Мученики и исповедники Российские (1917-2017)

07.04.2017
Пятница

Часть 4

Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси

(1865 — 1925)

                                    

 ib26

«Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избраннаго Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к  покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси».

                            (Тропарь  патриарху Тихону).

В трудные времена, когда нарушается обычный ход жизни, когда жизнь возмущается грандиозными событиями, опрокидывающими в бездну всё и вся, когда кругом наступает гибель и отчаяние, Бог посылает в этот мир Своих святых, богатырей духа, людей особого мужества и самоотвержения, подвижников веры и любви, которые необходимы миру, чтобы устоять в истине, чтобы не потерять различение добра и зла, чтобы духовно не погибнуть. И подвиг таких святых исполинов, духовных вождей народа, вероятно, можно назвать самым трудным из всех подвигов.

Обращаясь к нашей истории, мы вряд ли найдём даже среди прославленных московских святителей человека, который призван был к кормилу церковной жизни в столь трудный и трагический период, как тот,  что выпал на долю святейшего патриарха Тихона.

Сам грандиозный масштаб исторических событий сделал Святейшего Патриарха Тихона, одного из величайших участников оных,  малопонятным для современников. Даже и в наши дни трудно по существу оценить величие и красоту его подвига, его святости. Это подобно тому, как великую гору можно окинуть взглядом только с достаточно большого расстояния. Вблизи не видна вся грандиозность её. Так и величайшие люди делаются более понятными и более видными по прошествии достаточно большого времени. И чем значительнее человек, чем больше он, тем больше требуется времени, чтобы его увидеть и оценить. И всё же ни один иерарх Русской Церкви не привлекал к себе такого пристального, сострадательного и почтительного внимания всего христианского мира, какое привлекал патриарх Тихон ещё при жизни своей. Сам этот факт, указывающий на его мировое значение, его всемирный авторитет, заставляет нас обратиться к его образу с особым вниманием и любовью.

Господь воздвигал патриаршество на русской земле именно тогда, когда государственная власть слабела и не могла больше справиться с управлением православной державой.

«Зовут Москву сердцем России.  Но где же в Москве бьется сердце  русское? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьётся, конечно, в Кремле. Но где в Кремле?  В окружном суде? Или в солдатских казармах? Нет, в Успенском соборе. Там, у переднего правого столпа, должно биться русское православное сердце. Орел петровского, на западный образец устроенного самодержавия выклевал это русское православное сердце. Святотатственная рука нечестивого Петра свела Первосвятителя российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный Собор Церкви Российской от Бога данной ему властью снова поставит Московского Патриарха на его законное, неотъемлемое место. И когда под звон московских колоколов пойдёт Святейший Патриарх на своё историческое священное место в Успенском Соборе, тогда будет великая радость на земле и на небе»,- так писал будущий новомученик Иларион (Троицкий) в октябре 1917 года, а уже 5 ноября Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя. На Патриарший Престол посредством жребия был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон, который стал провозвестником того пути, по которому была призвана идти Русская Церковь в новое «смутное время».

«Отныне на меня возлагается попечение о всех Церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни», — изрёк вновь избранный Святитель.

Будущий Патриарх Московский и Всея Руси родился в 1865 году в семье священника в Псковской губернии. В 1888 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, а через три года принял монашеский постриг с именем Тихон. Несколько лет нёс епископское служение в Америке, после Февральской революции 1917 года избран правящим архиереем Московской епархии.

На церковном пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать всё возможное, чтобы сохранить православие в тяжёлый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

В первом обращении к всероссийской пастве патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнев Божия»; в послании от 19 января (1 февраля) им выражены архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх безбоязненно обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже произнёс анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: «… а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля…  А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовём вас, возлюбленные чада Церкви, зовём вас на эти страдания вместе с собою…».

Оправдались скорбные опасения новоизбранного патриарха, но великим счастьем для Русской Церкви стало его избрание. В условиях разгоравшейся гражданской войны, жестокого давления на верующих со стороны Советской власти и нараставшего раскола внутри Церкви святитель Тихон стал центром притяжения и единства всех православных верующих, он сумел в изменившихся условиях организовать новую систему церковного управления и прилагал большие усилия для налаживания нормальных отношений с большевистскими правителями ради выживания Церкви.

При этом особое значение приобрела личность патриарха, обаяние которого признавали не только его почитатели, но и его враги. Из трёх кандидатов на патриарший престол он не был самым учёным, не был самым известным, но оказался самым добрым. Святитель Тихон был неизменно ласков, мягок и доброжелателен, по воспоминаниям современников, он излучал  любовь. В то же время кроткий монах-молитвенник обладал качествами опытного администратора и мудрого церковного политика, а в стоянии за веру и Церковь проявлял непоколебимую твердость и непреклонность, подобно своим великим предшественникам на Московской кафедре  -  святителям Филиппу, Ионе, Гермогену.

Власти сразу стали искать поводы к преследованию Предстоятеля. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, патриарх Тихон благословил жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни. В результате его арестовали, и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года он находился в заточении в московском Даниловом монастыре и во внутренней тюрьме на Лубянке. В июне 1919 года и в декабре 1923 года  были предприняты попытки убийства святителя, при втором покушении мученически погиб его келейник. Всё патриаршество святейшего Тихона  было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Святейший сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Облекаемый в эту пору высшими полномочиями, он избранием Церкви и жребием Божиим был жертвой, обреченной на страдания за всю Русскую Церковь.

Новым важным шагом к установлению позитивного диалога между Церковью и победившим общественным строем стал документ, известный как завещание Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 года. «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничего не совершается, — писал Святейший Патриарх Тихон, — во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем…  Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых искренних отношений побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».

Так твёрдо и ясно Святейший Патриарх Тихон определил чисто каноническую позицию Русской Православной Церкви по отношению к Советскому государству, тем самым помогая православному русскому народу уяснить себе смысл революционных перемен.

Святитель скончался утром 7 апреля 1925 года в Москве  –  в день Благовещения Пресвятой Богородицы и был погребен 12 апреля в Донском монастыре.

 «В именах и датах жизни Патриарха имеется сокровенный  символизм.  Он взошёл на престол под звуки церковных песнопений Вербного воскресения («На гору Сион взыди благовествуяй…»), и в Вербное воскресение его тело было погребено в царствующем граде Москве», — сказал в своём «Слове, посвящённом памяти Святейшего Патриарха Тихона» протоиерей Сергий Булгаков.

Заслуги Святейшего перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нём митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шёл прямым путём служения Христу и Его Церкви. Он на себе нёс всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы  им живём, движемся и существуем, как православные люди».

Со смертью патриарха Тихона закончился один из самых погромных периодов в церковной политике Советской власти, тяжким бременем легший на его плечи. Благодаря выработанной Святейшим линии взаимоотношений с властями Церковь была спасена от гибели и получила передышку до новых потрясений эпохи «воинствующего безбожия».

В 1981 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей прославил в соборе Новых Мучеников и Исповедников Российской Церкви патриарха Тихона. А в 1989 году, в год 400-летнего юбилея установления Патриаршества в России, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата.

Когда в Донском монастыре начала возрождаться монашеская жизнь, братия обратилась к патриарху Алексию II с прошением о поисках мощей святителя Тихона, похороненного в 1925 году в Малом соборе монастыря. До этого ходило много слухов о том, что мощи могли уничтожить. В 1992 году во время ремонта Малого собора гробницу вскрыли. На достаточно большой глубине обнаружили гроб. Поразил аромат весенней свежести, исходящий из усыпальницы. В присутствии патриарха Алексия гроб подняли, в нём пребывали почти нетленные мощи святителя Тихона. По древнему чину мощи омыли, облачили в новые святительские одежды и уложили в специально изготовленную раку. День обретения мощей Святителя 9 октября как особый праздник внесён в литургический календарь.

Мы хотим рассказать вам о книгах, посвященных патриарху Тихону, собранных в Приходской библиотеке нашего храма:

Стр. -020

Служба и акафист иже во святых отцу нашему святителю Тихону, патриарху Всероссийскому. – М.: Изд. Донского монастыря, 2000. – 48 с.

 

Стр. -017

 

Георгий (Данилов),  игум. Житие и служение святителя Тихона, Патриарха Московского. – Н.Новгород, 2008. – 167 с.: ил., [51] л. ил.

Святейший патриарх Тихон, несомненно , являлся ключевой фигурой русской церковной истории. Интерес к его жизни, служению, богословским и политическим взглядам продолжают проявлять как специалисты-историки, так и представители самого широкого круга православных читателей. Церковно-историческое исследование о личности и служении патриарха Тихона (Белавина) представлено игуменом Георгием (Даниловым) как диссертация на соискание учёной степени кандидата богословия, которая успешно защищена в Московской Духовной академии в 1995 году. Она содержит множество замечательных и редких фотографий и копий документов, по которым читателю легко будет представить воочию, каким был одиннадцатый Всероссийский Патриарх, как проходило его служение Русской Православной Церкви и русскому народу, какой след оставил он в анналах истории Православной Церкви.

 

Стр. -012

 

Послания святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси / Сост. С.  Белавинец. – Б.м.,  1990.  – 27 с., [4] с.: ил.

В брошюре, вышедшей ещё при Советской власти и через год после прославления в лике святых патриарха Тихона, помещены несколько его наиболее ярких посланий и проповедей, написанных в 1917-1919 годах.

 

Стр. -006

 

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы, и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти: 1917-1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин. – М., 1994. – 1064 с.: ил.

Сборник представляет собой собранный в годы гонений уникальный свод документов, большинство из которых являются бесценными свидетельствами истории Русской Православной Церкви XX века. Это не просто один из самых крупных научно-исторических архивов, очень часто это – потрясающие мученические акты наших новых святых мучеников, бесценный материал для житий и церковных служб новым святым, для богословия, прежде всего – для экклезиологии. Многие разделы книги читаются с захватывающим интересом как малоизвестная летопись страшных гонений, обрушившихся на Русскую Православную Церковь в XX веке. В сборнике имеются краткие биографические сведения и фотографии выдающихся иерархов, списки всех епархий и правящих ими архиереев, а также всех архиереев с перечнем епархий, которыми они правили в период с 1917 по 1946 гг. Многие недавно полученные сведения публикуются впервые. Значительное большинство церковных актов относится непосредственно к деятельности Святейшего Патриарха Тихона; они составляют в сборнике первую его часть (1917 – 1925 гг.).

 

Svet-negasnushih-zvyozd-001

 

Свет негаснущих звёзд: О новомучениках российских. – М., 2009. -492 с. – В содерж.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. – С. 33-90.

В книгу вошли документы, проповеди и художественные произведения, рассказывающие о тех годах, когда Русская Церковь боролась за своё существование. Среди них обращения и проповеди святителя Тихона (Белавина). Эти тексты дают яркое представление о существовании Православной Церкви в советской России в 1920-1930-е годы.

 

Стр. -011

 

Вострышев М. Божий избранник: Крестный путь Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. – М., 1991. – 191 с.: портр.

Это документальное повествование о Святителе Тихоне, основанное на архивных материалах, житие Мученика, пытавшегося приостановить небывалые гонения, обрушившиеся с первых дней победы революции на Русскую Православную Церковь. В приложении помещена подробная стенограмма допроса  Патриарха на суде трибунала в апреле 1922 года в качестве свидетеля.

 

Стр. -015

 

Вечное = L`Eternel: Православный журнал. – Asnieres, France, 1992. —  № 349 (Февр.): 13-й сборник духовного чтения: Святейший патриарх Тихон. – 63 с.: ил.

Православный журнал «Вечное» издавался во Франции в 1948-1992 гг. Выпуск журнала за 1992 год полностью посвящен Святейшему патриарху Тихону и включил в себя статьи протоиерея Владимира Воробьёва о жизни Патриарха; слово архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера), произнесенное им в день погребения патриарха Тихона в 1925 году; Послания патриарха Тихона «О вступлении на патриарший престол» от 18//1 декабря 1917 года; «Об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной» от19 января/ 1февраля 1918 года и другие.

 

Стр. -016

Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон в воспоминаниях современников. – М., 2000. – 46 с.

Три небольших очерка о Святейшем Патриархе Тихоне, вошедших в настоящую книгу, представляют собой, говоря словами авторов этих мемуаров, «маленький штрих на огромной картине», который иногда может быть выразительнее, чем широкие мазки художника на большом полотне. Действительно, собранные в книге материалы довольно ярко представляют нам духовный облик Святейшего Патриарха Тихона, человека, жизнь которого может быть для нас примером веры и «образом кротости». Все три представленных в настоящей книге очерка о патриархе Тихоне написаны в эмиграции людьми, лично знавшими Святейшего. Протоиерей Александр Петрович Рождественский был до революции профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, Алексей Петрович Рогович некоторое время занимал пост товарища Обер-прокурора Святейшего Синода, а о. Д. Хвостов был посошником Патриарха во время приездов последнего в Троице-Сергиеву Лавру. Мемуары были опубликованы за границей, в России они издаются впервые. Извлечение из забвения предлагаемых читателям воспоминаний будет не напрасным и послужит на пользу Святой Матери нашей Православной Церкви Российской.

 

Стр. -010

 Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. – М., 1997. – 248 с.

Книга посвящена малоизвестной проблеме отношения большевистского государства и Церкви в первой половине 20-х годов, фактическому устранению Церкви из общественно-политической жизни страны, вытеснении её на периферию исторического процесса. Результаты исследования основаны на новых, в том числе впервые вводимых исторических источниках. Одна из глав книги – «Пиррова победа» — подробно описывает все этапы гонения на Патриарха, приводя копии протокола допроса патриарха Тихона, постановления об избрании меры пресечения патриарху Тихону и других государственных документов. Интересна точка зрения, с которой автор рассматривает «Предсмертное завещание», составленное патриархом в день смерти 7 апреля 1925 года и напечатанное в газете «Известия». Основной пафос завещания заключен в словах: «Не погрешая против Нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работе СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против неё…». Осудив всякое политиканство, патриарх призвал направить всю деятельность духовенства, церковно-приходских советов на укрепление православной веры. Одновременно Тихон назвал «вредной и контрреволюционной» деятельность отдельных представителей зарубежных кругов православия и объявил ложью все разговоры о «несвободе» Церкви в СССР. В заключении он обратился ко всем архипастырям, пастырям и мирянам «без боязни погрешить против Святой веры, подчиняться Советской власти не за страх, а за совесть…». Загадочные обстоятельства составления письма и его обнаружения  (спустя несколько дней после смерти Святейшего), а также принципиально важный смысл для отношений власти и церкви, который в него вкладывался, наконец, отсутствие подлинника, составленного рукой Тихона, вызвали острые споры вокруг этого документа. Слухи о причастности ГПУ к написанию письма муссируются до сих пор. Правда, некоторые историки Церкви не видят ничего принципиально нового в письме по сравнению с опубликованными после освобождения посланиями патриарха. Как бы то ни было, главное – патриарх Тихон завещал Церкви и после его смерти встать на путь укрепления веры и единства Церкви, в гражданском отношении подчинившись существующему государственному строю.

 

Стр. -014

Митрофанов Г., свящ. Русская Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы: К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920-1927 гг. – СПб., 1995.  – 144 с.

В книге предпринята достойная внимания попытка рассмотрения и характеристики ряда важнейших постановлений и посланий церковной власти Русской Православной Церкви, в которых получил своё достаточно полное отражение один из наиболее сложных вопросов русской церковной истории  XX века – вопрос о взаимоотношениях центрального руководства Русской Православной Церкви, находившегося в Москве и возглавлявшегося Святейшим Патриархом Тихоном и его каноническими преемниками и группы русских епископов, руководивших значительной частью русской церковной эмиграции и принявшей в 1920-х гг. название Русской Православной Церкви Заграницей. Принятый патриархом Тихоном последовательный и развивавшийся с годами принцип аполитичности Русской Православной Церкви противоречил поведению высших иерархов РПЦЗ, что и привело впоследствии к расколу в 1927 году между РПЦ и РПЦЗ. Учитывая то, что разбираемые в статье указы, постановления и послания руководства как РПЦ, так и РПЦЗ, появившиеся более 60 лет назад, крайне редко публиковались впоследствии, и то лишь в трудно доступных для широкого читателя изданиях, как правило, выходивших за границей, наиболее важные из этих документов публикуются без всяких сокращений в качестве приложения.

 

 

Стр. -013

 

Одинцов М. Русские патриархи XX века: Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. – М., 1999. – 334 с. – В содерж.: «Дело»  патриарха Тихона. – С. 20 – 145.

Предлагаемое издание есть результат многолетних поисков в государственных архивах материалов, отражающих историю государственно-церковных отношений в России и Русской Православной Церкви на протяжении XX века. Первая часть издания посвящена деятельности  патриархов Тихона (1865-1925) и Сергия (1867-1944). В биографических статьях воссоздаются обстоятельства личной жизни и судеб патриархов; условия, в которых они руководили Церковью и которые определяли характер государственно-церковных отношений, политику государства в «религиозном вопросе»;  рассказывается о позициях и поступках государственных, партийных, общественных и церковных деятелей. В приложении собраны наиболее важные документы и материалы, относящиеся к вышеназванным проблемам.

 

Стр. -027

 

«Патриархи Московские и всея Руси: век XX и XXI»:  Юбилейная выставка, посвященная 45-летию Архиерейского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: 30 авг. – 15 сент. 2006 г. М., 2006. -  29 с.: ил.

Рекомендуемая книга посвящена выставке «Патриархи Московские и всея Руси: век XX и XXI». Век XX  -  время потрясений, бедствий и войн. Век XX  - век восстановления патриаршества после двухсотлетнего «вдовства» престола Всероссийских Первосвятителей. Век XX  - век мучеников и исповедников, в годину тяжких испытаний сохранивших веру Православную. На выставке было представлено более 170 уникальных экспонатов: облачения, богослужебные предметы, иконы, личные вещи патриархов, документы, автографы, фотографии, портреты. Выставка проводилась в канун празднования девяностолетия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, — Первый Патриарх Нового времени. На выставке представлено одно из немногих сохранившихся архиерейских облачений, а также куколь и посох Патриарха. Уникальные документы Собора 1917-1918 годов, письма и обращения, кадры кинохроники позволяют приблизиться к событиям избрания Патриарха и подвигу служения святителя, «ежедневно и ежечасно умирающего за свою паству».

 

Стр. -021

 

Под патриаршим омофором: К 400-летию установления Патриаршества на Руси. – М., 1989.  -  [30] с.: ил.

Книга издана к 400-летию установления патриаршества на Руси и состоит из кратких биографических справок о всех российских патриархах от Иова до Пимена.

 

Стр. -022

 

Первоиерархи Русской Православной Церкви. – СПб., 2008. – 88 с.: ил. – Из содерж.: Патриарх Тихон. –С. 52-57: портр.

В отличие от предыдущей книги, это – красочно оформленный альбом с краткими биографиями Первоиерархов Русской Церкви.

 

Стр. -019 

Бахревский В.А. Святейший патриарх Тихон: Роман. – М., 2001. – 796 с.

Новое произведение популярного исторического романиста посвящено трагической и светлой судьбе патриарха Тихона. В романе даётся широкое полотно духовной жизни России конца XIX – начала XX века, представлены фигуры великих служителей и тех, кто боролся с Церковью. В исторической литературе такого полного, объёмного освящения личности святейшего Тихона и церковной жизни страны ещё не было.

                     (Продолжение следует…)

Фото иконы с сайта pravoslavie.ru