, которые имеют своей обязанностью просвещать народ в духе веры и нравственности, найдут в этой книжке немало уже обработанного материала для своих бесед и чтений. Пусть она возвратит в сердца и дома своих читателей тот мир, которого может только лишить, но не может уже снова дать нам взбаламученный, греховный мир».
Владимир (Богоявленский), митр. Где истинное счастье: в вере или в неверии? – Репр. изд. – М., 1998. – 103 с.: ил.
«В настоящих своих беседах я хочу всесторонне доказать, что не в неверии, а единственно в христианской вере следует полагать истинное счастие и спасение человека», — цель, которую ставит перед собой автор и рассматривает её во многих отношениях жизни человеческой: в отношении вопроса о человеческом достоинстве; в отношении вопроса о труде и собственности; в отношении семейства; в вопросе об отношениях к ближним; в отношении о страданиях человека; в отношении вопроса о загробной жизни.
Владимир (Богоявленский), митр. Обретение Бога: Доказательства бытия Божия: Слово в собрании религиозно-просветительских и патриотических организаций г. Москвы [2 апр. 1912 г.]. – Репр. изд. – М., 1999. – 31 с.
Лекция – блестящее доказательство бытия Божия, пламенное, от которого загорались, вероятно, слушающие митрополита Владимира в далёком 1912 году. Читая эти строки сейчас, точно так же начинаешь видеть свет, в котором нет тьмы…
Владимир (Богоявленский), митр. Об анафеме или церковном отлучении. – М.: Отчий дом, 1998. – 48 с.
Эта книга стоит особняком в печатном наследии Владыки. В этой небольшой, но чрезвычайно основательной богословской работе со всем блеском проявились прекрасное образование и богословская эрудиция автора, а простая, безыскусственная, но в то же время безупречно правильная форма изложения сложного материала делает его доступным для читателя с любым уровнем подготовки.
Страницы произведений митрополита Владимира остаются и останутся жизненными, потому что они продиктованы самой жизнью и велениями Вечной Правды. Сам святитель убит, но останутся жить и живут его призывы, обращенные к обществу, пастырям, пастве. Не для прошлых времен, но для настоящего, которое такой темной ночью облегает нас, написаны эти строки:
«Мы должны чувствовать, что все мы суть члены одного общества, у которого должны быть общими барыши и убытки, что все мы дети одного Отца, члены одной Церкви под управлением одной Главы. Мы должны приучить себя чувствовать , что всякая собственность, всякая способность, всякая сила, всякая ученость, всякий труд есть не что иное, как талант, как капитал, вверенный нам для блага всех … подавлять всякое самолюбие и своекорыстие, пробуждать и насаждать чистосердечную, бескорыстную и милосердную любовь и таким образом приготовлять сердца для любви Того, Который возлюбил нас исперва (1 Ин. 4, 19), — вот та задача, которая стоит перед нами в настоящее смутное время и сознание важности которой должно сейчас овладеть всем существом нашим. Церковь словом и делом должна проповедовать любовь, врачевать душевную болезнь, осаблять ненависть, облегчать нужды, скорбь и горе где может и как может. Она должна везде и всюду доказывать не словом только, но и делом, что её призвание есть призвание служения, а не господства, что её заботы и сострадания требуют всего более не богатые и сытые, а внутренне и внешне бедные и голодные… Не о том заботиться, чтобы сразу разрешить весь социальный вопрос, а о том, чтобы вырвать из сердца то ядовитое жало, которое служит причиной нашей больной раны, без чего эта рана никогда не достигнет исцеления. Таким образом, насадить и воспитать истинную и деятельную любовь, возбудить взаимное доверие и уважение между различными сословиями и состояниями – вот самая прямая и великая задача сейчас для нашей Церкви».
Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, ибо помогает понять очевидную истину: как бы ни была ценна и привлекательна земная жизнь, но всё же она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется», — говорит Господь Иисус Христос (Мк. 13, 13).
(Продолжение следует…)