Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

10.08.2017
Четверг

 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь праздника

 

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира непобедимую победу.

Кондак праздника

 

Братья и сёстры!

          1 (14) августа, в первый день Успенского поста, наша святая Церковь торжественно празднует «Происхождение Честных Древ Креста Господня». «Происхождение», то есть «предъисхождение» («несение впереди», «изнесение»), ознаменовывает собой совершающееся с древности молебное шествие с частью Древа Животворящего Креста Господня. Обычай такого шествия (иначе: крестного хода) существовал в Константинополе: праздник местного значения был установлен греками в 9 веке. Впоследствии он утвердился в различных православных Церквях. Как и в день Воздвижения, так и в день Происхождения, по сходному в эти дни воспоминанию силы Креста Господня, которой православный народ побеждал врагов, Церковь одинаково совершает богослужение и молит Святую Троицу о спасении паствы и дарования силы властям для победы над врагами.

          О шествии в день праздника в греческом часослове говорится следующее:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (т.е. св. Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (продос) Честного Креста».

С 1168 г. на Руси праздник Происхождения постепенно становится общенародным. Поводом к его установлению послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими булгарами 1 августа. В воспоминание о победе, было велено износить из алтаря Честный Крест и полагать его для поклонения христианам. В этот же день происходило малое освящение воды. Наряду с празднованием изнесения Честных Древ Креста Господня, после победы над булгарами, также, по примеру православных греков, установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражения русских войск.

По Уставу Происхождение относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднества. По традиции принятый для праздника цвет литургических облачений – фиолетовый (тёмно-красный).

Вот как отмечали Происхождение честных Древ Креста Господня в Москве при царе Алексее Михайловиче:

«накануне праздника, то есть в канун Спасова заговенья, вечером 31 июля,  государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке устраивалась иордань, как в день Богоявления. Над водой сооружали сень на четырех столбах с карнизом, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам иордани изображались святые евангелисты, внутри нее — апостолы и святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, изображениями птиц, а около нее устраивались два места — для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, — которые расписывались и украшались резьбой, отгораживались позолоченной решеткой; помост вокруг них застилали алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.

После прочтения молитв и погружения Креста в воду, государь с боярами опускался в иордань, возложив при этом на обычное выездное платье святые Кресты с мощами — золотые, унизанные драгоценными камнями. Переодевшись под «сенью» в сухое платье, царь прикладывался к Кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной «иорданской» водой кропило войска и знамёна, а желающим разливалась святая вода. Два серебряных сосуда с этой водой отправлялись в царский дворец.

После чина водоосвящения устраивались народные гуляния. В Москве сходились гулять около Симонова монастыря. Не только в городах, но и в селах России бывало торжественное вынесение Креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды, отсюда народное название праздника: «Спас на воде», или Спас Водный (Мокрый). После водосвятия принято было купаться…» (источник: http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/cros/index.htm).

Так же в Русской Церкви празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 г. по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

К сожалению, для большинства наших сограждан день Происхождения Честных Древ Креста Господня ассоциируется лишь с «Первым (медовым) Спасом»: в этот день, по благочестивой традиции наших предков, в церквях освящается мёд. Лишь к концу богослужения, а часто и позже, храмы наполняются народом. Обычно, когда совершается причащение верующими Божественных, Святых, Пречистых, Бессмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, пришедшие стремятся занять места «поудобнее» с нетерпением ожидая окончание литургии и наиболее важного по их мнению «действа»: чтения священником «каких-то молитв» и последующее окропление святой водой принесенных баночек с медом.

Сама по себе традиция освящения мёда не является чем-то предрассудительным. Даже наоборот: не случайно наши благочестивые предки уподобляли мёд райской сладости в Царствии Небесном. Однако, к сожалению, освящение мёда для многих из нас заменяет собой происходящую в храме Божественную Литургию.

За деревьями мы не видим леса. Как и на Пасху, когда освящение куличей и яиц становятся центром наших устремлений, так и в день праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня самым важным для нас является освящение мёда, а не благодарение Господу. Всё становится с ног на голову: яйца и куличи, вместо Воскресшего Христа, купание в проруби, вместо подготовки к Причастию в день Богоявления, мёд, вместо поклонения Крестным Христовым Страданиям. Формализм и фарисейство заменяют для нас Христианство. Поэтому мы приходим в храм к концу службы, ругаемся и толкаемся для того, чтобы скорее занять «свое» или «лучшее» место, с нетерпением ждём окончания Литургии, чтобы быстрее освятить принесенное. И уходим из Храма с раздражением и обидой, так и не поняв, что является главным, а что второстепенным.

У великого русского писателя А.П. Чехова есть рассказ «Казак». В нём одна молодая супружеская пара помещиков ехала в пасхальный день из церкви домой. На пути им встретился заболевший казак, который не смог попасть на пасхальное богослужение, а в изнеможении лежал у дороги. Увидев пару, казак попросил у них кусочек кулича, чтобы приобщиться пасхальной радости. Однако молодая супруга с негодованием отказала больному, сославшись на то, что не благочестиво в степи разговляться, что грех резать кулич, не доехав до дому. Так и не угостив казака, пара благополучно добралась до поместья. Конец истории печальный: после этого случая внутри семьи начались разлады, червь иудовского уныния терзал молодого помещика, который, вместо покаяния, стал «топить» душевную боль в водке. Так, не редко, происходит с душой человека, которая придает первостепенное значение традициям и формализму, а не любви к ближнему. Именно из-за такого фарисейского отношения к вере, иудеи и распяли Христа.

Нельзя ставить кулич, яйца или мёд выше Любви. Литургия есть воплощение небесной любви Господа к живущим на земле людям, на ней сам Христос отдаёт себя нам в жертву. Мёд подождет, подождут и яйца с куличами, и купание в проруби, и освящение яблок (Второй Спас), орехов (Третий Спас) и др. Не может ждать только любовь к Богу и ближнему. Пусть литургия в этот день станет для нас центральным устремлением, а помощь ближнему – главным деланием в этот святой день. И видя наше такое внутреннее устроение, Господь пошлёт нам радостное освящение земных плодов. Так будет, даже если мы не успеем занять «свое» место при освящении или не сможем, помогая ближнему, попасть в храм.

“Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам” (Матф.6:33).

  С праздником, дорогие христиане!

download