Три святителя

05.02.2016
Пятница

 


Тропарь, глас 4 
Яко Апостолов единонравнии, и вселенныя учителие,
Владыку всех молите, мир вселенней даровати,
и душам нашым велию милость


Дорогие братья и сестры!


30 января (12 февраля по н. ст.) Русская Православная Церковь торжественно празднует Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Святители внесли неоценимый вклад в развитие христианского богословия и литургики, им принадлежат богодухновенные молитвы, некоторые из которых составляют наше утреннее и вечернее правило, а сколько человеческих душ обратилось ко Христу благодаря их предстательству пред престолом Божием — о том ведает лишь один Господь.



Жизнь этих великих христианских подвижников была полна лишений, скорбей и многоразличных трудностей. Несмотря на разность характеров, особенностей святительского служения, личных дарований, у них было одинаково сильное стремление к Господу, любовь к Его Святой Церкви и вверенной им в управление пастве. Выпавшие на их долю тяжелейшие испытания святые выдержали мужественно и с благодарностью Богу. Не многие из нас смогут, по примеру Иоанна Златоуста, благодарить Создателя «…не только за то, что прекратил бедствия, но и за то, что попустил их…»; по примеру Василия Великого быть довольным всегда во всем, а не «…высчитывать, чего у них недостает, и не имея принадлежащего другим, печалится и роптать, как бы лишились своей собственности»; по примеру Григория Богослова, ради умиротворения раздоров и воцарения спокойствия в Церкви уйти в сторону: «выбросите меня за борт корабля, — и тогда прекратится для вас волнение. Хотя я и неповинен в этой буре, но я предпочитаю пострадать, если вы этого хотите».



Жизненный путь святых был неодинаков. Огромные труды и лишения, сопровождавшие Василия Великого, подорвали его здоровье. Святитель рано ушел из жизни, в 49 лет закончив свое земное странствование. Григорий Богослов, всю жизнь стремившийся к уединению и монашеству, был вынужден постоянно находится во главе управления церковным кораблем. Это тяготило его, он неоднократно скрывался от людей, от необходимости властвовать и распоряжаться. Такая тяжелая внутренняя борьба желания молитвенного уединения и необходимости участвовать в церковных и житейских делах сопровождала его практически до самой кончины. Достигнув больших высот и признания, Иоанн Златоуст, по примеру Иоанна Крестителя, не убоялся потерять мирские почести и даже саму жизнь: он безстрашно обличал пороки властьпридержащих. У него было много врагов и недоброжелателей, на его жизнь неоднократно покушались. И кончина его была мученнической: святитель представился по дороге в ссылку от стужи, голода и издевательств.


Расскажем немного о каждом их них.



Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился около 330 г. в благочестивой семье, давшей человечеству сразу нескольких прославленных святых. Христианское воспитание, полученное будущем святителем, явилось крепким фундаментом его последующей строгой аскетической жизни, твердости в православной вере, искреннем служении Церкви и ближним.
Родители святителя отличались святой жизнью. Григорий Богослов пишет: «о родителях же Василия засвидетельствовал нам действительный опыт, что они и сами по себе, если бы не сделались родителями таких детей, довольно имели у себя похвальных качеств, и имея таких детей, если бы не преуспели столько в добродетели, по одному благочестию превзошли бы всех. Ежели из детей один или двое бывают достойны похвалы, то это можно приписать и природе.

Но превосходство во всех очевидно служит к похвале родивших. А это показывает блаженнейшее число иереев, девственников и обязавшихся супружеством, впрочем, так, что супружеская жизнь не воспрепятствовала им наравне с первыми преуспеть в добродетели; напротив, они обратили это в избрание только рода, а не образа жизни».


Характерной особенность святителя была непрестанная тяга к науке, получению знаний по различным научным дисциплинам. Для святителя была характерна острота ума, широта познания, прилежность и терпеливость в обучении. Василий Великий является примером для всех тех, кто стремится добросовестно совершать свое общественное служение. Ему следует также усердно молиться и о даровании успехов в учебе, науке, проводимых исследованиях.


Для осмысления характера подвижнической жизни святителя необходимо привести слова свт. Димитрия Ростовского, который так описывал рассматриваемый нами жизненный период будущего святого: «ему известны были только две дороги в Афинах — одна, ведшая в церковь, а другая, — в школу». Какие глубокие и поразительные слова. В переводе на наш современный язык это означает: работа и храм. Вот пример истинного христианского жительства, которому следует подражать всем православным христианам.

Вернувшись после путешествия по Египту, Палестине, Сирии и Месопотамии назад в Кесарию, он стал вести строгую подвижническую жизнь в сане пресвитера. К сожалению, из-за зависти к нему со стороны некоторых «христиан», для сохранения мира, святитель удалился в пустыню. Здесь он подражал подвигам тех великих мужей, которых видел в Сирии и Египте. Он собрал в общежитие монахов, приведя к себе в пустыню и друга своего Григория Богослова.


По прошествии некоторого времени Василию Великому все-таки пришлось оставить пустыню для защиты Православия от арианской ереси. В борьбе с арианами проявился стойкий и мужественный характер святителя, который в сане епископа Кесарийского безстрашно боролся с обладающими как церковной, так и светской властью противниками. Во время жестких на него гонений святой Василий составил чин Литургии, написал Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил и три книги против еретиков.


Несмотря на непрекращающиеся скорби, Василий Великий всегда и во всех жизненных обстоятельствах благодарит Бога. Ему принадлежат и следующие глубокие по смыслу слова, напрямую обращенные ко всем поколениям христиан и обличающие нашу неблагодарность ко Творцу. «Ныне многие впадают в порок людей злонравных, не уважая того, что у них есть, и желая, чего нет. Ибо, не думая о тех, которые их ниже, не изъявляют благодарности Благодателю за то, что имеют, а напротив того, при сравнении с тем, что и кто выше их, высчитывают, чего у них недостает, и не имея принадлежащего другим, печалятся и ропщут, как бы лишились своей собственности. Раб негодует на то, что он не свободен; воспитанный на свободе — что не высокого происхождения; знатный родом жалуется, что не слишком богат; богатый скорбит и сетует, что не правитель городов и народов; военачальник, что не царствует; царь, что не обладает всей подсолнечной, но что есть еще народы, не подклонившиеся под его скипетр. Из всего этого выходит то, что Благодатель ни за что не получает благодарности».


Наиболее ярко стойкость святителя в вере проявилась в его противостоянии с императором Валентом, ярким защитником арианской ереси. Император, то есть человек, наделенной высшей государственной властью, прямо угрожал святителю смертью за его противоборство арианству. Но мужество Василия Великого победило и страх перед смертью. Святитель говорил императору: «во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ни что, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат».


Василий Великий скончался по мирским понятиям очень рано в возрасте 49 лет. Болезни и труды подкосили его здоровье. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий так оценил его заслуги: «он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим». А вот как о нем отзывался преподобный Ефрем Сирин: «мы, „перенесшие тягость дня и зной“ (Мф.20:12), ничего не добились, а сей, пользующейся такою славою и честью у людей, есть в тоже время столп огненный. Это меня удивляет».


Да, ни что не может отлучить истинного подвижника от любви Господней: ни мирской статус, ни постоянное стечение народа, ни забота о Церкви и ее чадах, ни дела управления, ни болезни, ни скорби. Главное, чтобы сердце постоянной жило Богом, и там, где люди и непрекращающиеся хлопоты, душа все равно будет всецело принадлежать Христу.


Святителю отче Василие, моли Бога о нас!


Еще одним вселенским столпом был близкий друг и сподвижник святителя Василия архиепископ Константинопольский Григорий Богослов, память которого мы отмечали совсем недавно, во вторник 7 февраля (25 января по ст. ст). Святой Григорий родился в 329 г. Родителями будущего святителя были епископ Назианзский Григорий и святая Нонна. Святитель Григорий до последних дней жизни родителей исполнял свой долг перед ними, непрестанно заботясь о них. Вот как писал святитель о своих благочестивых отце и матери: «а из всех, которые чтут Тебя, мои родители особенно заботятся о благочестии, избегнув опасности скорбной жизни, они привязали корабль свой к Твоим чистым заповедям. Ты для них начало и конец… Заботясь о них и облегчая их труды, питал я ум свой надеждами, что делаю самое полезное дело, исполняю долг природы».


Святой Григорий также как и его друг Василий Великий обладал выдающимися способностями, к которым присоединилось еще и прекрасное образование, полученное в Кесарии Палестинской, Александрии, Афинах, где он также изучал различные науки. В Афинах дружба между будущими святителя стала более крепкой, они поддерживали стремления друг друга к Богу, и таким образом вместе преодолевали многие искушения, свойственные тому времени. «Нам известны были две дороги: одна — это первая и превосходнейшая — вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — это вторая и неравного достоинства с первой, вела к наставникам наук внешних. Другие же дороги — на праздники, на зрелища, на народные собрания, на пиршества — предоставляли мы желающим. Ибо и внимания достойным не почитаю того, что не ведет к добродетели и не делает лучшим своего любителя. У других бывают иные прозвания, или отцовские, или свои по роду собственного звания и занятия, но у нас одно великое дело и имя — быть и именоваться христианами».


После окончания обучения и преподавания в Афинах, святой Григорий возвратился домой для помощи своему престарелому отцу в заботах о многочисленной пастве. Хотя священническое служение и тяготило душу святителя, которая была более склонна к уединенному образу жизни, однако на время он принял на себя это служение.


После того, как византийским императором становится Феодосий, по его приказу в Константинополь вызывается святой Григорий для борьбы с арианами. По прибытии в святой град Григорий Богослов подвергается нападкам со стороны многочисленных противников, в том числе и со стороны верных чад Церкви. Такое противостояние переносится им с трудом и со слезами. На Втором Вселенском Соборе святого Григория избирают архиепископом Константинопольским за его проникновенные проповеди, стойкую веру, великое благочестие и глубокое богословие. Однако как человек, стремящийся к уединению и не желающий бороться за власть, святитель уступает в противоборстве со своими противниками. «Мужи и сопастыри мои по управлению святым Христовым стадом! Стыдно вам, поучающим других хранить мир, входить в раздоры между собою! Как вы можете других убедить к согласию и единомыслию, если не можете согласиться сами с собою? Но я умоляю вас пред единосущною и Пресвятою Троицею установить мир и показать взаимную любовь друг к другу, чтобы вы в полном согласии могли устроить церковные дела. Если же я — виновник разногласия и разъединения между вами, то я нисколько не достойнее пророка Ионы. Выбросьте меня за борт корабля, — и тогда прекратится для вас волнение. Хотя я и неповинен в этой буре, но я предпочитаю пострадать, если вы этого хотите. Только примиритесь между собою и будьте единомысленны; свергните меня с престола, изгоните из города, только истину и мир, говорю с пророком Захарием (Зах.8:19), возлюбите. Желаю вам здравствовать, священные пастыри! Не забывайте и моих трудов!».


Святитель возвращается в родной город, где по просьбе местных клириков вновь возглавил епархию, не переставая просить правящего архиерея снять с него эту обязанность, которую он считал для себя бременем. Его душа жаждала общения с Богом, все сложнее становилось жить среди людей, жить мирскими заботами и житейской суетой. «Я примечал, — пишет Григорий Богослов, — что люди, которым нравится деятельная жизнь, полезны в обществе, но бесполезны себе, и их возмущают бедствия, от чего мягкий нрав их приходит в волнение. Видел также, что живущие вне мира почему-то гораздо благоустроеннее и безмолвным умом обращены к Богу; но они полезны только себе, любовь их заключена в тесный круг, а жизнь, какую проводят, необычайна и сурова…». Святитель все жизнь искал уединения, но Промыслом Божием «…дела, которых думал я избежать, как к сроку, явились ко мне в великом множестве». Все было чуждо ему: и должности, и заслуги, и похвалы, и зависть, но ни чего этого не удалось ему избежать. Он сильно мучился, и в этом состоял подвиг всей его жизни.


После ухудшения здоровья на место святителя был назначен иной епископ, а сам Григорий Богослов смог удалится на покой в своё фамильное имение и посвятить себя литературному труду. В это время он пишет многие богословские сочинения, подробную автобиографию, путешествует по обителям. Блаженная кончина святителя последовала в 389 г. в Назиане, где он и был похоронен.
Вот какую краткую, но глубокую характеристику святителю дал Димитрий Ростовский: «святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван богословом».


Святителю отче Григорие, моли Бога о нас!


Третьим празднуемым нами вселенским святителем и учителем является архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст, который родился в Антиохии около 347 г. Вскоре после рождения Иоанна скончался отец будущего святителя, а его юная мать, отказавшись от повторного вступления в брак, все свои силы посвятила воспитанию сына. Именно от нее вселенский пастырь получил первые наставления в православной вере и благочестии. Как и другие два святителя, Иоанн Златоуст прошел обучение у лучших учителей своего времени.
Душа молодого Иоанна Златоуста более стремилась к монашеству, поэтому, узнав, что епископ Афин решил поставить его после своей смерти на архиерейскую кафедру, незамедлительно вернулся к себе в родной город. Святитель принимает решение сделаться монахом, но его мать просит подождать с этим до ее кончины.
После смерти своей матери святой Иоанн принимает монашество и посвящает себя написанию богословских работ. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, где были написаны им три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества», сочинение «Сравнение инока с царем» и другие работы. Затем, желая большего уединения, он тайно удалился в пещеру и пробыл в ней в течение двух лет, живя в одиночестве. В результате особых монашеских подвигов святитель подрывает свое здоровье и вынужденно возвращается назад в Антиохию для лечения.


В 381 г. святого посвящают в дьяконский чин, а в 386 г. в пресвитера. Священноначалие возлагает на него обязанность проповедовать Слово Божие. Святой оказался блестящим проповедником и за редкий дар богодухновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Удивительное красноречие святого Иоанна привлекало к нему людей всех сословий и возрастов, не только православных христиан, но и людей иных убеждений. Во время своего пастырского служения, святой Иоанн произнес множество проповедей, из которых некоторые дошли до нас. Святой составил весьма душеполезные толкования на многие книги Ветхого Завета, на Евангелия от Матфея и Иоанна, на книгу Деяний Апостольских.


Много трудов положил святой Иоанн Златоуст и на устроение богослужения: составил чин Литургии, и доныне сохранившей его имя, написал множество молитв, учредил крестные ходы, ввел антифонное пение за всенощным бдением. Не случайно, что особая молитвенная связь прослеживается между двумя столпами литургического служения: святителем Иоанном Златоустом и святым праведным Иоанном Кронштадским.


Иоанн Златоуст особо любил вверенную ему паству. Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на послание к Римлянам» пишет: «…сколько тяжелых трудов переносят пастухи овец в Каппадокийской стране, заботясь о бессловесных. Часто занесенные снегом, по три дня сплошь остаются они в таком положении. Говорят также, что не меньше бедствий переносят пастухи и в Ливии, по целым месяцам скитаясь по этой суровой пустыне, наполненной самыми свирепыми зверями. А если столько забот бывает о бессловесных, то, какое извинение будем иметь мы, когда нам вверены разумные души, а мы спим таким глубоким сном? Можно ли тут думать об отдыхе? Можно ли искать покоя? Напротив, для этих овец не должно ли идти повсюду и подвергать себя тысяче смертей? Или вы не знаете цены этого стада? Не для него ли твой Владыка совершил бесчисленные деяния и пролил даже Свою Кровь? А ты ищешь покоя? Что же может быть хуже таких пастырей? Разве ты не понимаешь, что и Христово стадо окружено волками, которые злее и свирепее ливийских? Неужели ты не представляешь себе, какую душу должно иметь тому, кто принимает на себя начальство в церкви? Народные правители, совещаясь о делах маловажных, дни и ночи проводят в бодрствовании, а мы, подвизающиеся для неба, спим и днем. Кто же после этого избавит нас от наказания за такую беспечность? Если бы даже надлежало резать тело, если бы предстояло испытать бесчисленные смерти, то не следовало ли бы спешить на все это, как на торжество? Пусть слышат это не одни пастыри, но и овцы, — чтобы сделать пастырей более усердными и побудить их к большой ревности, оказывая им всякое послушание и повиновение и ничего другого. Так заповедал и Павел, говоря: „повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших“ (Евр. 13:17)».


Особенно сильно обличал святитель грехи, совершаемые нечестивыми людьми, в том числе и из числа императорского двора. В этом подвиге он уподобился Иоанну Крестителю, который, не взирая на лица, называл грех своим именем. Святитель претерпел множество скорбей и лишений за нелицеприятное отстаивание правды и твердость в защите несправедливо обижаемых. На жизнь святого неоднократно покушались. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря.


Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее («опять Иродиада беснуется, опять мятется, опять скачет и пляшет, опять главы Иоанновой ищет!»). Святитель же так отвечал на воздвигаемые в его адрес обвинения: «царица желает, чтобы я походил на мёртвого, не замечал совершаемых несправедливостей, не слушал голоса обижаемых, плачущих и воздыхающих, не говорил обличений против согрешающих; но так как я епископ и мне вручено попечение о душах, то я должен на всё смотреть недремлющим оком, выслушивать просьбы всех, всех учить, наставлять и обличать. …Я обличаю беззаконие, а не беззаконнующих; никому не говорил я в лицо о его беззаконии, никого не запятнал бесчестием и никогда не упоминал в проповедях имени царицы для обличения ее. Но я всех вообще поучал воздерживаться от зла и не обижать ближних. Если же кого из слушающих мои поучения осуждает совесть за содеянные им дурные дела, то ему подобает гневаться не на меня, но на себя самого, и пусть он уклонится от зла и сотворит благое».


Несмотря на высокий авторитет святителя и заслуженное доверие у паствы, безумная царица осудила Иоанна Златоуста на смертную казнь, но император Аркадий заменил казнь изгнанием. Истощенный болезнями святитель в сопровождении жестоких конвоиров три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В городе Команы силы оставили его. Причастившись Святых Христовых Таин, вселенский великий учитель, святитель Иоанн Златоуст отошел ко Господу со словами: «Слава Богу за все!». Тот, которого весь мир не был достоин, скончался в изгнании от трудов, болезней, голода и холода. «Таким образом, святой угодник Божий в течение всей своей жизни несший крест свой, распинаясь для мира и сораспинаясь Христу, скончался в день, посвященный памяти Честного Креста».

Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!

Для равного почитания святителей Православная Церковь установила общую дату празднования их памяти, которая в 2016 г. приходится на пятницу.

Святителие Христовы Василие, Григорие и Иоанне, молите Бога о нас!!!

Трощинский Павел