Святитель Николай Сербский, епископ Охридский и Жичский

26.04.2017
Среда


Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему

Тропарь, гл. 8


Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче

Кондак, гл. 3

 Дорогие братья и сестры!


20 апреля (3 мая) православный мир торжественно чтит память великого сербского подвижника святителя Николая, епископа Охридского и Жичского.



Многих великих святых явила миру братская Сербская Православная Церковь! Ее небесным покровителем по-праву считается святой Савва Сербский (†1236), первый Архиепископ Сербской Автокефальной Церкви. Его почитание в сербском православии сравнимо с почитанием на Руси святого равноапостольного князя Владимира или прп. Сергия Радонежского. В Сербской Церкви воссияли и другие великие подвижники: святой Симеон (отец святого Саввы), святой Стефан Дечанский (14 в.), святые сербские князья — мученик Лазарь (†1389) и Стефан Щилянович (†1515), святитель Василий Острожский (17 в.). Из современников упомянем причисленного в 2010 г. к лику святых преподобного Иустина (в миру Благое Попович) (†1979).


В соборе сербских святых особое место занимает «сербский Златоуст» святитель Николай (в миру Никола Велимирович) (23 декабря 1880 — 18 марта 1956) — епископ Сербской православной церкви. Воистину верно слово о нем его ученика и преподобного отца Иустина Челийского (Поповича): «Владыка Николай — величайший сын сербского народа после святого Саввы Сербского! Аминь».

Из жития святителя известно, что после окончания богословско-педагогической школы он посвятил себя преподаванию. Затем в начале ХХ вв. уехал продолжать образование в Швейцарию и Англию. Защитил докторскую степень по философии и богословию в Берне. Темой его диссертации была «Вера в Воскресения Христово как основной догмат Святой Апостольской Церкви».


В 1909 г. принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. В течение нескольких лет преподавал в Белградской Духовной академии философию, психологию, логику, историю и иностранные языки. Во время Первой мировой войны читал лекции в Америке и Англии, сбор от которых пошел в помощь соотечественникам, чем оказал поддержку своей родине.


Божием Промыслом жизнь святителя была тесным образом связана с Россией. Он горячо любил нашу страну, переживал за нее и слезно молился о ее «духовном исцелении». Известно, что в 1910 г. иеромонах Николай был направлен учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую духовную академию. Поступил на общих основаниях как обычный семинарист, не упомянув даже об уже полученном европейском образовании. На одном из духовно-литературных вечеров он поразил своими знаниями и проповедническим даром преподавателей и студентов академии, в особенности митрополита Антония (Вадковского), который испросил у императора для талантливого академиста право на бесплатное путешествие по всей России. С тех пор ни одна страна не вспоминалась владыкой с такой любовью, как Россия, которую он носил в своем сердце до последнего вздоха.


В 1919 г. хиротонисан в епископа Жичского, а в 1920 — и в Охридского, где он и служил до 1934 г. Затем вернулся в Жичу, в которой находился до 1941 г. Во время Второй Мировой Войны был помещен в концлагерь Дахау (приобрёл зловещую известность как один из самых ужасных концлагерей, в которых проводились медицинские эксперименты над заключенными), чудом остался жив и после освобождения, по причине невозможности вернуться в атеистическую Югославию, в которой Иосип Броз Тито объявил его врагом народа, продолжил свою миссионерскую деятельность в Европе и Америке, где много писал, выступал с лекциями, преподавал.


В эмиграции он тяготел к русской среде, преподавал в Академии святого Владимира в Нью-Йорке, Святой Троицы в Джорданвилле, святителя Тихона в Пенсильвании.


Последние дни святителя прошли в русском монастыре святого Тихона в штате Пенсильвания, где он и представился. Из монастыря тело владыки было перенесено на кладбище сербского монастыря Святого Саввы в Либертвилле (штат Иллинойс). В 1991 г. 12 мая его святые мощи были перенесены в родной сербский город Лелич, где и находятся по ныне.

В 2003 г. на Архиерейском соборе Сербской Православной Церкви святитель причислен к лику святых.



Святитель Николай и святитель Иоанн Шанхайский

Особо отметим духовную связь святителя Николая с великим русским святым, также вынужденно проживавшим в эмиграции, широко почитаемым не только в России, но и в среде сербского православного народа, святителем Иоанном, Шанхайским и Сан-Францисским чудотворцем.


В период преподавания Иоанна Шанхайского в сербской семинарии, опытный епископ Николай давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». Он также говорил: «Дети, внимайте отцу Иоанну! Он ангел Божий в человеческом обличье».


Известно, что оба святителя настаивали на скорейшем прославлении святого праведного Иоанна Кронштадтского и Царя-мученика Государя Императора Николая Александровича. Так, именно святитель Николай своим обращением к Русской Православной Церкви заграницей с просьбой приступить к канонизации Иоанна Кронштадтского инициировал процесс прославления этого великого праведника. После его официального обращения Архиерейский Синод поручил Иоанну Шанхайскому собрать все необходимые для канонизации документы, в результате чего в 1964 г. Иоанн Кронштадтский был прославен Русской Православной Церковью заграницей.


Основные труды


Перу святителя Николая принадлежат многочисленные работы, посвященные как исследованиям серьезных богословских тем, так и ответам на обычные духовно-житейские вопросы. Собрание сочинений святителя насчитывает тринадцать томов. В 2010 г. в издательстве Сретенского монастыря вышло собрание его творений в трех книгах. Первые два тома — это беседы на воскресные и праздничные Евангелия В третью книгу вошли пользующиеся большой популярностью «Миссионерские письма» (Святитель Николай Сербский (Велимирович): Творения. В 3 книгах Издательство: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2010 г.).




В завершении нашей небольшой статьи о святителе, приведем несколько отобранных по собственному размышлению цитат из писем-ответов святителя Николая к вопрошающим его людям. За основу были взяты ответы на первые 100 писем, адресованные святому его почитателями при их общем количестве — 300

(цит. по «Николай Сербский (Велимирович), свт. Миссионерские письма / Пер. с серб. С. А. Луганской. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2011):





Письмо 6. Разорившемуся купцу, которого все покинули: «По Христовой мере, то, что составляет вечную ценность человека, не прибывает с богатством и не убывает с бедностью. Но приливы и отливы этой вечной ценности, которая не сходит с телом в могилу, зависят от силы любви человека к заповедям Божиим».


Письмо 8. Священнику К., о мировом кризисе: ««Кризис» — слово греческое, в переводе оно означает «суд»… Замени слово «суд» словом «кризис» и читай: «Милость и кризис воспою», «от Господа придет кризис всякому», «Отец весь кризис отдал Сыну», «Время начаться кризису с дома Божия… Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, — богоотступничество».


Письмо 15. Одному сербскому патриоту, утверждающему, что важнее быть честным сербом, а вера — дело второстепенное: «Никто не сможет быть хорошим сербом, если прежде всего не будет хорошим человеком. В мире не было и нет иной силы, которая могла бы сделать человека совершенным, кроме веры Христовой»;


Письмо 25. Русскому ветерану, оплакивающему свою распятую родину: «Но, когда ты говоришь о русской беде, не забывай, что угнетатели, а не угнетенные — сейчас самые несчастные существа на Русской земле. Жалей их, не осуждай. Ибо иссохнут, яко трава, один за другим стираясь из памяти, уходя от власти. Они поденщики Божии, хотя сами того не ведают. Они льют воду на Христову мельницу: понося Его, они на Него работают. Не дано им пока это видеть, но когда они исчезнут, как тени, тогда увидят и возрыдают горько, ибо ничего, кроме проклятия, им не останется. Получили они вознаграждение свое здесь, на земле, в виде преходящих власти и могущества. А ты не плачь, радуйся! Настала в России великая жатва душ. В эти дни многострадальный русский народ наполняет рай больше, чем любой другой христианский народ на земле».


Письмо 50. Владельцу кофейни, которому пришлось выбирать между самоубийством и нищетой: «Что ты потерял? То, что не было твоим, когда ты родился, не твое и теперь. Был хозяином, а стал нищим. Это не потеря. Потеря, когда кто-то был человеком, а стал зверем. А ты был человеком и остался человеком»;
Письмо 59. Американцу Джону Дэвису, которого пугает умножение рода человеческого: «Поэтому успокойтесь и не мучайте себя заботой о хлебе для тех, кто еще не родился. Если же Вы желаете беспокоиться о будущих судьбах людей, тогда побеспокойтесь о том, какими будут сами люди, а не о том, что они будут или не будут иметь. Уверяю Вас, что, если потомки Ваши будут искать прежде Царства Божия и правды Его, ни дня без хлеба не останутся, даже если будет их как песка в море».



Письмо 60. Мелентию Д., на вопрос, что означают слова «вечная память»: «Кто желает бессмертного поминовения в вечности, тот евангельского духа ищет. Кто хочет своему имени бессмертия на земле, тот тщеславится. Знай, что многие из тех, кто неслышно и незаметно прошел по этой жизни, обрели бессмертие именам своим в том мире, который выше смерти и перемен. Подумай об этом, брат Мелентий, и Господь еще многое откроет тебе. А когда услышишь о моей смерти, тихо помолись: „Вечная ему память“».


Письмо 69. Неправославному священнику, на вопрос: «За что Бог наказывает православную Россию?»: «Во всяком случае сегодняшние крестные муки русского народа принесут миру непреходящую пользу. А сам русский народ выйдет из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде. Даже обычный кузнец бросает в огонь железо не для того, чтобы наказать его, но чтобы сделать его чище. Мы считаем и верим, что Творец попустил великому русскому народу огонь страданий не для того, чтобы наказать и истребить его, но чтобы этим страшным примером предостеречь и вразумить другие народы, а сам русский народ вовеки прославить пред землей и небом».


Письмо 74. Богомольцу, над которым насмехаются домашние: «Знай, покаются твои гонители, насмешники умолкнут, а ты возрадуешься. Сегодня ты последний в доме отца, но скоро первым станешь. А те, кто гонит тебя, будут служить тебе. Это пророчество тысячи раз исполнялось и на тебе исполнится».



Письмо 80. Одному рантье, который рассказывает, как он обеспечил себе безбедное существование: «Поспешите в Бога богатеть, по слову Спасителя. А богатеть в Бога — значит богатеть тем богатством, которое Богу угодно и которое никогда не оставит человека. Это богатство веры и твердое упование на Бога, богатство милосердия и сострадания, истины и братолюбия. Этим щитом защитите Вы свою жизнь и жизнь своих детей надежнее, чем всеми богатствами мира».


Письмо100. К.К., на вопрос, можно ли гадать на кресте: «Но какая же тогда сила в кресте! Сила, которая очищает, защищает и освящает! Крестом освящаются вода и елей, хлеб и первые плоды земные, дом и человек. Эту силу наш народ знает опытно, потому он и освящает крестом Христовым посевы и дома, скот, одежду и пищу. А проклятое гадание несовместимо с крестом, как и крест с гаданием».


 


И в самое завершение:

«Известен такой случай  из жизни Владыки того периода. Однажды он обратился к готовящимся причаститься Св. Таин:
 — Пусть достойные Причастия станут справа, а неготовые — слева.
Вскоре множество народа оказалось на левой стороне. И лишь четверо встали справа.
 — Ну, что же, — произнёс Владыка, — сейчас грешники подойдут к чаше с Пречистым Телом и Кровью, а праведники могут не подходить. Они ведь и так уже безгрешны. Зачем же им Причастие?» 


 


Святитель отче Николае, моли Бога о нас!


Трощинский Павел