Святой благоверный Царевич Димитрий

23.05.2016
Понедельник

 

Тропарь, глас 4

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею,/ Богомудре мучениче,/ за скиптр Крест в руку приим,/ явился еси победоносец/ и жертву непорочну Владыце принесл еси себе:/ яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси./ И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице,/ молися о державе сродников твоих богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Кондак, глас 8

Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие,/ яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси/ и Христу красен плод принесл еси себе;/ темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно,/ страдальчески обагреное кровию./ Благородие святе Димитрие,/ соблюдай отечество твое и град твой невредим,/ тому бо еси утверждение


Дорогие братья и сестры!


15 (28) мая Святая Русская Православная Церковь чтит память невинно убиенного отрока Димитрия, младшего сына царя Иоанна Грозного от Марии Фёдоровны Нагой. Хотя царевич и был мал возрастом, однако богоотступники в своем безумии помышляли о скорейшем от него избавлении. Как нечестивый царь Ирод, ослепленный страстью властолюбия, истребил в Вифлееме 14 тысяч младенцев, надеясь, что среди них окажется Мессия, так и Борис Годунов, вместе со своими сторонниками, искал смерти Димитрию, опасаясь, что войдя в возраст, тот наследует престол вместо или после кончины болящего царя Фёдора Иоанновича.


«Царевич Дмитрий». 1924, Нестеров Михаил


Разрушительна страсть властолюбия! Она повсюду сеет телесную и духовную смерть! Сколько страданий, горя и крови принесла она человечеству! Святитель Тихон Задонский пишет: «Властолюбие есть великое зло в человеке и начало всякого зла… Мы знаем, что беззаконному Ироду не страшно было убить столько тысяч неповинных младенцев, чтобы только не лишиться царской власти. О, великое зло — властолюбие! Человек хочет другими владеть, но сам собою владеть не может. Беги от этого зла, чтобы не погубить себя и других».

По замыслу убийц, смерть царевича должна была послужить укреплению позиций Годуновых и стабильности в государстве, однако Промыслом Божием она стала причиной обрушившихся на Россию многочисленных бед в период Смутного времени. В конце своей жизни, по словам В. О. Ключевского, царь Борис «спрятался во дворце, редко выходил к народу и не принимал сам челобитных, как это делали прежние цари. Всех подозревая, мучась воспоминаниями и страхами, он показал, что всех боится, как вор, ежеминутно опасающийся быть пойманным…».


«Царевич Дмитрий». Клавдий Лебедев


Подчеркнем, что несмотря на официальное заключение посланной в г. Углич на место убиения царевича следственной комиссии (состоящей, впрочем, из людей Годуновых: «Угличское дело»), отвергшей версию об убийстве Димитрия, наиболее авторитетные русские историки (Карамзин Н.М., Соловьев С.М., Костомаров Н.И.) в один голос говорят, что выводы, ею сделанные, ложны, а в смерти отрока прямо или косвенно виноват царь Борис. И патриарх Иов в грамоте 1606 г. писал: «Прият заклание неповинно от рук изменников своих»; и патриарх Ермоген в сказании об убиении царевича, и многие российские и иностранные современники — все единодушно говорили, что царевич убит по тайному приказанию Годунова. Пушкинская драма «Борис Годунов» также написан на основе этой версии. В «Истории Русской Церкви» митрополита Макария говорится именно об убийстве отрока.

В период жизни царевича Годунов постоянно видел в нем угрозу своей власти. Он то объявлял его рождение незаконным, что автоматически лишало бы отрока прав на престол, то сравнивал его характер с характером отца — Иоанном Грозным, что пугало бояр и народ, то подсылал людей отравить царевича. Отрок превратился в личного врага Годунова, который стремился погубить царевича.


В Истории государства российского Карамзин Н.М. пишет: «приступая к исполнению своего ужасного намерения, Борис мыслил сперва объявить злосчастного Царевича незаконнорожденным, как сына шестой или седьмой Иоанновой супруги: не велел молиться о нем и поминать его имени на Литургии; но рассудив, что сие супружество, хотя и действительно беззаконное, было однако ж утверждено или терпимо церковною властию, которая торжественным уничтожением оного призналась бы в своей человеческой слабости, к двойному соблазну Христиан — что Димитрий, невзирая на то, во мнении людей остался бы Царевичем, единственным Феодоровым наследником — Годунов прибегнул к вернейшему способу устранить совместника, оправдываясь слухом, без сомнения его же друзьями распущенным, о мнимой преждевременной наклонности Димитриевой ко злу и к жестокости… В противность клевете нелепой, многие утверждали, что юный Царевич оказывает ум и свойства достойные отрока Державного; говорили о том с умилением и страхом, ибо угадывали опасность невинного младенца, видели цель клеветы — и не обманулись: если Годунов боролся с совестию, то уже победил ее и, приготовив легковерных людей услышать без жалости о злодействе, держал в руке яд и нож для Димитрия; искал только, кому отдать их для совершения убийства!… Начали с яда. Мамка Царевичева, Боярыня Василиса Волохова, и сын ее, Осип, продав Годунову свою душу, служили ему орудием; но зелие смертоносное не вредило младенцу, по словам летописца, ни в яствах, ни в питии. Может быть, совесть еще действовала в исполнителях адской воли; может быть, дрожащая рука бережно сыпала отраву, уменьшая меру ее, к досаде нетерпеливого Бориса, который решился употребить иных, смелейших злодеев».


В итоге подосланные Годуновым люди зарезали отрока. Убийство было выдано за несчастный случай: якобы царевич Димитрий, играя с другими детьми, в приступе эпилепсии («черной немочи») во время судорог сам себя смертельно заколол. Однако в свете современных представлений об эпилепсии это невозможно, поскольку в самом начале эпилептического припадка человек теряет сознание и удержать какие-либо предметы в руках он не в состоянии. Да и невозможно представить, чтобы Святая Церковь причислила к мученическому лику самоубийцу, от мощей которого впоследствии происходили неисчисляемые чудеса и исцеления. Да замолчат уста нечестивых, глаголющих сию неправду! Впрочем, лгали и на воскресшего Христа Спасителя, говоря, что ночью Его ученики пришли и унесли тело, когда стерегущие пещеру воины спали…

«Житие царевича Дмитрия Угличского», повествующее о трагической гибели в Угличе сына Ивана Грозного, известно в четырех редакциях: Четьих Миней Германа Тулупова, князя С. И. Шаховского, Четьих Миней Иоанна Милютина и Четьих Миней Дмитрия Ростовского. В Четьи Минеи Иоанна Милютина записано: «И совершили те окаянные <все> по сказанному: как змея со змеей, пошептавшись, сговорились вместе будто на птенца голубиного, хотя тайно его погубить; эти жестокие кровопийцы готовы были на пролитие той неповинной крови, и набросились на него, как волки безжалостные, и совершили то ужасное дело: посреди двора его один из них взял его за шею и перерезал ему горло».


«Легенда о царевиче Димитрие». 1967, Илья Глазунов


Царевич Дмитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. 3 (13) июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными. После канонизации его останки были перенесены в Архангельский собор московского Кремля. У гроба Димитрия происходили чудеса: люди исцелялись от слепоты, хромоты, глухоты, гнойных язв, бесовской одержимости.

На Руси царевич почитается как попечитель страждущих детей: сирот, инвалидов и беспризорников. В 1997 г. Русской Православной Церковью совместно с Российским детским фондом по инициативе председателя фонда писателя Альберта Лиханова учреждён Орден святого благоверного царевича Димитрия. Им награждаются лица, внёсшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей. Орденом могут награждаться как отдельные лица, так и организации: детские дома, больницы, приюты, воспитательные учреждения, семейные детские дома.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «День царевича Димитрия» приобрел в 2011 г. статус Всероссийского православного детского праздника. Ежегодно в Угличе 28 мая в торжественной обстановке проводится православный праздник День Царевича Димитрия


«Царевич Дмитрий Иоаннович».Копия из «Титулярника» XVII века



Молитва благоверному царевичу Димитрию:

О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученическия твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патриарха (имя рек) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и в палате братию нашу, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злохитрство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне, и присно, и во веки веков.
Аминь.



Святый благоверный княже-мучениче Димитрие, моли Бога о нас!

Трощинский Павел