Равноапостольный князь Владимир

23.07.2015
Четверг


«Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола сидя матере градов, Богоспасаемого Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведити православную веру, обрел еси безценный бисер — Христа, избравшего тя, яко второго Павла, и оттрясшего слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых»

(Тропарь святому равноапостольному князю Владимиру, глас 4)

«Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся яко младенческая мудрования, яже от идолов тщания оставль, яко муж совершенный, украсился еси божественнаго крещения багряницею. И ныне Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых» (Кондак, глас 8)


Дорогие братья и сестры!

15 (28) июля 2015 г. Русская Православная Церковь вместе со своим народом торжественно отмечает 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного великого князя Киевского Владимира, во святом крещении Василия, кардинально изменившего ход истории нашей Родины в направлении ее развития по пути христианского благочестия, что способствовало не только духовному, но и государственно-политическому укреплению российской державы.



Подвиг святого Владимира носит вселенский характер, ведь христианская вера была проповедана в землях, где господствовало страшное разрушительное язычество, способное погубить души и жизни соседствующих с ним народов. Каждый из нас является наследником тех великих заветов, которые оставил нам равноапостольный князь, неразрывно связанных с необходимостью служения своей Церкви, российскому государству и ближнему. Креститель Руси предопределил духовный вектор развития русского народа на многие столетия. Благодаря его твердости, стойкости и крепости в вере населяющие нашу землю предки просветились светом спасительной животворящей веры христианской, получив возможность стать членам единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.


Святой Владимир был истинным патриотом своей земли, проявляя пастырскую заботу о ее жителях. В переводе на современный язык князя можно было бы назвать успешным управленцем, однако это слово не способно даже в малой толике охарактеризовать полноту служения Владимира своему народу. Летописец так пишет о его правлении: он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширяя и обороняя ее пределы силой оружия. Святой был не просто добрым хозяином своей земли, но и, приняв веру Христову, дерзновенным ее заступником перед Престолом Всевышнего.


Составитель известного «Слова о законе и благодати» митрополит Иларион, святитель Киевский (†1053), называет князя «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов Петра и Павла.


Из истории мы знаем, что по желанию святого Владимира к нему в Киев с религиозной проповедью приезжали представители различных конфессий. И лишь спасительная Христова истина коснулась языческого сердца князя, перевернув сознание не только его одного, но и всего вверенного ему в управление народа. Благая весть распространилась по пределам всей Руси, проникая в дома ее жителей.


Греческий философ, посланный Патриархом Константинопольским на Русь для проповеди христианства, изложил великому киевскому князю догматические основы христианской веры, поведав о Втором Пришествии и Страшном Суде. Пораженный этим, Владимир воскликнул: «Благо стоящим направо (праведникам) и горе тем, что налево (грешникам)». «Если хочешь стоять с праведниками, то крестись», — ответствовал мудрый философ. Владимир подумал и отвечал: «Подожду еще немного». Отпустив греческого посла с дарами, собрал своих бояр на совет, на котором было решено послать послов для испытания каждой веры по очереди. Избрав десять мужей, «добрых и смышленных», послали их к мусульманам, латинянам и грекам.


Самое сильное и благоприятное впечатление на послов произвело богослужение греков в константинопольском храме во имя Софии, Премудрости Божией. «И не знаем мы — на небе мы были или на земле, ибо на земле нельзя видеть такой красоты», — говорили они по возвращении в Киев. Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшею…». После чего святой равноапостольный князь принял решение крестить Русь.


 


Завоевав греческий город Корсунь, князь Владимир принял там святое крещение и вступил в брак с царевной Анной, родной сестрой византийских императоров. Но имея твердое решение просветить светом Христовой веры русские земли, равноапостольный князь попросил у Патриарха Константинопольского архипастыря для управления делами церковными в Киеве. Митрополитом на Русь избрали Михаила, премудрого разумом, учительного и святого житием. Получив от патриарха напутственное наставление, святой Михаил отправился к князю Владимиру в сопровождении духовенства, предназначенного помогать ему в управлении, — шести епископов и многочисленных пресвитеров и клириков.


 


По возвращении от греков в Киев князь Владимир собрал своих сыновей и, подготовив их к принятию веры Христовой, крестил. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и принялся ревностно истреблять языческих идолов. «Тогда идольский мрак стал удаляться от нас — и явилась заря правоверия; тогда тьма служения бесовского исчезла — и слово Евангельское осияло нашу землю. Тогда капища разрушались, а церкви поставлялись, идолы сокрушались, а иконы святых являлись, бесы убегали, а крест освящал грады».


Великий князь назначил определенный день всенародного Крещения и объявил по всему Киеву: «Аще кто не обрящется заутра на реке, богат ли, или убог, или нищ, или работен, противен мне да будет!» («Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг!»). Священное желание святого князя было исполнено беспрекословно: «в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом».



Большинство киевлян явились к Днепру для принятия святого крещения. «Если бы новая вера не была лучшею, князь и бояре не приняли бы ее», — так говорили в народе. Множество людей, старые и молодые, матери с детьми, вступали в воды Днепра. Священнослужители во главе с первым Киевским митрополитом Михаилом читали молитвы. Когда Таинство святого Крещения было совершено, князь Владимир, устремив взор на небо, возблагодарил Бога и вознес молитву: «Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия, и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны христианския. Утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага спасения человеческаго, да, надеяся на Тя и на Твою державу, побеждаю козни его!».


Тот, у которого в руках была неограниченная власть над жизнями людей, смиренно «приклонил выю» перед христианской верой. С великим дерзновением он призывал своих братьев принять святое крещение, дабы просветилась земля Русская светом истины и не погибла бы ни одна душа, вверенная ему в управление. Он заботился не только о земном благополучии своих сродников, но и об их вечной участи. Вот образец управления народом, который явил нам святой Владимир.


Крещение Руси способствовало укреплению отношений Руси с Византией, распространению грамоты, появлению новых промыслов и ремесел, духовно-нравственному подъему киевского государства, его превращению в одного из крупных игроков на политической арене того времени. Произошел резкий прорыв во всех сферах государственной жизни русского народа. При князе Владимире начинается масштабное каменное строительство. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие.


Крещением Киева положено было прочное начало к просвещению всей Руси светом евангельской истины: вера Христова, которую исповедовали князь и бояре, стала верою и русской столицы. Святителю Михаилу надлежало собрать стадо словесных овец, чтобы быть их пастырем и учителем. Ревностный архипастырь, при содействии равноапостольного князя, стремился насаждать по градам русской земли веру Христову. И в этом благом деле им сопутствовал

 


Великий равноапостольный князь Владимир подражал своей жизнью Христу: он заботился о нищих, больных, убогих, заключенных, проявляя к ним деятельное милосердие. Летописец отмечает: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: „Где больной или нищий, не могущий ходить?“. И тем раздавать все, что им нужно». Митрополит Иларион пишет: «Ко всему тому, кто поведает о множестве милостынь твоих и щедрот, денно и нощно творимых убогим, сиротам, вдовам, должникам и всем, взывающим о милости? Ибо слышал ты, слова, сказанные Даниилом царю Навуходоносору: „Да будет благоугоден тебе совет мой, царь Навуходоносор: искупи грехи твои милостынями и беззакония твои щедротами к бедным“ (Дан. 4,24). Слышав это, о досточтимый, не довольствовался ты только слышанием, но на деле исполнил сказанное (Иак. 1,22), просящим подавая, нагих одевая, жаждущих и алчущих насыщая, болящих утешением всяческим утешая, должников выкупая, рабам даруя свободу».


В делах государственного управления великий князь проявлял мудрость и смирение, а когда этого требовали интересы государства и общества — силу и стойкость характера. При этом приобретал себе сторонников не золотом и подарками, а честным им служением, заботой о них. Мудро говорил он так: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра». Повсюду на Руси повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие капища, разрушить истуканов, а на месте их ставить святые церкви. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки». Святитель Илларион восклицал: «Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает».


 


Одним из способов христианской проповеди были знаменитые пиры святого князя: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, пелись былины и духовные стихи.


Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей нашей русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», — засвидетельствовал святитель Илларион. Подвиг святого продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви — до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.


Считается, что празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 г., помощью и заступлением князя, была им одержана Невская победа над шведскими крестоносцами. Церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский, в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, говорил:


«Хвалит же гласом хваления Римская страна Петра и Павла, коими приведена к вере в Иисуса Христа, Сына Божия; восхваляют Асия, Ефес и Патмос Иоанна Богослова, Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коим научены православной вере. Восхвалим же и мы,— по немощи нашей хотя бы и малыми похвалами,— свершившего великие и досточудные деяния учителя и наставника нашего, великого князя земли нашей Владимира…


Как же мы тебя восхвалим, о досточестный и славный средь земных владык и премужественный Василий? Как же выразим восхищение твоею добротою, крепостью и силой? И какое воздадим благодарение тебе, ибо приведены тобой в познание Господа и избыли идольское прельщение, ибо повелением твоим по всей земле твоей славится Христос? Или что тебе ещё примолвим, христолюбче, друже правды, вместилище разума, средоточие милости?


Как уверовал ты? Как воспламенился любовью ко Христу? Как вселилось в тебя разумение, превосходящее разумение земной мудрости, чтобы возлюбить Невидимого и устремиться к небесному? Как взыскал Христа, как предался Ему? Поведай нам, рабам твоим, поведай, учитель наш! Откуда повеяло на тебя благоухание Святого Духа (2 Кор. 2,14)? Откуда возымел испить от сладостной чаши памятования о будущей жизни? Откуда восприял вкусить и видеть, «как благ Господь» (Пс. 33,9; 1 Петр. 2,3)?


Не видел ты Христа, не следовал за Ним. Как же стал учеником Его? Иные, видев Его, не веровали; ты же, не видев, уверовал. Поистине, почило на тебе блаженство, о коем говорилось Господом Иисусом Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20,29). Посему со дерзновением и не усомнившись мы взываем к тебе: о блаженный! — ибо Сам Спаситель так назвал тебя. Блажен ты, ибо уверовал в Него и не соблазнился о Нем, по неложному слову Его: «И блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11,6)! Ибо знавшие закон и пророков распяли Его; ты же, ни закона, ни пророков не читавший. Распятому поклонился!


О дивное чудо! Другие цари и властители, видев всё это, святыми мужами свершаемое, не только не веровали, но и предавали ещё тех на страдания и мучения. Ты же, о блаженный, безо всего этого притёк ко Христу, лишь благомыслием и острым умом постигнув, что есть единый Бог, Творец всего невидимого и видимого, небесного и земного, и что Он послал в мир, ради спасения его, возлюбленного Сына Своего. О том помыслив, ты и вошёл в святую купель. И то, что кажется иным юродством, силой Божией тебе вменилось (1 Кор. 1,18).

Приведём из Священного Писания и иное, более ясное и верное свидетельство, относящееся к тебе и принадлежащее апостолу Иакову: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5.20). Если таково воздаяние от преблагого Бога обратившему даже одного человека, то какое же блаженство приобрёл ты, о Василий? Какое упразднил ты бремя греховное, обратив от заблуждения идольского прельщения не одного человека, не десять, не град, но всю область сию?


Сам Христос Спаситель дарует нам уверение и показывает, какой славы и чести сподобил Он тебя на небесах, говоря: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10,32). Но если только лишь исповедавший Христа пред людьми исповедан будет Им пред Богом и Отцом, то какой похвалы от Него сподобишься ты, не только исповедавший, что «Христос есть Сын Божий» (Деян. 8,37), но исповедавший и веру утвердивший в Него,— не на одном соборе, а по всей земле сей,— и воздвигший церкви Христовы, и поставивший служителей Ему? Востань, о честная глава, из гроба твоего!


Востань, отряси сон! Ибо ты не умер, но спишь до всеобщего востания. Востань, ты не умер! Не надлежало умереть тебе, уверовавшему во Христа, Который есть Жизнь, дарованная всему миру (Ин. 11,25;)…».



Один из великих святых земли Русской святитель Иоанн Шанхайский в проповеди «В чем нравственная сила св. Великого князя Владимира» писал: «Он первый из всероссийских правителей стал христианином и положил начало христианскому устроению Русского государства. С него Русская держава начинает быть православной, и христианство проникает во все области народной и государственной жизни. Действовал ли он при том только как правитель, являлись ли его действия, направленные к тому, только государственными деяниями? Нет, он сам в себе самом проявил истинного христианина и проповедал Христа не столько словом, сколько личным своим примером.


Искание истины и правды привело его к Православию, и, преодолев все внутренние и внешние препятствия, стоявшие на пути к нему, он принял святое крещение.


Познав истину, он служил ей от всего сердца, распространяя свет всюду, где мог. Он в себе самом являл олицетворение учения Христова, был во всем примером для подражания. Посему так быстро и глубоко Православие проникло во все стороны русской жизни. Князь увлекал всех своим личным подвигом.


Служение Богу, начатое св. Владимиром на земле, продолжается ныне у Престола Всевышнего, предстоя Которому он молится за Русскую землю, им просвещенную и освященную, и сияет с высот небесным светом, озаряя русским людям путь к Истине и Правде». С 2002 г. Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России. Его освященный образ находится в здании Главного командования внутренних войск МВД России и лишь один раз в году, — 28 июля, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, — в специальном киоте, изготовленном из дерева по старинным технологиям (общий вес — около 100 кг.), доставляется в Храм Христа Спасителя для поклонения верующих. 24 июня 2008 г. на Архиерейском Соборе святейший Патриарх Алексий II в своём докладе сказал: «Сегодня в общецерковном календаре день 15/28 июля, когда мы чтим память равноапостольного князя Владимира, «идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго» (величание святому), даже не выделен красным цветом и рассматривается как «средний» праздник.


 


А ведь Крещение Руси, совершённое святым князем, духовным вождём нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней всё лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой. Полагаю, что день великого князя Владимира надо и отмечать как великий праздник». Верим, что день преставления святого равноапостольного князя Владимира станет всенародным праздником, а его служение государству и народу станет благочестивым примером для всех поколений российских руководителей.


Святый равноапостольный Великий княже Владимире, моли Бога о нас!

Трощинский Павел