Положение честной ризы Господней в Москве

16.07.2018
Понедельник



Пустынный житель и в телеси Ангел/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.


 Дорогие братья и сестры!


В10 (23 н.ст.) июля святая Русская Православная Церковь отмечает праздник, посвященный чтимой в нашем Богоспасаемом Отечестве святыне — одеянию (ризе) Господа Иисуса Христа.


 

Из Евангелия известно, что когда Спасителя распяли на Кресте, римские воины поделили Его одежды между собой. При этом, Священное Писание явственно разделяет ризу и хитон, которые были на Господе:

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий»

(Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).



Таким образом, верхнее одеяние (риза) Спасителя было разделено на четыре части, каждая из которых до определенного времени оставалась во владении римских стражников. Согласно преданию, одна из частей ризы, как и цельный хитон, были перенесены благочестивыми христианами в Грузию (другие части ризы оказались в странах Западной Европы). По некоторым источникам, один из воинов, уверовавших во Христа, был родом из Иверии он привез святыню на свою родину. По другим -святыня была принесена в Грузию (в гор. Мцхету) еврейским раввином, ставшим христианином. Отметим, что Хитон Господень и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего Собора Светицховели (то есть: «животворящий столп»). В 2006 г. со Святой Земли в Собор был привезён камень красноватого оттенка, который был возложен на фрагмент нешвенного (цельнотканого) Хитона


Наиболее полное исследование перенесения Ризы Господней из Грузии в Россию (как и общей «судьбы» святыни) проведено архимандритом Августином (Никитиным), который в своей работе «Риза Господня вcРоссии» (Альманах «Альфа и Омега». 2006 № 46 и № 47) (https://www.pravmir.ru/riza-gospodnya-i-rossiya/) исторические сведения, касающиеся почитания Ризы на святой русской земле. Большинство приводимых в настоящей статье фактических данных взято из приведенного выше исследования.


В древнерусской письменности существует несколько сказаний о принесении ризы Господней в Москву. Одно из них принадлежит известному писателю XVII в. князю Семену Шаховскому. Это сказание было помещено в рукописном сборнике, хранившемся в собрании академика Н. С. Тихонравова. Подлинные акты, в которых речь идет о присылке ризы Господней в Москву, хранились в Московском главном архиве Министерства иностранных дел; они были изданы в 1879 г., а принадлежавшее тому же Как нами уже было отмечено в начале повествования, одна из частей Ризы Господней находилась в Иверии в сокровищнице собора Светицховели. Захвативший и опустошивший Грузию жестокий персидский шах Аббас I, руководствуясь политическими мотивами, ради умилостивления русского царя, принял решение о передаче святыни России. В 1625 г. он прислал её в дар Патриарху Филарету Никитичу и царю Михаилу Федоровичу.





В древнерусской письменности существует несколько сказаний о принесении ризы Господней в Москву. Одно из них принадлежит известному писателю XVII в. князю Семену Шаховскому. Это сказание было помещено в рукописном сборнике, хранившемся в собрании академика Н. С. Тихонравова. Подлинные акты, в которых речь идет о присылке ризы Господней в Москву, хранились в Московском главном архиве Министерства иностранных дел; они были изданы в 1879 г., а принадлежавшее тому же архиву «Дело о присылке в Москву шахом Аббасом ризы Господней» впоследствии также было опубликовано (1891 г.). Сейчас оно хранится, к примеру, в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге


Исторические источники повествуют, что доверия к присланному персами дару в России не было, именно по этому церковные власти стали активно искать доказательства соответствующих опросов и исследований, патриарх Филарет решил заручится подтверждением свыше. Для этого в марте 1625 г. им был обнародован Указ, согласно которому:


«во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; амсамую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных»

Вследствие сугубых молитв и строгого поста были выявлены достоверные случаи чудесного исцеления болящих от возложения ризы Господней и, таким образом, подтверждена святость переданного персами дара. 27 марта честная риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля (впоследствии её части были отправлены в Петербург (при императоре Павле I), Ярославль; части ризы с течением времени попадали и в некоторые знатные семейства (например, семья А.С. Пушкина).


Для хранения святыни царем и патриархом был устроен медный шатер, который поставили в углу Успенского собора, в приделе святых апостолов Петра и Павла (он сохранился и до настоящего времени). Хотя риза Господня была привезена в Москву в марте, но из-за бывшего в те дни Великого поста празднование Положения честной ризы Господа было установлено 10 июля (по ст. ст.) — в канун возведения на царство Михаила Феодоровича. Службу празднику по благословению святейшего патриарха Филарета составил митрополит Крутицкий (Сарский и Подонский) Киприан.


В день праздника Положения ризы Господней в Москве священнослужители выносили эту святыню на середину храма для поклонения верующим. В то время верующие приходили в Успенский собор Московского Кремля для поклонения святыни. Многие из них исцелялись от недугов и болезней. Часть святыни износилась из храма и доставлялась в дома христиан, которые, руководствуясь желанием иметь у себя хотя бы маленькую частичку ризы, наносили ущерб её целостности. Из-за этого в 1681 г. святейший патриарх Иоаким был вынужден издать особое повеление:


«Часть Животворящего Древа устроить в уготованном ковчеге и держать в соборной церкви в особом твердом, к тому устроенном месте, со всяким опасством, а Ризу Спаса нашего Иисуса Христа, все отдельные части такожде собрать и устроить во едином ковчеге и держать вкупе с частию Животворящего Древа и воздвигать единожды в год, в день спасительных Христовых страданий, еже есть в Великий пяток; а на просвещение православным христианам, приходящим в соборную церковь и в домы желающим иметь прежний к тому устроенный ковчег с частью то Божественныя Ризы и Креста Его в прежде устроенном месте, на западной стороне в угле, и утвердить ныне соборным положением, чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять». 


О дальнейшей судьбе «московской» части ризы Господней сообщает современная исследовательница и защитница Русской Православной Церкви от нападок антицерковных деятелей «искусства» кандидат искусствоведения Наталья Тимуровна Энеева («Частицы Ризы Спасителя — в Московском Кремле // ЖМП. 1996 № 6):


По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 году, хранившиеся в алтаре Успенского собора Святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалеку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драго- ценных металлов, где хранится и поныне»

250-летием со времени основания этой церкви. А патриарх Алексий I, в свою очередь, ранее получил эту святыню в подарок от патриарха Александрийского. 10 декабря 2003 г. администрация Ярославского историко- архитектурного музея-заповедника «Спасский монастырь» сделала сенсационное заявление: в его фондах обнаружена частица ризы Господней, считавшейся утраченной в годы революции. Деятели культуры сразу же поставили эту находку на одну высоту с рукописью «Слова о полку Игореве», обнаруженной двумя веками ранее в тех же хранилищах Спасского монастыря. Эта частица ризы Господней в 1650 г. была подарена царем Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипичным за великие заслуги. Во время смуты ополчение Минина и Пожарского перед освободительным походом на Москву долгое время стояло в Ярославле и содержалось на деньги ярославских купцов, и прежде всего братьев Скрипиных. Для хранения этой святыни они специально построили церковь Ильи Пророка, куда частица ризы Господней и была передана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа.



В Великую Пятницу, 9 апреля 2004 г., святыня была передана Русской Православной Церкви и положена на поклонение в Спаса-Введенском Толгском женском монастыре. Еще одна частица Ризы, заключенная в серебряный складень, из фондов Музеев Московского Кремля была передана Президентом В. В. Путиным Патриарху Московскому и всея Руси Алексею II 19 ноября 2007 г. в день празднования 90-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. Возвращенная святыня находится сейчас в Храме Христа Спасителя. Промыслом Божиим, на Русском Севере (Архангельск, Соловки) явлена еще одна частица Ризы Господней, но её история пока полностью не раскрыта.



Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Божественныя ризы Твоея честное положение




«Благодарим Тя, Владыко Человеколюбие, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды средостение и мир подавшего роду человеческому. Даруй и нам, рабом Твоим, мир ризою Твоею честною, вкорени во всех страх Твой и друг ко другу любовь утверди, угаси всякую распрю, вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь»


Трощинский Павел