Похвала Пресвятой Богородицы

11.04.2016
Понедельник


Повеле́нное та́йно прие́м в ра́зуме,/ в кро́ве Ио́сифове тща́нием предста́ Безпло́тный, глаго́ля Неискусобра́чней:/ приклони́вый схожде́нием Небеса́ вмеща́ется неизме́нно весь в Тя,/ Его́же и ви́дя в ложесна́х Твои́х прие́мша ра́бий зрак,/ ужаса́юся зва́ти Тебе́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
(Тропарь Субботы Акафиста, глас 8)

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко и́мущая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свобо́ди, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
(Кондак Субботы Акафиста, глас 8)


Дорогие братья и сестры!


В субботу на пятой неделе Великого поста (03/16 апреля) святая Русская Православная Церковь торжественно возносит благодарственную похвалу Пречистой, Преблагословенной, славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.



Праздник этот установлен в IX в. в память неоднократного избавления Константинополя заступничеством Божией Матери от нашествия иноплеменников. Перед лицом страшной опасности уничтожения от персидских и скифских войск, все жители города в единодушной молитве обращались ко Пресвятой Богородице с молитвой о помощи. Во Влахернском храме Константинополя хранилась икона Богородицы, написанная по преданию святым евангелистом Лукой, с которой патриархом Сергием совершались крестные хода.

Положение греков на тот момент было безвыходным. Оставалось уповать лишь на милость Божию. Все вместе они совершили особый крестный ход вокруг города с иконами и песнопениями, а когда процессия подошла к морю, патриарх погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли неприятеля. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист — греч. «неседальный», то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя») песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!». И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.


«Будем же, грешники, — восклицает святитель Димитрий Ростовский, иметь добрую надежду, ибо имеем доброго пастыря, пречистую Деву. Послушаемся Её голоса, пойдем на Её призыв, на Её пир; вкусим от сладостей Её пастбища и, воздавая ей благодарение, будем усердно повторять сию радостную песнь: «Радуйся, Невестно неневестная!».
Акафист есть священная похвала Пресвятой Богородице. Свое название «Акафист» получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Божией. В то время как на других службах по уставу можно сидеть, в настоящий праздник все мы слушаем похвалу стоя. На праздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. В некоторых местах существует традиция читать акафист поочередно перед чтимыми богородичными иконами храма.



Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни — риза и пояс. Позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского, затем — в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Церкви.


 


Отметим, что 2/15 июля православные христиане отмечают праздник Ризоположения Пресвятой Богородицы, который также установлен в честь избавления православных христиан от врагов заступничеством Божией Матери. В троицкое благочиние входит построенный в 1722 г. прекрасный храм Ризоположения в Леоново, настоятелем которого на протяжение нескольких лет был и наш батюшка Георгий Гуторов.



В проповедях на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Шаргунов отмечает: «среди Поста, когда мы слышим строгие покаянные молитвы, когда не принято читать акафистов, Церковь внезапно расцветает благоуханием Похвалы Божией Матери. Она не находит слов, чтобы выразить свою любовь, свое благоговение перед Пречистою Девою Мариею, Божией Матерью, размышляя о Ее девстве и о Ее материнстве, о тайне человеческой личности — самой святой из всех людей, самой близкой ко Господу. Сама святость человеческого естества измеряется степенью его близости ко Господу. Никто как Она в роде человеческом не послужил тайне искупления. Своим непостижимым соединением со Христом Она сподобилась быть Матерью Божией. И в тайне девства и материнства открывается нам Ее материнское служение всему роду человеческому. Она наша духовная Мать, Она предстательствует за всех нас. И открывает совершенное христианское служение, которое во внешнем своем выражении и внутреннем стоянии неотделимы. Поэтому, наверное, так славится Божия Матерь бесчисленными Своими чудотворными иконами, которые являются в тот момент, когда решаются судьбы народа, судьбы нашей Русской Православной Церкви…



…Сегодня все святые приносят Ей похвалу, и мы, грешные, присоединяемся к этим хвалам. Слова Акафиста благодатно и точнее всего раскрывают эту хвалу, когда мы произносим вместе со всею Церковью: «Радуйся, апостолов немолчная уста; радуйся, мучеников непобедимая дерзосте!» Радуйся, — скажем мы, — Похвала всех святых; радуйся, Госпоже ангелов, Царице неба и земли, но более всего Мати — Матерь Божия и Матерь нас грешных. Это непостижимая тайна — Она единая из всех людей, Которая никогда в жизни не согрешила, и поэтому может ходатайствовать за всех грешных людей и быть Заступницею всех нас. И сегодня во всех храмах мы присоединяем к небесному гласу ангелов и всех святых, приносящих похвалу Божией Матери, пение наших голосов и наши тихие сердечные молитвы во исполнение пророчества, которое Она произнесла: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди».


На тему Акафиста написаны иконы «Похвала Богородице», главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, Матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.

Древнейшей иконой Похвалы Богоматери на Руси является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV в.



Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери? Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.


В проповеди на Похвалу Пресвятой Богородицы святейших Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил: «это день особый: после недели Крестопоклонной, когда мы вспоминали Крест Христов, на этой, пятой неделе Великого поста мы прославляем Богоматерь. Связь между главной темой недели предшествовавшей и нынешней неслучайна: Божия Матерь в жизни Своей не имела никакой славы, никакой похвалы. Вся Ее жизнь была несением огромного креста. От нас практически сокрыты дни Ее жизни до того момента, когда Спаситель вышел на Свое общественное служение.


 


Но и повествование о годах служения Христа Спасителя содержит мало сведений о том, что происходило в семье Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, что происходило в сердце Его Матери. Мы можем только догадываться о том, как материнское сердце страдало за Своего Сына, Который с первых дней проповеди стал на путь непримиримой борьбы со злом и ложью, с теми силами мира сего, которые противились Божией правде. Каждое слово Спасителя было пронизано этой правдой, а потому возбуждало ненависть, клевету, зависть, вплоть до готовности физически уничтожить Того, Кто посмел открыто и честно говорить людям правду Божию.


Но разве не надрывалось сердце Пресвятой Богородицы, когда Она слышала о всех готовящихся злонамеренных действиях против Ее Сына? Разве не скорбело Ее сердце и тогда, когда фарисеи на третью Пасху общественного служения Спасителя пришли в Галилею из Иерусалима, — потому что Он не пошел в Иерусалим, ибо еще не приспел час, а там уже готовились учинить над Ним расправу? И пришли фарисеи в Галилею, мирную и спокойную страну, чтобы улавливать каждое Его слово и доносить в Синедрион, — с тем, чтобы непременно уличить Его в преступлениях против Закона, в преступлениях против народа. Разве в стороне была Пречистая Богоматерь? Конечно, нет: Она была рядом со Своим Сыном, Она все видела и слышала, Она не могла не понимать того, что происходит, что буквально месяцы отделяют Сына от страшной кончины. Это было не сиюминутное страдание и не только то, что явилось в апогее, на Голгофе, — это было страдание ежечасное, ежеминутное, это был Ее жизненный крест, и никакой славы — до самой смерти. Славой Богородицы явилась Ее физическая смерть, Ее восхищение на небо, поэтому мы и празднуем так торжественно Успение Пресвятой Богородицы, ибо это было явление Ее славы еще на земле.


А сегодня мы возносим славу Пресвятой Богородице, Той, Которая пронесла через жизнь особый крест, Которая явила нам пример не только святости жизни, чистоты ума и сердца, любви, но и терпения, мужества, способности достойно и спасительно нести тяжелейший крест, который только и спасает человека. Пресвятая Богородица была восхищена на небо не только потому, что явила в Себе величайший дар Божественной благодати, но и потому, что жизнью Своею Она этот дар поддержала. Терпением, страданием и скорбью Своею Она этот дар преумножила, принеся великую жертву Богу всей Своей жизнью. И сегодня мы прославляем Пречистую Царицу Небесную и учимся от Нее спасительному крестоношению, прославляем Ее как заступницу рода человеческого, Которая, пройдя скорбными тропами Своего земного бытия, ныне во славе предстоит Сыну Своему и Господу нашему и, верим, молится за нас, каждого укрепляя в его собственном крестоношении, каждого укрепляя на пути к спасению в осуществлении и провозглашении Божией правды.


Пусть сегодняшний день наполнит наши сердца радостью, ибо перед нами великий пример спасительного крестоношения, который увенчан бессмертной вечной славой Богородицы, предстоящей Сыну Своему и Богу нашему. Ее молитвами да сохранит Господь Церковь нашу, Отечество наше и всех тех, кто с верой и любовью притекает к Ее святому имени. Аминь».


Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородицы, спаси нас!

Трощинский Павел