Мученики и исповедники Российские (1917-2017)

02.09.2017
Суббота

Часть девятая

Священномученик Иоанн Восторгов пресвитер

(23 августа / 5 сентября)

 

                      1.-Икона-сщмч

«Любовию к Богу распаляем, жизнь свою мученически за Христа и ближних положил еси, сего ради венец правды от Него приял еси. Моли Всеблагаго Бога, священномучениче Иоанне, Церковь Святую сохранити в мире и спасти души наша».

                   (Тропарь сященномученику Иоанну).

     Протоиерей Иоанн Восторгов родился в 1867 году в селе Кирпильское Ставропольской губернии в семье потомственных священнослужителей. Окончил Ставропольскую духовную семинарию. Служил диаконом, потом иереем в Михайло-Архангельской  церкви. Энергия отца Иоанна, его таланты в самых разнообразных сферах воистину поражают. Богослов, педагог, миссионер, проповедник, издатель, общественный деятель. География его служения также необыкновенно широка: Ставрополье, Грузия, Москва. Господь определил отцу Иоанну путь апостольского служения. Как миссионер-проповедник он побывал во всех пределах Российской империи. Во время многочисленных поездок по стране отец Иоанн произносил проповеди в храмах, беседовал с народом. Он укреплял в людях православную веру, предостерегал от увлечения революционными идеями, пророчески говорил о грядущих тяжких испытаниях и жестоких гонениях на веру и Церковь. Будучи епархиальным миссионером Грузинского экзархата, отец Иоанн едет в Персию и начинает работу среди сиро-халдеев-несториан. В результате  три епископа-несторианина присоединились к Православной Церкви. В 1911 году ему удалось осуществить покупку участка земли в городе  Бари, где почивают мощи святителя Николая Мирликийского  Чудотворца, и основать там подворье для русских богомольцев, сохранившееся до наших дней. Человек глубокой и непоколебимой веры, беспредельно преданный Церкви, покорявший силой своего необычайно сильного и яркого слова сердца и умы многих людей, отец Иоанн посвящал своё время общественно-монархической деятельности только потому, что видел в патриотических союзах средство охранения Церкви и святого Православия.  «Народ русский  есть народ православно-христианский, составляющий царство христианское, имеющее мировое признание, указанное Промыслом, — призвание сохранить и распространить святую истину Православия; народ наш входит в Церковь, гибель его есть потрясение Церкви, следовательно, потрясение мира и человечества есть умаление истины… Служить в этом смысле народу – значит служить Богу, Христу, Церкви, истине, Православию, спасению мира и человечества. Патриотизм и национализм тогда – не цель, а средство для высшей цели, для служения вечной истине…». Горячая ревность отца Иоанна о благе Святой Церкви, мужественная защита Православия от клеветы и нападок, искренняя любовь к царю и, несомненно, активное участие в патриотических организациях навлекли на него нападки тех, кто, напитавшись «прогрессивными » идеями, испытывал явную или скрытую вражду к Православию и вековым отечественным традициям. «Тяжкая тревога закрадывается в сердце при виде бездны ненависти, окружающей Церковь и истинно церковных людей, — писал отец Иоанн. – Мы видим опасность: все эти рассуждения, таящие ненависть к Церкви, однако прикрытые и замаскированные общелиберальными и прогрессивными фразами то о свободе, гуманности и прочих приманках современности, то о свободе  и силе самой Церкви, делают своё пагубное дело».

     Отец Иоанн был одним из активнейших участников Поместного Собора 1917-1918 годов. После революции отец Иоанн открыто обличал богоборческую власть, призывал верных чад Церкви к исповеданию веры Христовой вплоть до мученической кончины. Будучи настоятелем храма Василия Блаженного, он служил молебны на Красной площади и призывал народ к покаянию. Обличительные выступления и публикации отца Иоанна против власти большевиков неминуемо вели его к аресту.  Летом 1918 года отец Иоанн был арестован. 23 августа (5 сентября) его вместе с другими заключёнными привезли с Лубянки на Братское кладбище. После горячей молитвы отец Иоанн первым подошёл к могиле и обратился к остальным, призывая с несомненной верой в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Народ  наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния, а для искупления всегда требуется жертва, а в жертву всегда избираются лучшие», — сказал священномученик Иоанн Восторгов в «Слове на смерть митрополита Владимира Киевского».

     Всей своей жизнью протоиерей Иоанн Восторгов неустанно проповедовал веру Христову, и венцом этой проповеди стала его мученическая кончина, которой он засвидетельствовал свою веру даже до смерти.

     В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе протоиерей Иоанн Восторгов был прославлен в лике святых как священномученик.

     Предлагаем вам обзор книг о священномученике Иоанне Восторгове, имеющихся в фонде нашей Приходской библиотеки.

 

 

2

     

Польский М., протопресв. Новые мученики Российские: Первое собрание материалов. – Репр. изд. 1949 г. – М.: Т-во «Светлячок», [1990-е гг.]. – 288 с.: ил. – Из содерж.: Протоиерей Иоанн И. Восторгов. – С. 187-192.

     В книге, вышедшей в Нью-Йорке (в Джорданвилле) в 1949 году впервые дана подробная биография протоиерея Иоанна Восторгова, описана его мученическая кончина, рассказанная свидетелями происшедшего.

               

        В библиотеке имеются также несколько работ отца Иоанна, талантливейшего проповедника и писателя.

   3.-ПСС,-т

     

Восторгов И. , прот.  Полное собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 1: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы: 1889-1900. – [Репр. воспр. изд. 1914 г.]. – СПб.: Царское дело, 1995. – [4], II, 390, IV с.: портр. – (Духовное возрождение Отечества).

     Протоиерей Иоанн Восторгов был выдающимся пастырем  Православной Церкви, обладавшим исключительным талантом проповедника и миссионера, духовного писателя и провидца будущего. Проповеди отца Иоанна, широко известные в дореволюционной России, охватывали многие вопросы церковной, государственной и общественной жизни. Особенно сильное воздействие имели обличительные проповеди против сектантства и учения социалистов. В настоящий том вошли проповеди и поучительные статьи отца Иоанна периода  первых  лет его пастырского служения на Ставрополье. Проповеди эти затрагивали пока проблемы традиционных общественных устоев российской жизни — семьи, брака, образования и в меньшей степени касались историософской, политической и социально-экономической проблематики.

 

 

        4.-ПСС,-т

     

Восторгов И. , прот.  Полное собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 2: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы: 1901-1905. – [Репр. воспр. изд. 1914 г.]. – СПб.: Царское дело, 1995. – [4], II, 534, V с. – (Духовное возрождение Отечества).

     В настоящий том вошли проповеднические труды отца Иоанна Восторгова периода его пастырского служения в г. Тифлисе в должности Окружного Наблюдателя церковных школ в епархиях Грузинского экзархата. Принципиально новой формой участия в общественной жизни на кавказском этапе деятельности Восторгова стали его проповеди, посвященные актуальным общественно-политическим проблемам: чисто политические, посвященные отношению Восторгова к самодержавию и его месту в российской истории; историософские, в которых протоиерей осмысливает роль России во вселенском масштабе; проповеди религиозного содержания, где делается акцент на противостоянии сектантам и раскольникам; культурно-просветительские проповеди, посвященные различным аспектам культуры, просвещения, образования. Большое внимание в речах Восторгова было уделено взаимоотношениям России и Грузии. Несмотря на отсутствие этнического родства, единая  православная вера двух народов, по его мнению, создала фундамент для прочного духовного союза русских и грузин, осознанием сопричастности к общей мировой миссии – быть интегрирующим духовным началом между Востоком и Западом. Интерпретация судеб России и Грузии основана у протоиерея на идее провиденциальной роли народов в мировой истории. У русского и грузинского народа она заключается в интегрирующем начале, объединяющем восточную и западную цивилизации.

             

        5

     

Восторгов И., прот. Суд над Иисусом Христом с юридической точки зрения: Речь на публ. акте Елисаветпольской гимназии в 1895 г. – М.: Храм свт. Николая в Звонарях, 1999. – 31 с.

              Предлагаем вам любопытнейшую речь протоиерея Иоанна Восторгова, не вошедшую в его Полное собрание сочинений, где он останавливается «собственно на юридической стороне суда над Иисусом Христом». Делается вывод, что «всё судопроизводство, и предшествующее, и дальнейшее, оказывается незаконным и несправедливым».

 

6

     

Отец Иоанн Кронштадтский. – Репр. изд. 1909 г. – М.: Профиздат, 1990. – [4], III,155 с.: ил. – В содерж: О. Иоанн Кронштадтский и интеллигенция: Речь прот. И. Восторгова при поминовении о. Иоанна Кронштадского … 8 янв. 1909 г. – С. 148-153.

     Книга эта вышла в год смерти отца Иоанна Кронштадского и заключает её речь протоиерея Иоанна Восторгова при его поминовении. В речи сей отец протоиерей обличает современную ему русскую интеллигенцию, ищущую великих людей на чужбине и поклоняющуюся им, «а между тем, дома, под кровом родины, заброшенной и презираемой, есть свои великие люди, от которых наша интеллигенция отворачивается только потому, что они не разделяют её безумных увлечений и скитаний. Оценили Захарьина? Но какой же он учёный, если отдал полмиллиона на церковные школы? Это не либерально… Оценили Менделеева? Но какой же это великий человек, если он назвал освободительное движение достойным его именем – именем сумасбродства и нравственной дегенерации. Это несовременно. Оценили Страхова? Не издевались ли над Тургеневым, когда он заговорил о духовном мире; над Гоголем, когда он заговорил о покаянии и смирении, над Достоевским, когда он заговорил о Христе?»                            

                 

  7

     

Церковь и демократия: Неуслышанные голоса: К.П. Победоносцев. Митр. Макарий (Невский). Прот. Иоанн (Восторгов). Архиеп. Никон (Рождественский). Патр. Тихон. Послание Поместного Собора (1917-1918) . – М.: Отчий дом, 1996. – 127 с.

: ил.

     Голоса прозорливцев о грядущих испытаниях, которым Господь подвергнет Россию за её богоотступничество, не были услышаны современниками. А если и услышал кто, разве мог разобрать нарастающие гулы катастрофических событий – слишком  всё заслонялось суетной повседневностью, за которой не просматривалось грядущее в его более чем зловещих контурах. Но пророческие предостерегающие голоса раздавались, и если бы их послушали, то не встали бы на ложные пути, ведущие к погибели, не поменяли бы истинное познание на суемудрие. Впрочем, и сейчас неуслышанные голоса не потеряли своей правдивости. О многом они поведают, многое разъяснят, если к ним прислушаться и в наше непростое, смутное время. Один из голосов – речь протоиерея Иоанна Восторгова в 1909 году – предложим мы вашему вниманию: «Будущая, новая жизнь России неизвестна. Но ход её для нас, верующих, представляется совершенно ясным. Он всецело будет зависеть от того, со Христом ли останется народ наш, или откажется от Него, пойдёт ли за Ним, или Его единого оставит. Не формы жизни, не формы правления спасают народ: семя свято, люди верующие и благочестивые, — те, что на преклоняют колена пред современными Ваалами, как во дни Илии, — уважение к нравственному закону, внутреннее христианство, послушание Церкви – вот что сохранит и укрепит всякое общество и государство. А народ, забывший о Небе, недостоин жить и на земле».                  

 

 

 8

                                               9

 

     

Настольная книга для монашествующих и мирян / Сост. архим. Иоанн (Крестьянкин). – Печоры: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1998. — 398 с.; То же: М.: Отчий дом, 2007.  – 398 с. – Из содерж.: О монашестве: Четыре поучения прот. Иоанна Восторгова. — С. 27-42.

     В своих поучениях, датированных 1909, 1911 и 1913 годами, протоиерей Иоанн опровергает глубокое нерасположение к учению Православия о подвижничестве и, в частности, к монашеству и монашескому подвигу. Яркими примерами из жизни современной ему России он убеждает, что «монашество – только возглавие, завершение и совмещение всего христианского подвижничества», что «в православном церковном монашестве люди спасаются в уповании и надежде. Оно – великий подвиг и добродетель; оно не ненависть, а любовь; оно не погибель, а спасение. Монашество есть жизнь, а не смерть». «Духа не угашайте!» — главный лейтмотив проповедей священномученика.                               

                  

             9bc25ae72bd0_1352534172_paav

     

А.С. Пушкин: путь к Православию  /  Сост.,  подгот.  текста, примеч. А.Н. Стрижёв. – М.: Отчий дом, 1996. -  335 с. – (Православная Церковь и русская литература). – В содерж.: Восторгов И., прот. Вечное в творчестве поэта. – С.164-182.

     Сборник сей – первая попытка собрать воедино литературные работы известных иерархов Православной Церкви, церковных публицистов, отечественных филологов и мыслителей, потрудившихся над прояснением религиозного облика Пушкина. Статья «Вечное в творчестве поэта» отца Иоанна Восторгова написана к столетнему юбилею поэта. Подробно разбирая стихи величайшего нашего поэта, во множестве цитируя их для доказательства его глубокой религиозности, отец Иоанн так пишет о его кончине: «Трёхдневным страданием, трёхдневным этим крестом совершилось до конца его нравственное созревание и перерождение, как и некогда на Голгофе совершилось перерождение распятого с Иисусом после покаянной молитвы. Мы видим здесь окончательное торжество духа в нём и его примирение с Богом».

                       (Продолжение следует…)