Мученики и исповедники Российские (1917-2017)

15.07.2017
Суббота

        Часть седьмая

 

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета

 (5 / 18 июля)

              

 

                                      

2

     «Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая  Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добротетельное  житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице Великая Княгиня Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша ».

                                     (Тропарь преподобномученице Елисавете).

     Великая княгиня Елисавета родилась в 1864 году в семье герцога Гессен-Дармштадтского Людвига  IV, была родной сестрой императрицы Александры Феодоровны, супруги царя-страстотерпца Николая II. В 1884 году вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. В 1891 году приняла православие. Во время Русско-японской и Первой мировой войн помогала раненым. В 1905 году, после убийства супруга, посвятила себя делам милосердия и благотворительности. В 1909 году основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия и стала её настоятельницей. Она сочетала самоотверженное и безвозмездное лечение бедных с духовно-аскетическими подвигами: спала не более трёх часов, молилась по ночам, строго постилась. В 1918 году святую Елисавету арестовали вместе с келейницей преподобномученицей Варварой (Яковлевой) и несколькими Великими князьями. 18 июля 1918 года преподобномученицу Елисавету сбросили в пригороде города Алапаевска в шахту, она скончалась там от ран и жажды.

     В 1921 году гробы Елисаветы Феодоровны и сестры Варвары перевезли в Иерусалим. Они покоятся в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, как хотела сама Елисавета Феодоровна.

     В Москве на Большой Ордынке снова возродилась Марфо-Мариинская обитель. В 1992 году Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых Великую княгиню Елисавету Феодоровну и инокиню Варвару.

     В Приходской библиотеке нашего храма имеется множество книг, посвященных преподобномученице Великой княгине Елисавете. О некоторых из них мы расскажем вам сегодня, накануне дня её памяти.

             3

     

Икона Собора Новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе, 13-16 авг. 2000 г., Москва, Храм Христа Спасителя. – Софрино, [2000].  -  Из содерж.: Шестое клеймо. – С. 24-25: ил.

     Книга подробно раскрывает иконографию новомучеников, изображённых на клеймах вокруг основной экспозиции – средника. Шестое клеймо изображает трагедию в Алапаевске 5(18) июля 1918 года: святых Великую княгиню Елисавету и её келейницу Варвару вместе с Великим князем Сергеем Михайловичем, князем Владимиром Палеем, ещё тремя князьями и преданными слугами сбрасывают в шахту.

             4

     На иконе святые жены изображены в светлых, почти белых одеждах, которые в соединении с духом полного смирения и покорности воли Божией, выраженном в недвижной сдержанности их падающих фигур, являют в них Невест Христовых. Здесь цвет символизирует невинность жертв с одной стороны и свирепость убийц – с другой. Светло-зеленый пейзаж, отсутствие ярких пятен – цветовая специфичность данного клейма. Чистый и звучный зеленый цвет в иконописи обычно считается символом вечной юности. Здесь он как бы выражает особенность подвига кроткой агницы Великой княгини Елисаветы, приведшего её и с нею пострадавших к вечному Древу Жизни. В спокойном ритме горок и деревьев чувствуются тишина и покой души, обретшей мир. Образ удивительно созвучен словам тропаря святой мученице, обращенным ко Спасителю: «Тебе Женише мой люблю и Тебе ищуще, страдальчествую, и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, и  стражду Тебе ради…». Последними словами преподобномученицы Елисаветы были слова Спасителя: «Боже, прости им, не ведают, что творят».  Дух этих слов отражен в клейме: в нём мало движения, но много спокойного пространства, знаменующего пустыню (поскольку убийство было совершено в стороне от города); даже злодейские действия врагов, в их болотисто-зеленоватых одеждах, не могут нарушить общего тихого настроения, выраженного в композиции.

 

             5.-Служба..

            

Служба преподобномученице великой княгине Елизавете. – М.: Сестричество во имя прмц. вел. кн. Елизаветы, 1999. – 47 с.: ил.

     Книга сия – первый опыт службы преподобномученице Елисавете. Служба составлена афонским иеромонахом в 1990 году и публикуется впервые.

 

          6.-Святая-прмц

     

Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета: Житие. Акафист св. прмц. Вел. кн. Российской Елизавете /  Авт.-сост. А. Трофимов. – с. Поярково: Храм Рождества Богородицы, [1995]. – 74, [3] с.: ил.

             

                  7.-Акафист

     

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета: Акафист, Житие.  —  М.: Благо, 2002.  – 63 с.: ил.

Краткое житие преподобномученицы и акафист составлены Александром Трофимовым. Им же написана и рекомендуемая ниже книга:

             

8

     

Трофимов А. Святые жены Руси.  – М.: Энцикл. рос.  деревень, 1994. – 230 с.: ил. — Из содерж.: Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета. – С. 168-196.

 

     Несмотря на все подвиги и благодеяния, которые оказала святая Великая княгиня Елисавета близким своим, об этой великой подвижнице и мученице было очень мало написано: несколько брошюр и ни одной большой книги. В своей брошюре о Великой княгине «Мученики христианского долга», вышедшей в 1920 году за границей, автор, игумен Серафим, пишет: «Будет время, когда талантливые поэты воспоют в стихах её возвышенную душу, её светлые подвиги, не только аскетические, но любви и милосердия. Эти прекрасные, возвышенные дела её, эта жертва, как жертва, приносимая на алтарь любви, никогда не изгладится из памяти благодарного человечества, которое будет благословлять её как великую жену любви». Эти слова начинают сбываться в наше время, спустя почти сто лет со дня мученической кончины Великой княгини Елисаветы.

     Первое подробное жизнеописание преподобномученицы составлено нашей соотечественницей, живущей в Австралии, Любовью Петровной Миллер:

                            9.-Миллер---Святая-муч.-российская..

   

 Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна. -  [2-е изд.]  —  М.: Столица, 1994.  -  240 с., [16] л. ил.

     Проникнувшись большой любовью к Елизавете Федоровне, Л. Миллер задалась целью написать книгу о её жизни и мученичестве. Она долго и упорно собирала материал, разыскивала личные письма Великой княгини, переводила их на русский язык… Книга под названием «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна»  увидела свет в1988 году, в год Тысячелетия Крещения Руси. Этот труд сразу привлёк внимание читателей. В 1994 году книга 18-тысячным тиражом была отпечатана в Москве издательством «Столица». Это издание вы можете найти в нашей Приходской библиотеке. Также можно познакомиться и с двумя другими изданиями этой книги, дополненными и снабжёнными новыми фотоматериалами.

 

[10.--Миллер---Святая-муч.-российская..

     

Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна. -  [4-е изд.]  —  М.: Изд. Марфо-Мариинской обители милосердия, 2002.  -  397 с.: ил.

 

            11.--Миллер---Святая-муч

     

Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна. -  [5-е изд.]  —  М.: Паломник, 2007. – 351 с.: ил., [12] л. ил.

     Описывая жизнь Елисаветы Феодоровны, Л.П. Миллер невольно пользовалась каноном житийных описаний: жизнь святого разбивалась на этапы, имеющие определенные признаки. Вот как пишет об этом в предисловии писатель Виктор Тростников: «Она принадлежала к самой высокой в России социальной группе и была в тесном родстве с императором, а значит, привлекала всеобщее внимание и являлась предметом всеобщего интереса, так что её упоминали в многочисленных мемуарах, её жизненный путь может быть прослежен со всеми подробностями чуть ли не изо дня в день. И это даёт нам уникальный шанс как бы проверить правдивость житий древних святых, о которых дошло до нас очень мало независимых сведений. Суть в том, что эти жития написаны вроде бы по одному образцу и внешне друг на друга похожи – путь духовного восхождения разбит на этапы, а сами эти этапы имеют вполне определенные признаки. Это может показаться странным, так как путь духовного восхождения вроде бы  может быть у разных людей различным. Обвинение списателей житий в стандартизации всегда было любимой темой воинствующих атеистов. Они говорили: взгляните на этот шаблон, тут трудно отличить святого первого века от святого восемнадцатого века, и отсюда видно, что это досужие выдумки, перекочевывающие из одного жития в другое. И вот, знакомясь с абсолютно достоверной и документированной биографией Елизаветы Федоровны, мы замечаем, что в ней присутствуют как раз все те этапы, о которых говорится в классических житиях, относящихся к этой группе святых, то есть к преподобномученикам. Её поступки, её отношение к людям, организация своей собственной духовной жизни совершенно те же самые, которые были свойственны всем этим святым. В близкой нам жизни Елизаветы Федоровны точность житий находит блестящее подтверждение. А подумав, можно понять, почему имеет место такой «стандарт»: тесны врата, ведущие к спасению, и широки врата, ведущие к погибели. Само слово «преподобный» означает «очень подобный», то есть «очень похожий». На кого же? Конечно же, на Бога – он превращает данный ему от рождения Божий образ в очень близкое Божье подобие. Но если несколько людей очень похожи на одного и того же Бога, то они, конечно, и похожи друг на друга. И достичь этого подобия можно тоже вполне определенным путём, по-другому войти в эти тесные врата просто не удастся, ибо тут мы имеем дело со строгими законами духовного делания, отменить которые человек не в силах. Эти законы, кстати, изложены в своих творениях святыми отцами, а Елизавета Федоровна постоянно читала эти творения. В книге Любови Миллер эти этапы соответствуют четырём частям книги, и это придаёт всему повествованию, в общем-то житием не являющемуся, дух той самой «классичности», которая свойственна житиям, и делает её очень полезной в нравоучительном плане. Первый этап (часть «Немецкая принцесса») — это благотворительность без правильного знания о Боге, время, когда Элла была ещё протестанткой, но всем существом тянулась к добру и любви. Второй этап (часть «Хозяйка Москвы») – это жизнь уже в православии, жизнь глубоко воцерковлённой русской женщины, делающей добро уже ради правильно понятого Христа и Его заповедей. Третий этап (часть «Марфа и Мария») – это строительство обители и игуменство, полное сосредоточение на каждодневно творимом милосердии и на молитве. Четвертый этап (часть «Венцы нетленные») – снискание Божией славы мученицы, завершение всего жизненного подвига самопожертвованием ради своего народа. Мученический венец Бог даёт самым любимым Своим чадам, и к этому венцу Елизавета Федоровна шла всю свою жизнь».

 

                12.--Цитриняк

     

Цитриняк А.,  Хемлин М. Великая княгиня Елизавета Федоровна. – М.: Центр книги, 2009.  -  432 с., [8] л. ил.

     Вот ещё одна книга о Елизавете Федоровне. Всё те же этапы её жизни описаны, но авторы делают упор на негативные стороны. Попытки очернить или унизить святую или её близкое окружение нелепы и смешны; авторы смотрят на святую «снизу вверх» и поэтому не могут понять мотивов её поступков, называя её «странным существом, чья жизнь представляется рядом загадок». Но в книге много документальных свидетельств (письма, Устав Марфо-Мариинской обители милосердия), которые говорят многое воцерковлённому и читающему сердцем человеку…  Хочется привести цитату из письма Елизаветы Федоровны 1918 года: «Я не экзальтированная, мой друг.  Я только уверена, что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит…  Осознав великую жертву Бога Отца, пославшего Своего Сына умереть и воскреснуть за нас, мы ощутим присутствие Святого Духа, озаряющего наш путь. И радость не иссякнет, даже когда наши бедные человеческие сердца и наши маленькие земные умы будут переживать моменты, которые кажутся очень страшными…»      

       Рекомендуем вам книги о Марфо-Мариинской обители милосердия, имеющиеся в Приходской библиотеке:

                       

                  13

     

Вдали от мирской суеты: Великая княгиня Елисавета Феодоровна о служении женщин в Русской Православной Церкви. – Н.Новгород: Ред.-издат. центр Нижегородского епарх. упр., 1996. – 223 с.: портр.; [8] л. ил.

     В книге впервые публикуются труды Елисаветы Феодоровны. Сей драгоценный опыт достоин внимания и изучения и особенно важен в наше бездушное время. Опыт Великой княгини Елисаветы Феодоровны должен нам помочь в деле милосердия, служения человеку.  «Отрадно иметь возможность посвятить последние годы своей жизни аскетическому, молитвенному подвигу вдали от мирской суеты», — писала великая подвижница.

 

14

     

«Наш долг служить и сеять…»: Миссионерская деятельность преподобномученицы  Великой  княгини Елисаветы Феодоровны. – М.: Дар, 2011. – 111 с.: ил. – В содерж.:  Каталог выставки «Великая княгиня Елизавета Федоровна и Святая Земля».

     С именем Елизаветы Федоровны неразрывно связано социальное служение. Следуя примеру святой Елисаветы Тюрингской, она посвятила свою жизнь служению бедным и больным. Прекрасно зная традицию служения диаконис в немецком протестантизме и Англиканской Церкви, Елизавета соединила западную деловитость, протестантское социальное служение и русскую иноческую жизнь. Такое сочетание милосердной благотворительности и духовного просвещения сегодня становится самой востребованной формой церковного служения людей образованных, глубоко знающих свою веру и готовых самоотверженно трудиться Богу. Изучая наследие Елизаветы Федоровны, исследователи находят все новые данные о ее миссионерской, просветительской, благотворительной деятельности, масштабы которой поражают. На сегодняшний день известно, что количество созданных Великой княгиней учреждений и тех, где она состояла почетной попечительницей, на территории России и за границей составляло около 80-ти. Венцом же стала Марфо-Мариинская обитель, одна из последних созданных в Москве общин сестёр милосердия. Особенностью обители была широта поставленных пред нею задач. Помимо социального и просветительного служения (приют для девочек, воскресная женская школа, больница, амбулатория, аптека, убежище для чахоточных женщин, бесплатная столовая и библиотека) с самого начала Великая княгиня ставила перед Марфо-Мариинской обителью миссионерские задачи. С годами эти задачи расширялись и занимали всё большее место в жизни и деятельности обители. В книге также даны фотографии и описание выставки «Великая княгиня Елизавета Федоровна и Святая Земля», где очень подробно описана роль Святой Земли в судьбе Елизаветы Федоровны, бывшей после гибели супруга Сергея Александровича главой Императорского Православного Палестинского Общества. В Иерусалиме, в храме святой Марии Магдалины, обрела место своего упокоения Матушка Елисавета, в чистом и страдальческом теле которой жила воистину ангельская душа.

 

15

     

Подвижники Марфо-Мариинской обители милосердия / Под ред. прот. Александра Шаргунова. – 2-е изд., испр. – М.: Хронос-Пресс, 2001. – 143 с., [12] л. ил.

     Большую часть настоящей книги составляют воспоминания монахини Надежды, а также дневниковые записи самого отца Сергия (Сребрянского), духовника Обители, многие годы хранившиеся у неё. Матушка Надежда – одна из последних сестёр Марфо-Мариинской обители милосердия. Она умерла 1 сентября 1983 года в возрасте 93 лет. Незадолго до смерти ей явилась Великая княгиня с сёстрами и сказала: «Зиночка (так звали её до пострига), приходи к нам, не сомневайся, у нас тебе будет хорошо». Сохранились воспоминания матушки Надежды, записанные Еленой К., у которой матушка Надежда жила в последнее время до дня своей кончины.Эти воспоминания посвящены Матушке Великой, преподобномученице Елисавете, батюшке духовнику обители протоиерею Митрофану, в монашестве архимандриту Сергию (Сребрянскому) и монахине Любови, самой близкой подруге матушки Надежды.

 

16.-Золотой-святыни--свет..

     

«Золотой святыни свет…»: Воспоминания матушки Надежды – последней монахини Марфо-Мариинской обители милосердия. – М.: Сибир. Благозвонница, 2004. – 701 с.: ил.

      Публикация воспоминаний матушки Надежды более полных, чем в предыдущей книге.

 

             17

     

Владимиров А., прот.  Белый ангел Москвы. – М., 2014. – 47 с.: ил.

     Книга – житие святой преподобномученицы Елисаветы, небесной покровительницы Православной службы помощи «Милосердие» и  Общества друзей милосердия, издана  к 150-летию со дня рождения Великой княгини. Милостью Божией возрождена Марфо-Мариинская обитель с её чудесным храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Подходя к храму, вы вдруг застываете в изумлении: на вас смотрит, как живая, Великая Матушка Елизавета Фёдоровна! Скульптура, изваянная из камня, по праву считается лучшим творением талантливейшего нашего современника Вячеслава Клыкова. У стоп Великой Княгини всегда живые цветы, которые она так любила с детских лет.

          18

 

 

 

                19

     

Солоницын А. Земной ангел: Повествование о святой прмц. Вел. кн. Елисавете Феодоровне и всех, кто вместе с нею жизнь за веру Христову положил. – СПб.: Царское Дело, 2001. – 143 с.: ил.

     Новая книга Алексея Солоницына  — это художественное жизнеописание святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. Не отступая от канонов, автору удалось нарисовать живой и трогательный образ подвижницы, которую ещё при жизни считали святой. Отразив в произведении сложность исторического момента, множество мнений и неразрешённых вопросов, писатель утверждает, что непреложны в жизни лишь духовные истины. Вот как пишет об этом сам автор: «Задача писателя в том и состоит, чтобы рассмотреть исторический факт с точки зрения духовной, психологической, — в этом отличие художественного произведения от житийной литературы… Я писал этот текст не столько с просветительской целью, но для того, чтобы наше перевёрнутое сознание могло вместить понятие «жизнь во Христе». И потому речь идёт о той решимости на нравственный подвиг, окончательном преодолении нашей человеческой слабости, нашей плотской природы, которые происходят от соприкосновения с некоей высшей, сверхчеловеческой инстанцией, когда в душу приливаются силы неземного порядка».

 

[20

     

Григорьева Е. Преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна. – СПб.: МОК-Центр, [2000]. – 15 с.: ил.

     Книга для детей: житие святой преподобномученицы  Елисаветы.

                                                                      * * *

     О святая преподобномученице  Великая Княгине Елисавето! Призри на нас, недостойных, с высоты небесныя славы и простри нам, немощным, руку помощи и заступления! Согрей, ходатайством Твоим, хладные черты наши; растопи ожесточение, упраздни обиды и печали… Научи нас, чад твоих, благодатию Христовой привлеченных к тебе, покаянной молитве, исходящей от сердца сокрушенна и смиренна… Вдохни в нас дух милосердия и сострадания, да без лености послужим ближним, яко сами себе, к прославлению великого имени Безначального Отца со Единородным Его Сыном и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во веки. Аминь.                   

                                                                     (Продолжение следует…)