Апостол любви

17.05.2015
Воскресенье

Апостоле Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа, иже падша на перси приемый: Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости

Тропарь, глас 2

Величия твоя, девственниче, кто повесть; точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися о душах наших, яко богослов и друг Христов

Кондак, глас 2


 

Дорогие братья и сестры!


8 (21) мая Святая Русская Православная Церковь торжественно отмечает память одного из ближайших учеников Господа нашего Иисуса Христа, апостола любви — Иоанна Богослова. Святой Иоанн был особенно возлюблен своим божественным Учителем за внутреннюю чистоту и жертвенность. Все написанные после воскресения Спасителя апостолом Иоанном послания пронизаны темой любви, в них в полноте раскрывается сущность христианства, значение принесенной Богом искупительной жертвы ради спасения рода человеческого.


Апостол пишет о настоящей нелицемерной Любви, той, которая распяла Себя во имя победы над смертью. Святой призывает христиан в своей жизни руководствоваться любовью к Богу и ближним. Для Иоанна жизнь во Христе есть жизни по любви. Неслучайно, что он больше, чем другие апостолы, говорил и писал верующим о том, что такое любовь и как необходимо относиться к окружающим людям. Как с уст великого русского святого преподобного Серафима Саровского при встрече с человеком непрестанно слетали слова «Радость моя, Христос Воскресе!», так и апостол Иоанна постоянно говорил «Возлюбленные мои, да любите друг друга!».
Иоанн призывал любить Бога и ближнего до самопожертвования, «до крови». Не так, как мы иногда по необходимости привыкли любить тех, которые делают нам добро или начальствуют над нами — лицемерно и заискивающе. А так, как возлюбил Христос — даже врагов, распинателей и гонителей наших. Ибо Господь на кресте молился за всех: и за римских воинов-мучителей, и за предавших его на распятие иудеев, и за распятых с ним злословящих его разбойников. Вот к какой любви призывает нас святой апостол. Сердце апостола Иоанна в прямом смысле горело любовью. Он жил во Христе, и Христос жил в нем.

Как обличительно и назидательно звучат слова святого Иоанна о любви: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20-21).

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17).


«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8).


«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:16-18).


О какой же любви говорит нам апостол Иоанн? О той, которая по слову великого апостола Павла все терпит и переносит, всему радуется и все покрывает:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.


Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.


Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.


Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал взрослым, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Корф. 13: 1-13).


Слова двух апостолов о любви обращены к христианам всех поколений. И нам, современным православным, следует жить по этой любви. На работе, в общественном транспорте, в пробках, в общении с домашними — везде должно проявлять любовь. Это совсем не значит, что если тебе в автобусе наступили на ногу, то следует объясняться в любви сделавшему тебе больно ближнему. Но необходимо от всего сердца без раздражения простить его и улыбнувшись сказать: «Ни чего страшного, не беспокойтесь!». Любящее милующее сердце спасет человека от любых жизненных испытаний. Ведь за приходящим искушением христианин будет видеть Божий Промысел и Его любовь к нам.



Вспомним прекрасные слова молитвы 8-й ко Господу нашему Иисусу Христу, читаемые нами ежедневно во время утреннего правила: «Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех». Господь наш Иисус Христос, по великой Своей любви, предал тело Свое на жестокое мучение, дабы верующие в него имели жизнь вечную. И если мы хотим вместе со Христом жить после смерти, то и нам необходимо сораспяться на кресте любви вместе с ним. Христианство заключается не в том, чтобы читать утреннее и вечернее правило, не есть определенную пищу в определенные дни, а прежде всего в том, чтобы любить ближнего, не раздражаться, не гневаться, не «есть» его. Жить ни как все в постоянных оскорблениях и в отстаивании своего мнения, в борьбе за «правду». Истинное христианство точно наоборот. Христианин должен думать о том, чем он может послужить ближнему, что он может дать ему, чем пожертвовать ради него.


«Чему поучает нас святой апостол и евангелист Иоанн Богослов своим житием и учением?» — вопрошает еще один великий святой, в Земле российской просиявший, праведный Иоанн Кронштадтский, 25-летнюю годовщину прославления которого Русская Православная Церковь будет торжественно праздновать 4 июня 2015 г.:
«Научает нас совершенной преданности Начальнику нашей веры и Совершителю Господу Иисусу Христу, беспристрастию к здешней маловременной жизни, чаянию и приготовлению к вечной жизни, всегдашнему бодрствованию над своим душевным состоянием, непрестанному покаянию, всякой христианской добродетели, удалению от всякого греха, отчуждающего и удаляющего нас от Бога и Его святых заветов и обетований, взаимной любви, милосердию, терпению и положению жизни за Христа, если бы то понадобилось. Чудны были близость и дерзновение ко Господу Иоанна. Он был возлюбленный ученик, друг и наперсник Христов во время земной жизни Христа. Но когда Господь воскрес из мертвых и вознесся на небо, и восприял Свою предвечную, страшную славу, возсед и по человечеству одесную Отца, и — тогда особенно пред всеми учениками Своими отличил Иоанна, явившись ему в Своей неприступной Славе» (См.: «Отец Иоанн об Апостоле Иоанне»).

Любовь — лейтмотив всей жизни апостола Иоанна. За это он по праву стал самым близким учеником Господа. За это Христос наградил его особыми дарами. Из Писания известно, что апостол любви неоднократно воскрешал умерших, исцелял больных. Иоанну был дан великий дар пророчества. В Апокалипсисе Ангел говорит ему: «Тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих» (Откр. 10, 11).


В особой славе явился Иоанну Господь на острове Патмос: «Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: «Я есмь Альфа и Омега, первый и последний…». Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел седмь золотых светильников и посреди седми светильников — подобнаго Сыну Человеческому, облеченнаго в подир и по персям опоясанного золотым поясом. Глава Его и власы белы, как белая волна, как снег, и очи Его — как пламень огненный, и ноги Его подобны халколивану, как раскаленныя в печи; и голос Его — как шум вод многих. Он держал в деснице Своей седмь звезд и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его — как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: «Не бойся, Я есмь первый и последный, и живый, и был мертв, и се — жив во веки веков. Аминь. И имею ключи ада и смерти» (Апок.1,10-18).




Апостол не оставил Христа в самое тяжелое время Его земной жизни. Когда Спасителя вели на суд к первосвященнику, Иоанн следовал за ним. Он стоял и у Креста, на котором был распят Господь. Перед смертью Иисус заповедал Иоанну заботиться о Богородице, как о собственной матери, а Ей — считать Иоанна своим сыном.




Кончина святого апостола свидетельствует о победе Любви над смертью и тлением. Церковное предание гласит, что прожив более ста лет, Иоанн покинул г. Эфес и просил своих учеников похоронить его еще живым, накрыв лицо платом. Те не осмелились нарушить просьбу учителя. В Житии апостола Иоанна Богослова сказано:
«Когда апостолу исполнилось более ста лет, вышел он из дома Домна с семью своими учениками и, дойдя до некоторого места, велел им там сесть. Время было уже к утру, и он, отойдя на такое расстояние, на какое можно бросить камень, начал молиться. Потом, когда ученики его, согласно его воле, выкопали ему крестообразную могилу, он заповедал Прохору идти в Иерусалим и оставаться там до кончины своей. Преподав еще наставление ученикам своим и поцеловав их, апостол сказал: «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ей». И поцеловали его ученики и покрыли его до колен, а когда он снова поцеловал их, то покрыли его даже до шеи, положили на лицо его покрывало, и поцеловав еще, с великим плачем покрыли его совсем. Услышав об этом, братия пришли из городам раскопали могилу, но ничего не нашли там и весьма много плакали; затем, помолившись, они возвратились в город. И каждый год, в восьмой день месяца мая, появлялось из гроба его благовонное миро и по молитвам святого апостола подавало исцеления болящим в честь Бога, в Троице славимого во веки веков. Аминь».


В Церкви бытует устойчивое мнение, что апостол был взят на небо вместе с телом, подобно Богородице и древним праведникам — Илии и Еноху. По этому поводу святой праведный Иоанн Кронштадский пишет: «И прежде сего — до страданий Своих — Господь говорил прикровенно о том же бессмертии Иоанна во время беседы с учениками и с народом «Истинно говорю вам, что есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мр.,9,1). Эти слова относились к апостолу Иоанну Богослову, хотя сказаны прикровенно как бы о нескольких лицах, а не об одном. Итак, Иоанн Богослов преставился, но не умер, а «доселе жив пребывает и от земли не отступает, и ждет втораго страшнаго пришествия» Владыки на землю (стихира на малой вечерни в праздник Иоанна Богослова), — хотя и на небе предстоит престолу Божию и предстательствует всегда о Церкви Христовой. Вот сколь державно и боголепно и по достоинству прославил и прославляет Господь Своего возлюбленного ученика и наперсника, и хранителя, и питателя Своей Пречистой Матери, Девы Марии до конца Ея земной жизни. Ее Господь воскресил из мертвых в третий день, а возлюбленному ученику повелел жить до второго Своего пришествия, когда Иоанн по плоти будет убит слугами антихриста, как Илия и Енох, и потом словом Божиим будет жив во веки веков. Такова слава, таково бессмертие возлюбленного ученика Христова!» (См.: «Отец Иоанн об Апостоле Иоанне»).


В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в храмах будет читаться отрывок из его послания (1 Ин. 4:12-19), в которых есть удивительные по силе слова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди в день преставления апостола (09.10.2011) говорил: «Чему же учит нас сегодня святой Иоанн Богослов? Он учит нас величайшей мудрости — как победить страх, как победить стресс, как сохранить внутреннюю свободу. Его дивные слова звучали сегодня на этой площади: «Совершенная любовь изгоняет страх». Кому-то это может показаться непонятным, но в этих словах — величайшая мудрость. Через них человек одерживает победу над любыми страхами и становится мужественным и непобедимым. Уже не обстоятельства жизни господствуют над человеком, но человек становится сильнее обстоятельств…




…И ведь сам Иоанн Богослов явил тому пример, когда он, возлюбленный ученик Спасителя, не убоялся Голгофы. Другие ученики разбежались, а он вместе с Матерью Спасителя стоял у Креста, ничего не боясь — ни римских воинов, ни злобы первосвященников, ни диких криков беснующейся толпы. Он стоял у Креста, победив страх, потому что с Богом в сердце страх исчезает. И сегодня, молясь святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, мы будем просить его, ныне предстоящего престолу Божию, как некогда он стоял у Креста, укрепить нашу веру в Бога, а через это — любовь в сердце, совершенную любовь, которая изгоняет страх и помогает человеку, преодолевая все трудности земного бытия, устремляться к подлинным целям и ценностям, которые Сам Бог предначертал роду человеческому. Аминь».
Завершим настоящую статью словами из проповеди архимандрита Рафаила (Карелина) «Об апостоле любви, о преподобном Сергии и о сегодняшнем монашестве»:

«Сегодня память апостола Иоанна Богослова: он в старости своей не мог говорить проповеди в храме, а только повторял несколько слов: «Дети, любите друг друга!». Ученики спрашивали его: «Отец, почему ты повторяешь одни и те же слова?» Он отвечал: «Потому что в них, в этих словах, заключается все: если будете любить друг друга, то спасетесь, где любовь — там Бог!!!».

Пусть апостол Иоанн Богослов, Апостол Любви, даст и нам этот дар благодати, вдохнет любовь в наши окаменевшие, темные сердца! Аминь».


«Апостолов верх, Богословия трубу, духовнаго воеводу, вселенную Богу покорившаго, приидите, вернии, ублажим Иоанна приснопамятного, от земли переселяющегося, и земли не отступающаго, но живуща, и ждуща страшное Владыки Второе Пришествие, еже неосужденно срести нам испроси, любимиче, таинниче, Христов наперсниче, любовию совершающим память твою» (Стихира на малой вечерни в праздник Иоанна Богослова).

Святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас!


Трощинский Павел