Праздник Успения Пресвятой Богородицы

22.08.2016
Понедельник



В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Тропарь празднику Успения Богородицы, гл. 1


Дорогие братья и сестры!


15 (28) августа Русская Православная Церковь торжественно отмечает один из двунадесятых праздников: Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.


Его наступление предваряет Успенский пост, который хотя и длится всего лишь две недели, однако по своей строгости приравнивается к Великому посту. В период Успенского поста верующие вспоминают о приготовлении Богородицы к переходу в жизнь вечную: узнав о времени своей кончины Матерь Божия еще больше погрузилась в молитву, готовя свое сердце ко встречи с Господом. Нам следует брать пример с Пресвятой Богородицы и хотя бы в этот короткий период больше думать о вечном. Церковь призывает нас, по примеру Девы Марии, стремиться к внутренней чистоте, целомудрию и воздержанию.



Святой праведный Иоанн Кронштадтский в «Слове в день Успения Пресвятой Богородицы» говорит, что Матерь Божия явила яркий пример победы Христа над смертью, которая уже не называется смертью, а успокоением и сном:

«самый очевидный пример торжества над смертью видим мы в Пречистой Матери Господа. Она склонилась в гробе только для краткого отдохновения плоти. Говорим „для краткого“ потому, что, по свидетельству предания, на третий день после Ее смерти уже не найдено в гробе пречистого тела Ее — оно воскрешено и взято было на небо, где вместе с душой стало наслаждаться блаженством небесным. За Божией Матерью видим апостолов и мучеников, которые встречают смерть с радостью, как величайшего друга, который взамен скоропреходящих благ настоящего мира или взамен его бед и скорбей дарствует им вечные радости Царствия Небесного. За ними видим всех святых, которые смотрели на смерть также с радостью, видя в ней конец земных трудов и начало небесной славы».



Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) вопрошает: «кто умирал так из земнородных, как умерла Пресвятая Богородица? Чье смертное ложе окружали лики апостолов? В возглавии чьего смертного одра сияла небесным светом райская ветвь, принесенная архангелом Гавриилом за три дня до смерти Пресвятой Богородицы? Чью душу пришел принять Сам Господь и Бог наш Иисус Христос? О, никто, никто, конечно, никто! Не смертью, а блаженным успением называем мы кончину Пресвятой Богородицы». И далее владыка свидетельствует:

«так вот, если хотите, чтобы кончина ваша была блаженным успением, конечно, не столь блаженным, как успение Пресвятой Девы, работайте не плоти, а духу. Собирайте мир в сердца ваши изо дня в день. Это трудно, это очень трудно, это должно быть делом всей жизни, это великий подвиг». («Слово на Успение Пресвятой Богородицы»).



Святитель Иннокентий Херсонский так раскрывает смысл празднуемого Церковью события: «Чистота и святость Преблагословенной Девы Марии внушается нам праздником Ее Успения, дабы и наша кончина была безболезненна, непостыдна и мирна».

В своих проповедях на Успение Пресвятой Богородицы подвижники благочестия акцентируют наше внимание на том, какой должна быть смерть христианина. Недаром русская пословица гласит: «конец — делу венец». Пречистая Дева во время своего успения была окружена святыми апостолами, ангелами и Господом. С молитвой ко Господу и Его Пречистой Матери умирали святые: их последний вздох был сопряжен с благодарностью к Создателю. Когда мучеников вели на казнь, они не проклинали своих палачей, а молились за них. Так умирали святые. Так умирали те, кто в своем сердце сохранил любовь к Богу и Его творению, кто своей жизнью и смертью доказали верность Христу и Его заповедям. Так должны умирать христиане. Именно так должны, просто обязаны умереть мы. В противном случае наша «христианская жизнь» лишь лицемерное соблюдение гастрономических правил. Именно из-за поселившейся пустоты в сердце нас более волнуют вопросы того, что можно или нельзя есть в пост. Но совсем не волнует, что главное в посте: не «есть» людей. Именно поэтому святое успение Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии должно стать для нас примером той кончины, к которой должен стремиться каждый верующий христианин.



«Но не такова же ли должна быть и наша смерть?» — восклицает святитель Феофан Затворник. «Да, Пресвятая Богородица есть Мать наша, мы — дети. Она предшествует, мы должны последовать за Нею. И вот нам, празднующим день Успения, урок от Успения: год от году приближаясь к смерти — всячески заботиться о том, чтоб смерть наша была не терзательным и мятежным отторжением души от тела, а мирным и безмятежным исходом из сего мира в другой, подобно тихому и покойному засыпанию» («Слово на Успение Пресвятой Богородицы»).



Святитель Тихон Задонский в своем «Слове в день успения Пресвятой Богородицы» пишет: «Памятуя смерть, отвратим руку от лихоимства, грабежа, а лучше от своих имений будем пополнять руки просящих, ведая, что все мирское останется миру, а мы, — как наги вошли в мир, так наги и отойдем. Памятуя смерть, не будем обременять свой телесный мех объедением и пьянством, но будем принимать столько пищи и питья, чтобы не ослабеть и трудиться, надеясь сами быть снедью червей. Памятуя смерть, не пожелаем богатых одежд, ведая, что при погребении нужна одна только срачица для прикрытая наготы. Памятуя смерть, не будем доставать коварным происком многих земель, ведая, что по смерти надо будет земли не более трех аршин. Итак, памятуя смерть, будем иметь великое спасение и избежим козней неприязненных».



Успение Пресвятой Богородицы, по мысли Иоанна Крестьянкина, «явилось вратами, сквозь которые хлынул в мир свет славы безвестной дотоле жизни. И свет этот освятил путь в Царство Небесное всем земнородным» («Слово на Успение Пресвятой Богородицы»).



«О, чудо подлинно сверхъестественное! О, дела, наполняющие изумлением! Смерть, прежде отвратительная и ненавистная, ныне прославляется и ублажается. Прежде приносившая скорбь и печаль, слезы и подавленность, ныне оказалась причиной радости и полного торжества» — восклицает преподобный Иоанн Дамаскин, славя Пречистую.



«Гроб не может держать Тебя: ибо то, что погибает и разрушается, не помрачает владычнего тела. Ад не может владеть Тобою: ибо царской души не касаются рабы. Так отыди в мире, преселись от сотворенных жилищ, молись ко Господу за всю тварь! Пока Ты жила с людьми — Тебя имела малая часть земли; а с тех пор, как Ты покинула землю — весь мир имеет Тебя общим умилостивлением» — вторит святой Андрей Критский.



Своим успением Божия Матерь подтверждает слова апостола Павла: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15:55). Смерть не властна над Пречистой: она бежит от Нее в страхе и трепете, как ангелы тьмы от Света. Святитель Московский Филарет (Дроздов) свидетельствует:
«Что же видим, быв поставлены у гроба Пресвятыя Девы? Зрелище необыкновенное! — Обыкновенно до гроба — свет и ясность, далее гроба — мрак и неизвестность, но здесь совсем напротив. До гроба — какое высокое достоинство и добродетель в какой глубокой тайне и безвестности! Далее гроба — какой свет и слава, какое торжественное воздаяние достоинству и добродетели!» («Слово в день Успения Пресвятой Богородицы»).



О достоинстве Пресвятой Богородицы до нас дошли честные свидетельства очевидцев. Они поражают воображения: среди рода человеческого жила ни чем не приметная скромная и тихая Дева, которой было суждено стать Матерью Бога Всевышнего. Священномученик Дионисий Ареопагит, который специально пришел из Афин в Иерусалим, чтобы увидеть Божию Матерь, так писал в письме своему наставнику Апостолу Павлу о Ней:
«Свидетельствуюсь Богом, что кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую перед Богом: когда я с Иоанном Богословом, сияющим среди Апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Передо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений, и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».



Преподобный Варсонофий Оптинский, пламенея любовью к Богородице, составил стихотворение «Величие Богоматери». Приведем отрывок из него:


«… И над этим царством света,
Царством мира и привета,
Царством чудных сил,
Бог вознес Отроковицу
И навеки, как Царице,
Царство то вручил.
И облек Ее в порфиру,
Превознес превыше мира
Ангельских умов.
И нам, грешным и гонимым,
От мятежных сил боримым,
Даровал в покров!
О, Заступница благая!
Зришь Ты, Дева Пресвятая,
Скорбь моей души.
Даруй слезы умиленья,
Сердцу — чувство сокрушенья
И страстей моих волненье,
Бурю утиши…»


О дивное чудо! источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. (Август 15. вел. веч. на Господи воззвах стих. 1)



«Через праздник Успения Пресвятой Богородицы, через опыт Церкви открывается нам истина о том, что религиозный образ жизни, христианский образ жизни — это не только устроение, блаженство и счастье в этой земной жизни, не только обретение подлинного целеполагания, но это и преодоление страха смерти, это восприятие смерти — со спокойным, мирным состоянием духа, — как естественного завершения земного отрезка человеческой жизни. Такой взгляд на жизнь и на смерть означает величайшую силу человеческой личности, перед которой нет преград, которая не боится ничего. Именно на таком отношении к жизни и смерти и основываются подлинный подвиг, доблесть, способность жизнь свою положить за другого.»

(Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 2011 г.).


Будем же стараться своей жизнью сподобиться от Господа святой спасительной христианской смерти.

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога Нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Пресвятая Богородицы, помогай нам!


Трощинский Павел