Святитель Василий Великий

10.01.2019
Четверг

«Корабль, груженый знаниями» — 14 (1) января святая Церковь торжественно чтит память Вселенского учителя, богомудрого пастыря, выдающегося богослова, молитвенника и организатора Василия Великого, чья жизнь была целиком и полностью посвящена служению Богу, Его Церкви и людям. Основатель института социального служения, борец с ересями и расколами ежедневно умирал на своем епископском послушании, неся тяжелейший жизненный крест. Результатом его страданий в этом временном веке стало вечное блаженство в вечности.



Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим


(Тропарь, глас 1)


Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.


(Кондак, глас 4)


 Дорогие братья и сестры!


14 (1) января святая Русская Православная Церковь вместе с таинственным праздником Обрезания Господня торжественно отмечает память Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, Вселенского учителя, святителя и выдающегося богослова, арианской ересью.


Этот благословенный день — престольный праздник нашего приписного храма-часовни святителя Василия Великого, что на ВВЦ (ВДНХ) (на территории синингария (место, где выращивается сирень) за павильоном № 32/34).



Святитель Василий не случайно был прозван Великим. Основанием к этому явилась его горячая любовь к Богу, ревностное служение святой Церкви и людям. Всю свою жизнь Василий Великий старался подражать Христу, проповедуя христианство не только словом, но и самой своей жизнью. Святой Василий был не только великим богословом, боровшимся с захватывающими христианский мир ересями. Он был и великим организатором монашеской жизни, её родоначальником, проповедником киновитского общежития. В сане епископа ему путем огромных усилий удавалось умирять церковные нестроения, заботиться о благополучии вверенной в управление паствы, деятельно служить болящим и убогим. Кратко характеризуя святого, можно сказать, что он был успешным борцом с ересями, ярким проповедником слова Божия, великим молитвенником и прекрасным организатором.


Будущий вселенский учитель родился в богатой и знатной семье, многие члены которой были прославлены в лике святых. Складывается ощущение, что они как бы «соревновались» между собой в святости. Так, дед святителя по материнской линии претерпел мученическую смерть за Христа; дед по отцу — был лишен имения и долгое время скрывался в лесу от гонителей; Макрина Старшая (бабушка по матери) прославилась исповеданием Христа в гонение императора Максимиана Галерия; отец Василия (Василий Старший), незадолго до своей кончины, принял священнический сан, а мать святителя, Емилия, после смерти супруга избрала монашеский подвиг.


У Василия Старшего и Емилии было 4 сына и 5 дочерей. Первая дочь святая Макрина (Младшая) избрала безбрачную аскетическую жизнь. Брат Григорий стал впоследствии епископом Нисским. Брат Петр стал епископом Севастийским (по свидетельству свт. Григория Нисского, Петр преуспел в добродетели ничуть не меньше самого Василия Великого). Все домашние Василия стремились к одной общей цели — спасению души для вечной жизни.


Старший между братьями, Василий родился в 329 году, получив в последствии прекрасное образование. Именно родители формировали в сыне любовь к христианской вере и Церкви.


Святой Василий писал:

«я с младенчества стал изучать Священное Писание и не переменил впоследствии мыслей о Боге; но то понятие о предметах веры, какое приобрел с детства от отца и матери моей и бабки Макрины, то понятие возрастало во мне, и я усовершал только преподанные ими мне начала».



Сказанное выше подтверждает важный тезис о том, что именно родители должны преимущественно заниматься воспитанием своих детей, закладывая в них основание правильной христианской веры. Дети, в первые годы жизни, особенно доверяют папе и маме, что способствует успешному взращиванию в детских сердцах ростков благочестия и любви к Богу. Ни детский сад, ни школа не могут и не должны заменить детям их родителей, а пример живой веры создает вокруг ребенка атмосферу подлинного христианства, что, впоследствии, способствует его осмысленному возрастанию в Боге.


В юношеском возрасте Василий был отправлен родителями в Кесарию для получения гражданского образования. В учебе он чрезвычайно преуспел, получив необходимые для последующего церковного служения знания и навыки. Стремление к наукам побудило Василия отправиться в Константинополь и далее в Афины. Характерной чертой святого являлась непреодолимое стремление к познанию окружающего мира. Любовь к Богу зажгла в сердце Василия жажду к изучению Его творения и всего того, что связанно с человеческой мыслью. Он изучал риторику, философию, поэзию, медицину и др. Святитель имел семь дипломов об образовании и все-равно продолжал учиться. По меткому слову прот. Андрея Ткачева, святитель «был похож на корабль, груженый знаниями».


Постоянное стремление к знаниям является одной из отличительных черт христианина. Мы должны непрестанно учиться, познавать новое, развивать свой интеллект, ведь знания способны принести пользу Церкви и людям. Таланты, навыки и способности, приобретенные в жизни, могут послужить на пользу детям, внукам, приходу, где знаток, например, шахмат или отечественной истории имеет возможность организовать кружок, провести открытые лекции. Так можно служить Богу через служение ближнему. Так и служил впоследствии Василий людям, когда окончил университетское образование.


Василий Великий преуспевал не только в науках. Важнее всего стало то, что наряду со светским образованием, он достигал совершенства и в духовном развитии. В эпитафии святому Василию святителя Григорий Богослова (Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской) сказано:

«каждый преуспевает в чем-нибудь своем, а некоторые и в нескольких из многочисленных видов добродетелей, но во всем никто не достигал совершенства, — без всякого же сомнения не достиг никто из известных нам. Напротив, у нас тот совершеннейший, кто успел во многом или в одном преимущественно. Василий же настолько совершенен во всем, что стал как бы образцовым произведением природы».

Великий угодник Божий и Богомудрый учитель Церкви, как называет его святитель Димитрий Ростовский, не был таким человеком, который делал что-либо наполовину. Решив посвятить свою жизнь Господу, он предался ему всецело. Пройдя шестилетний путь пресвитерского служения, Василий был возведен в сан епископа. Именно в этот период на святителя обрушилось великое множество попечений и забот, от которых он буквально изнемогал как телесно, так и душевно. Епископу Василию требовалось заботиться о вверенной ему пастве, умирять недовольных им владык, пресекать беспорядки между духовенством, противодействовать коварным замыслам ариан, искать материальные средства для поддержания жизни приходов, следить за их целевым расходованием. Святитель Василий проводил огромную социальную работу в поражающих масштабах. Так, ещё будучи обычным священником, он создавал общественные бесплатные столовые и лечебницы. В 327 г. благодаря его стараниям был построен первый в мире крупнейший больничный комплекс «Василиада», где лечили безвозмездно. Все свои сбережения святитель тратил на бедных, устраивая целые города милосердия.

«Велико число облежащих меня дел, тысячами забот объята у меня мысль, и только кратковременное отдохновение я могу улучить от постоянных моих недосугов» — писал Василий Великий

Святой, любивший уединенную монашескую жизнь, бросился в бой за Церковь, ежедневно вынужденно погружаясь в волны житейского моря. Множество недоброжелателей как внутри, так и снаружи церковной ограды всячески препятствовали служению святителя, на него клеветали, его злословили, ему угрожали расправой. Одни обвиняли святителя с чрезмерной строгости по отношению к уклонившимся от Православия. Другие — в чрезмерной снисходительности к ним. «И справа и слева» были недовольные его служением, от чего преследовали Василия Великого везде и постоянно.



Святой имел горячее сердце, крепкую волю, но в тоже время был впечатлительным человеком, который едва мог справиться с эмоциями при столкновением с безобразием и несправедливостью. Известно, что бывали периоды, когда святитель от переживаний не мог спать. Протоиерей Георгий Флоровский в своей работе «Восточные отцы IV века» констатирует:

«Св. Василий был пастырь по призванию, пастырь по темпераменту. Он был человек воли прежде всего. Но у него не было того боевого героизма, которым так выделялся св. Афанасий, точно молодевший в борьбе. Св. Василий от борьбы уставал. Ему легче было обороняться изо дня в день, нежели биться в решительной битве. Но он был человеком долга. И он старался преодолеть самого себя в послушании, в смиренном несении упавшего на него долга. Его воля была закалена в суровом аскетическом искусе. Сила воли чувствуется в самом его стиле, резком, точно кованном. В характере св. Василия было что-то крутое и властное, и его властность многим казалось тяжёлую. На него жаловался даже его нежный и любящий друг св. Григорий Богослов. Но Василий не был человеком холодным. Он был очень впечатлителен, болезненно переживал житейские разочарования, предательство и измену друзей, прежде всего Евстафия Севастийского. И иногда у него срывались слова горечи и отчаяния. Но обычно он скрывал, превозмогал свои чувства, свои огорчения и подчинял свои личные чувства заповедям и долгу».


 


Святитель отдавал много физических и душевных сил на противостояние с арианами, которые пользовались поддержкой императорской власти. Его борьба против ариан могла закончится физической гибелью, изгнанием или заточением. К жизни Василия в сане епископа в полной мере применимы слова гонимого апостола Павла:

 «много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах…» (2 Кор. 11:26–28). 


Особое место в служении святителя занимает его литургическая деятельность. В настоящее время литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году (ранее, в доиконоборческую эпоху, чин полной евхаристической литургии в Константинополе совершался по воскресеньям и праздничным дням):


— воскресенья Великого поста (с 1-го по 5-е)


— Великий Четверг


— Великую Субботу


— Навечерие Рождества Христова или в самый день праздника, если навечерие не выпадает на субботу или воскресенье (если случается в субботу или воскресенье, то в эти дни служится литургия Иоанна Златоуста, а в самый праздник — литургия Василия Великого. Так, например, было в Рождество 2019 г.)


— Навечерие Богоявления или в самый день праздника, если навечерие не выпадает на субботу или воскресенье (так, например, будет 18 (5) января 2019 г., когда после отпуста изобразительных совершается Литургия свт. Василия Великого, которая начинается великой вечерней)


— День памяти свтятителя Василия Великого (совпадает с праздником Обрезания Господня).


Из Жития святителя известно, что святой «просил Бога подать ему благодать и мудрость и разумение, чтобы ему приносить Богу бескровную Жертву при помощи своих собственных слов». Согласно преданию, он же впервые в Церкви устроил алтарную завесу и поместил над престолом золотого голубя в качестве дарохранительницы, т. е. создал не только текст литургии, но и её храмовый контекст.


Результатом непрестанной борьбы за чистоту веры, борьбы с ересями и расколами, противодействие нестроениям внутри верной паствы, неустанного подвижничества стало разрушенное здоровье, что привело к кончине святителя 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Великий труженик лишь немного не дожил до торжества своих богословских идей на Втором Вселенском Соборе в 381 г.


Святитель так писал о себе:

«Я оцепенел от множества скорбей, окруживших меня ныне, они соделали жизнь мою очень тяжкою»…

«Все это, констатирует арх. Порфирий (Попов), — и множество скорбей, и непрестанные заботы, — конечно, достаточны уверить, что только по особенной милости и благоволению Божию святитель при столь слабом здоровье прожил до сорока девяти лет».

Во-истину, жизнь великих христиан полна скорбей и лишений. Но её результатом становится самое главное — вечная жизнь со Христом. А иного и желать даже не стоит.


С праздником, дорогие прихожане! С Новым годом! 




 Святителю отче Василие, моли Бога о нас!



Трощинский Павел