Святитель Спиридон Тримифунтский

20.12.2013
Пятница

Святитель Спиридон Тримифунтский. Фреска. Сербия.


12 (25) декабря святая Православная Церковь празднует память великого святого, почитаемого во всех концах христианского мира — святителя и чудотворца Спиридона, епископа Тримифунтского. В русской Церкви святителя Спиридона почитают наравне со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским чудотворцем.


По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора, который был созван императором Константином Великим для того, чтобы поставить точку в споре с безумным Арием. Именно на Соборе среди множества епископов присутствовали святитель Николай, епископ Мир Ликийских и святитель Спиридон Тримифунтский. На нем святитель Спиридон вступил в состязание с видным греческим философом, защищавшим ариеву ересь.

Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».

Выслушав столь пламенную и глубокую речь святителя, греческий мудрец обратился всем сердцем к Православию, сказав: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие, и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».


Чудо святителя Спиридона Тримифунтского

На том же Вселенском Соборе святитель Спиридон для вразумления противников истинного богопочитания явил чудо, которое навсегда вошло в летопись истории христианской Церкви. Для доказательства единства Святой Троицы во время спора с арианами святитель взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца.

«Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,— сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино». Не случайно, что именно на Первом Вселенском Соборе был составлен Символ веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским.

Святитель Спиридон родился в конце III века на острове Кипр в деревне Аския (Ассия) (греч. Άσσια) / Пашакёй (тур. Paşaköy) — деревня на острове Кипр (в настоящее время находящаяся под властью Турции). По роду занятий будущий святой был пастухом и с самого детства был приучен к труду. По словам святителя Димитрия Ростовского «он вел чистую и богоугодную жизнь. Подражая — Давиду в кротости, Иакову — в сердечной простоте и Аврааму — в любви к странникам».


В зрелом возрасте святитель женился и стал отцом семейства. Однако семейная жизнь была краткой: через несколько лет после брака супруга Спиридона скончалась. Её кончина послужила толчком к изменению жизненного пути будущего святителя. Спиридон не возроптал на Бога. Не вопрошал, за что же ему, ничем не прогневившему Господа, послано такое наказание. Он принял свое вдовство с покорностью и смирением, увидев в нем знак — знак, которым Господь призывал его изменить свою жизнь. Святой Спиридон принял решение посвятить свою жизнь служению Богу и ближним. В царствование Константина Великого (324–337) и его сына Констанция (337–361), святой Спиридон был избран епископом кипрского города Тримифунта. Как епископ, святой Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия: пас овец, убирал хлеб, трудился как обычный мирянин. Смирение святителя, его трудолюбие и упование на Промысел Божий позволило святому стяжать особые духовные дары, которые стали проявляться в исцелениях от телесных и душевных недугов, в чудесном избавлении страждущих от тяжких жизненных невзгод.


Житие святителя Спиридона изобилует множеством чудес, которые совершались по молитвам святого, как при его земной жизни, так и по отшествии в мир иной. О чудесной помощи чудотворца рассказывают и наши современники, многие из которых принадлежат к Русской Православной Церкви. Приведем лишь несколько наиболее ярких свидетельств о чудесной помощи святителя, взятых из его жития, в разное время составленного святителем Димитрием Ростовским, А.В. Бугаевским, Феодором, епископом Пафским и др. Из достоверных источников христианам известно, что по молитвам святителя Спиридона с неба проливался обильный дождь в местах страшной и губительной засухи, воскресали мертвые, бедняки получали столь необходимую материальную помощь, а неправедные богачи чудесно вразумлялись через потерю имущества и денег.


Известно, что однажды к святителю пришла женщина и принесла труп своей дочки-младенца, которая утонула несколько дней назад. Тело ребенка посинело и, даже зная о могуществе и чудесах Спиридона, никто не верил в то, что девочку можно воскресить. Видя безудержное горе матери, святитель вернул ребенка к жизни. В считанные мгновения синева пропала с тела, девочка открыла глаза и заговорила. Мать, которая все равно до конца не верила в чудо, а пошла просить помощи у Спиридона от отчаяния, не выдержав, умерла от потрясения. Тогда Спиридон тут же воскресил и ее. Все это произошло при многих свидетелях, и было запечатлено в хрониках острова Кипр. Церковь, детально изучив обстоятельства дела, официально признала случившееся чудом.


Церковь чтит Спиридона не только как чудотворца, но и как человека, прославившегося необыкновенной мудростью. Однажды, к нему пришел крестьянин и, сетуя на неурожай, попросил немного зерна на посев. Спиридон предложил ему зайти в сарай и самому взять необходимую меру. «Разве ты не пойдешь со мной и не посмотришь, сколько я у тебя беру, чтобы потом знать, сколько требовать с меня обратно?» — спросил крестьянин. «Я просто знаю, что ты возьмешь столько, сколько тебе требуется, а отдашь столько, сколько сможешь», — спокойно ответил Спиридон. Проситель был очень удивлен ответом святого, но когда зашел в сарай, то просто физически не смог взять больше, чем действительно требовалось, — лишнее зерно высыпалось у него из рук.



Когда на острове Кипр случилась страшная засуха, многие крестьяне пошли просить хлеб у богачей, которые непомерно высоко подняли на зерно цены. Некоторые из наиболее отчаявшихся бедняков обратились за помощью к святителю, как к последней надежде перед лицом голодной смерти. Одному из них мудрый старец сказал: «Не горюй, чадо. Богач, не захотевший сегодня спасти от неминуемой смерти твою семью, завтра сам станет уговаривать тебя взять у него как можно больше зерна. Он будет жалок и смешон в глазах людей, а твой дом наполнится яствами. Это мне открыл Святой Дух». Бедняк подумал, что владыка говорит так, дабы утешить и успокоить его. Поэтому крестьянин отправился домой опечаленным, не надеясь на скорое исполнение предсказания. С наступлением ночи по мановению Божьему на землю обрушился мощный ливень. Под напором стихии упал заполненный до самого верха амбар алчного лихоимца. Разбросанные потоками воды, плоды и злаки лежали повсюду. Утром владелец рухнувшей житницы вместе со слугами бегал по Тримифунту и умолял прохожих помочь ему собрать хлеб, ячмень и бобы, однако ни у кого не нашел сочувствия. Вся городская беднота ринулась подбирать с земли даровую пшеницу и плоды, отнятые провидением у жадного человека. Среди них был и разорившийся селянин. Купец не мог помешать изнемогавшей от голода страждущей толпе, но, увидев вчерашнего посетителя, он притворился добрым и предложил ему в долг без барыша набрать побольше валявшегося на дороге хлеба. Земледелец, посмеиваясь над лицемерием и бесстыдством наказанного Богом скряги, взял даром, как и другие тримифунтцы, довольно много зерна. Крестьянин от всего сердца восславил человеколюбивого Господа и Его угодника Спиридона, ибо, не сея и не пожиная урожай, ему удалось наполнить закрома благами, уготованными нищим и убогим по праведному Божьему Суду.


Свт. Спиридон с житием. Эммануил Тзанфурнарис. 1595 г. Собрание Музея икон. Венеция.

Святитель Спиридон, как некогда ветхозаветный патриарх Авраам, старался всячески помогать странникам, лично служа им и оказывая должное почитание. Однажды по время Великого поста, который святитель соблюдал с особой строгостью, к нему в дом пришел усталый путник. Святой попросил дочь накормить чужестранца, однако в доме совсем не было еды. Тогда мудрый пастырь велел дочери сварить мясо свиньи, засоленное в их доме. Когда дочь приготовила мясо, Спиридон пригласил странника сесть с ним за стол. Владыке пришлось и самому есть свинину, ибо правило гостеприимства требовало от деликатного хозяина приступить к трапезе вместе с путником. Можно себе представить, как изнурен был странник и насколько его ослабевшее тело нуждалось в пище, если усердный хранитель чистоты решился нарушить великий пост. Однако гость не сразу согласился вкусить мясо. Он боялся прервать пост и называл себя христианином. Тогда Спиридон убедил его словом апостола Павла: «Тем более тебе не следует отказываться от еды. Ведь в Священном Писании сказано: все чисто для чистых (Тит. 1, 15)». Бесстрастный подвижник преступил строгий устав человеческий ради исполнения святой заповеди Христовой, по которой любовь к Богу и людям есть благо, высшее из всех благ.


Особая духовно-родственная связь святителя была со своей родной дочерью Ириной, которая скончалась во время пребывания Спиридона в Никее на первом Вселенском соборе. Незадолго до своей внезапной кончины некая знатная дама дала ей на хранение очень ценное украшение. Ирина надежно спрятала золотое изделие в отчем доме. Святитель был на Соборе в Никее и поэтому ничего об этом не знал. Когда он вернулся в Тримифунт, хозяйка драгоценности пришла к нему и попросила возвратить золото. Владыка тщательно обыскал весь дом, но не нашел чужого сокровища. Знатная дама заплакала и стала рвать на себе волосы. Потеря столь ценной вещи могла обернуться для нее непоправимой бедой. Сама справедливость побуждала великодушного пастыря найти золото, ведь его дочь, хоть и невольно, своей преждевременной смертью лишила доверившуюся ей женщину немалого достояния. Искренне желая помочь хозяйке драгоценности, Спиридон, всегда глубоко сострадавший горю людей, отправился вместе с обливавшейся слезами гостьей и несколькими спутниками на кладбище. Святитель вошел в склеп, где лежало мертвое тело девушки, и с непоколебимой верой и твердым упованием на Бога обратился к ней, как к живому человеку: «Дочь моя Ирина! Во имя Господа нашего Иисуса Христа скажи мне, куда ты спрятала украшение этой женщины? О великое чудо! По соизволению Божьему Ирина словно пробудилась от крепкого сна и, внимая владыке, ответила: «Господин мой, я хранила золото в нашем доме». И поведала, в каком месте зарыто сокровище. Благоговейный ужас и изумление охватили всех, присутствовавших при столь удивительном событии. Когда голос Ирины смолк, отец ласково произнес: «Теперь, дитя мое, упокойся, пока не воскресит тебя Христос после Второго пришествия». Всеславный иерарх вернулся домой, сразу нашел украшение и возвратил владелице ее золото, а она вместе с другими свидетелями чуда с радостью и ликованьем славила Бога и святого отца нашего Спиридона.


Святитель своим кротким нравом и вразумлением исцелял людей от пагубной страсти сребролюбия и жажды неправедной наживы. Известны многие чудесные случаи, происходившие по его молитвам. Однажды к Спиридону пришел перекупщик скота и попросил продать сотню коз из его стада. Святитель не стал торговаться с гостем о цене. Купец же, поняв, что имеет дело с Божьим человеком, решил воспользоваться честностью владыки. Он оставил плату в доме епископа только за 99 коз. Спиридон не стал пересчитывать деньги и отправился вместе с покупателем к стаду. Когда они подошли к загону, прозорливый пастырь сказал: «Входи, чадо, и забери столько коз, за скольких ты расплатился со мной». Одержимый страстью к наживе купец отсчитал 100 голов и выпустил стадо за ограду. Все козочки последовали за новым хозяином, и лишь одна из них побежала назад. Жадный торговец несколько раз выгонял ее из загона, но козочка тотчас возвращалась к законному владельцу. Купец не мог понять, почему так поступает животное. Он разозлился и попытался на плечах унести чужое добро. Однако козочка бодала рогами голову покупателя и очень громко блеяла. Великодушный святитель не захотел открыто обличать плутоватого гостя и тихо сказал своему обидчику: «Эта неразумная тварь неспроста воспротивилась, бьется на твоих плечах и вопит. Не надо бороться с ней. Лучше поднимись в дом и проверь, сколько денег ты там оставил. Может быть, ты забыл за нее заплатить?». Торговец понял, что совершенный им бесчестный поступок известен владыке. Он раскаялся, попросил прощения у Спиридона и сполна расплатился за стадо. А козочка больше не упиралась, и сама спокойно последовала за новым хозяином. Купец был потрясен столь ясным проявлением Божьей воли и, славя Господа, искоренил в себе пагубное стремление к любостяжанию. «Верный слуга Христа Спиридон обладал ключами Царства Небесного и точно знал, какое целебное лекарство от страстей следует дать согрешившему человеку. Посему мудрый святитель не стал потворствовать пороку наживы богатого торговца и не отдал ему даром лишнюю козочку, а с бедняками, намеревавшимися украсть у него баранов, источающий сердечную доброту пастырь поступил иначе. Великодушный владыка не только простил, но и щедро их одарил».


Спиридон имел благочестивый обычай часть доходов раздавать нищим или ссужать без процентов деньгами малоимущих соотечественников. Однажды один тримифунтский судовладелец пришел к нему с просьбой одолжить немного золота. Мореплаватель хотел закупить товар на чужбине и с выгодой продать дома. Он был весьма беден и намеревался потратить прибыль на пропитание своей семьи. Владыка отдал купцу то немногое, что собрал на святую церковь и собственные нужды. По завершению плаванья корабельщик продал товар и принес архиерею долг. «Иди, чадо, и положи золотые монеты в шкаф, откуда, как ты видел, я взял их для тебя», — сказал Спиридон. Владелец судна исполнил указание епископа. Шло время. Купец по-прежнему нуждался в деньгах, и каждый раз, отправляясь в плаванье, просил у святителя золото для закупки товара, а после продажи груза неизменно возвращал долг. Корабельщику было выгодно брать взаймы у Спиридона, ведь отзывчивый пастырь помогал ему, не взыскивая проценты. Бесстрастный владыка мало заботился о земных благах и никогда не пересчитывал деньги. Он лишь просил тримифунтского торговца положить золотые монеты на место. Многократно купец занимал у епископа и всегда сполна отдавал долг, но однажды отец лжи сатана, завладев сердцем моряка, внушил ему мысль обмануть праведника. Охваченный страстью к обогащению, корабельщик оставил деньги не в архиерейском доме, а в своем собственном кармане. Однако утаенное золото не принесло мошеннику прибыли. Оно лишило успеха его торговлю и, словно огонь, быстро поглотило все имущество судовладельца. В скором времени моряк обнищал, и теперь уже крайняя нужда привела разорившегося купца в дом епископа. Долготерпеливый святитель выслушал гостя и смиренно сказал: «Ступай, чадо, и возьми деньги там, где ты их положил». Корабельщик прикинулся честным человеком, заглянул в шкаф и, ничего не найдя в нем, сообщил об этом владыке. «Попробуй поискать получше, — посоветовал Спиридон. — Ведь к золоту никто, кроме тебя, не прикасался». Мореплаватель тщательно осмотрел содержимое шкафа и, конечно, не обнаружил в нем ни одной монеты. Владелец судна надеялся, что отличавшийся простотой и доверчивостью епископ не узнает о совершенном мошенничестве, и сообщил о пропаже. «Если ты вернул золото, то оно лежит на прежнем месте, но если оставил деньги себе, так зачем же теперь искать их в шкафу?» — кротко ответил владыка.


Спиридон, как и прежде в отношениях с другими сребролюбцами, ласково увещевал прегрешившего мореплавателя не желать чужого добра и не пятнать коварством и ложью совесть, а зарабатывать усердным трудом и помогать бедным. Купец опомнился, устыдился и припал к ногам епископа. Незлобивый владыка тотчас простил раскаявшегося грабителя и стал за него молиться. Корабельщик горячо поблагодарил Спиридона за снисхождение к совершенному им бесчестному проступку и удалился, удивляясь доброте милосердного старца.


Не менее поразительный случай произошел со святителем недалеко от столицы острова Крит, когда владыка пришел в местный храм, но из-за переутомления попросил дьякона не затягивать богослужение. Однако просьба старца не была услышана и честолюбивый клирик продолжал крайне медленно напоказ возносить молитвы. Духовными очами богомудрый святитель увидел пагубную страсть строптивого селянина к тщеславию и, желая смирить гордеца, грозно воскликнул: «Замолчи, творец ослушания!». Дабы всякое непослушание получало праведное воздаяние (Евр. 2, 2), Господь без малейшего промедления лишил голоса дерзкого служителя, и он, открывая рот, издавал лишь невнятные звуки. Присутствовавшие в храме люди были поражены силой слова дивного архипастыря и с изумлением смотрели на владыку. Пока святитель сам завершал чтение молитвы, молва о Божьей каре, постигшей дьякона, разнеслась по всему селению и глубоко огорчила его родственников и друзей. Они пришли к Спиридону и стали упрашивать чудотворца избавить их провинившегося земляка от недуга, который не позволит ему служить в церкви и получать содержание на пропитание семьи от доходов храма. А немой клирик припал к ногам владыки и, обливаясь слезами, знаками умолял о прощении. С тех пор клирик говорил хриплым голосом, немного заикался, но косноязычие не ослабило, а укрепило в нем веру. Дьякон прозрел духом, был целомудрен и до конца жизни служил для потомков примером того, сколь опасно ослушиваться святых старцев и превозноситься перед людьми.


Под конец своей жизни святитель удостоился особого посещения Божия для укрепления в вере окружающих его близких друзей. Как и в беседе преподобного Серафима с Н.А. Мотовиловым, при которой лицо святого сделалось светлее солнца, и из глаз сыпались молнии, так и со святителем Спиридоном по свидетельству очевидцев, на их глазах произошло чудесное преображение. Во время летней жатвы святитель трудился на своем поле. Друзья старца помогали ему собирать урожай. Хотя дождя не было, несколько капель, похожих на росу, внезапно упали с неба и оросили только голову Спиридона. После столь странного явления тотчас произошло еще одно неизъяснимое чудо. Волосы владыки изменили цвет: часть их оказалась черной, другая стала белой, третья приобрела желтую окраску. Друзья Тримифунтского епископа с изумлением взирали на поразительную перемену в облике архиерея. А Спиридон благодаря озарению свыше узнал о часе, когда Отец Небесный призовет его в вечные обители, и обрел способность так видеть отдаленные события, словно они происходили теперь. Сердце праведника исполнилось благодатью Святого Духа, и с неизреченной радостью богоносный иерарх пророчески возвестил:

«Предрекаю вам, братья, что Господь увенчает славой память обо мне и многие люди, и старые и молодые, будут ежегодно праздновать у гроба с моим телом день преставления. Я, как вы видите, беден, но по изволению человеколюбивого Бога смогу подавать прихожанам те спасительные блага Горнего Иерусалима, которые сам стяжал у Всевышнего Творца, дабы они познали Нераздельную Святую Троицу — Единственного Истинного Бога. Я стану усердно просить Господа даровать им великую милость и вечную жизнь».

Как мы уже писали выше, еще больше чудес по молитвам святителя Спиридона совершалось после его кончины. Существует множество достоверных свидетельств о скорой помощи святителя всем с искренней верой и надеждой к нему обращающихся. Так, великий оптинский старец Амвросий, в одном из своих писем к духовным чадам упоминает о труднообъяснимом для атеистов чуде, свидетелем которого стал великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Последний, как и многие другие русские литераторы и философы, часто посещал Оптину пустынь — обитель, являющуюся одним из главных духовных центров России, где писатель имел своего духовного отца. Будучи в очередной раз в Оптиной, Николай Васильевич рассказал своему духовнику и всей монашествующей братии о чудесном явлении, которое произошло на его глазах во время заграничного путешествия. Случилось оно при паломничестве его к святым мощам угодника Божия святого Спиридона Тримифунтского. В тот день, когда Гоголь приехал на поклонение святому, верующие, как это заведено каждый год 12 (25) декабря, с большой торжественностью обносили святые мощи вокруг города. При этом все присутствующие обычно благоговейно и трепетно прикладываются к ним. Однако на этот раз среди них находился некий английский путешественник, естественно, взращенный на скепсисе и рационализме протестантской культуры. Он позволил себе заметить, что, по всей видимости, в спине угодника сделаны надрезы и тело тщательно набальзамировано. Чуть позже он подошел к мощам поближе. Каково же было его граничащее с ужасом изумление, когда мощи святого на глазах у всех… медленно приподнялись из раки и обратились своею спиной именно к этому «идейному» наследнику апостола Фомы, прозванного «неверующим»: на, мол, дружок, поищи-ка «свои» надрезы! Какова дальнейшая судьба этого достопочтенного британца, к сожалению, неизвестно. Гоголя же это чудо потрясло до самых глубин души.


Отец Иустин, настоятель храма святого Спиридона в городе Керкире (о. Корфу, Греция), рассказывает, что однажды нашелся один неверующий рыбак по имени Спиро (Спиридон): «Когда он вышел в море, начался шторм. Его корабль затонул, и сам он ушел под воду. Вдруг святой Спиридон вытащил его на сушу. Рыбак, чтобы проверить, что именно Святой спас его, бросился бегом в храм, а там монахи безуспешно пытались открыть ковчег с мощами. И ковчег открылся лишь тогда, когда пришел рыбак. На тапочках святого Спиридона были мокрые водоросли и ракушки. Рыбак тут же потратил всё своё состояние на золотую лампаду, которая до сих пор остается у нас единственной из чистого золота».


Святителя Спиридона Тримифунтского всегда почитали на Руси как покровителя бедных, бездомных, страдающих. В честь него возводили храмы и называли улицы. Известна улица Спиридоновка в центре Москвы на Пресне между Малой Никитской улицей и Садовой-Кудринской улицами. Такое название она получила (до 1941 года — Спиридоньевская улица) по церкви Спиридона, епископа Тримифунтского на Козьем Болоте, известной с 1627 года, но взорванной в 1930 году. Церковь была воздвигнута отцом первого русского Царя из рода Романовых святейшим Патриархом Филаретом в своих владениях на Козьем болоте, там, где пасли коз Патриаршего двора. Сейчас на месте взорванного храма жилой дом.


Святой Спиридон является небесным покровителем домашнего скота и крестьянского труда, ведь даже в сане епископа он трудился на земле. Знаменательно, что на иконах святитель изображается не в митре, а в шапочке из овечьей шерсти. Крестьянская еда, воздержность в быту, доходящая до бедности, пастушеская шапка — всё это так не похоже на признаки святительского сана. Зато внутренние богатства благодати, которые носил в себе Спиридон, заставляли современников вспоминать имена пророков Илии и Елисея. Киприоты-земледельцы были счастливы, имея такого архиерея, поскольку небо слушалось святого. В случае засухи молитвы Спиридона приклоняли Бога на милость, и долгожданный дождь поил землю.


Святитель также нередко выступает и покровителем православного воинства. Так, во время Казанского похода по дороге из Москвы было явление святителя Спиридона Тримифунтского Царю Иоанну Васильевичу Грозному. Святой духовно укрепил Государя в его решимости одолеть супостатов и освободить казанцев от ногайских узурпаторов. После победы на месте чудесного явления Царь по обету воздвиг Спиридоньевский монастырь. До наших дней этот монастырь не сохранился, но на его месте возведен поклонный Крест.


Во время войны с Османской империей 11 (24) декабря, то есть накануне праздника Спиридона Тримифунтского, под командованием славного российского полководца А.В. Суворова был победно закончен штурм турецкой крепости Измаил. Именно поэтому в Измаильской мечети в тот же вечер расположился походный воинский православный храм. Его посвятили святому Чудотворцу Спиридону. Победитель Измаила Александр Васильевич Суворов 13.12.1790 докладывал в письме главному вельможе Императрицы — князю Потемкину: «Простите, что сам я не пишу: глаза от дыму болят… Сегодня у нас будет благодарный молебен у нашего нового Спиридония. Его будет петь Полоцкий поп, бывший со Крестом пред сим славным полком».


В 1797 году на остров Корфу, где с XV века покоились мощи Спиридона Тримифунтского, вторглись революционные войска Бонапарта. Император Павел I принял решение о необходимости, вступив в коалицию теперь уже с турками, послать войска для освобождения Ионических островов от французов. Адмирал Ф.Ф. Ушаков, впоследствии канонизированный, взял неприступную крепость на острове Корфу (Керкира) и освободил от французов его и еще ряд островов Ионического моря.


Спиридона Тримифунтского призывали в покровители многим лучшим войскам России, строя при полках в его честь храмы, часовни, посвящая ему приделы. К 100-летию Финляндского полка в Санкт-Петербурге была выстроена часовня Спиридона Тримифунтского, приписанная к полковой Спиридоньевской церкви. Ныне она сохранилась, и там ведутся богослужения.


Считается, что в первой половине XVIII века имя Спиридона Тримифунтского в России подзабыли. Но в 1777 году 12 (25) в семье престолонаследника Павла Петровича родился сын Александр Павлович — внук и воспитанник царицы Екатериной I. С рождением Великого Князя особо стал отмечаться как Царский день праздник святителя Спиридона.


В московской церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке (1634 год) находится чтимая икона святителя Спиридона с частицей его святых мощей. В Покровском храме Данилова монастыря в Москве хранится башмачок с мощей святителя Спиридона, подаренный монастырю в 2007 году митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием.


Мощи святого Спиридона находились в Константинополе вплоть до его захвата турками. После этого нетленное тело было переправлено на греческий остров Корфу (местное название Керкира). Узнав о величайшем сокровище, которое им досталось, керкирийцы построили для мощей храм и по сей день считают святого Спиридона покровителем своего острова. Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное — одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают — святого в раке просто нет, он ходит по острову.


В Православном мире он почитается как «ходящий» святой — бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение. В самой Греции восемьдесят церквей носят имя святого Спиридона, отмечая тем самым повсеместное почитание его памяти, искреннюю любовь и благодарность верующих. В России наибольшее количество храмов в честь святителя находится в Санкт-Петербурге.


Святителю отче Спиридоне, моли Бога о нас!

Старший научный сотрудник ИДВ РАН, к.ю.н. Трощинский Павел Владимирович