«Нечаянная Радость»

17.12.2017
Воскресенье



Днесь вернии людие/ духовно торжествуем,/ прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго/ и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Тропарь, глас 4


Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Кондак, глас 6



Тобою дается радость, Богородице, вопиющим Ти: Благословенна Ты в женах, Пренепорочная Владычице.

Часы на Пасху (из книги свт. Димитрия Ростовского «Руно Орошенное»)


 Дорогие братья и сестры!


9 (22) декабря Русская Православная Церковь совершает празднование чудотворному образу Божией Матери, именуемому «Нечаянная Радость». Сей образ особо почитается православным народом, напоминая нам о необходимости молиться Пресвятой Деве не только в скорбях и болезнях, но и прибегать к Ней с благодарностью за многочисленные благодеяния Божии, посылаемые нам по Её неустанному предстательству.

 



«Нечаянная» — то есть «нежданная», «непредвиденная», «негаданная», — та радость, которая посещает человека не по его заслугам или молитвам, а даруется Господом по ходатайству Божией Матери. Это как неожиданно появившийся на пути умиряющего от жажды в пустыне человека источник с чистой прохладной питьевой водой, спасающего его от неминуемой и лютой смерти. Неожиданность еще и в том, что направление движения по пустыни было выбрано человеком ошибочно, на этой дороге смерти не могла появиться живая вода. Путник, избрав ошибочный путь, уже отчаялся спастись: он продолжал движение по инерции, не ведая, что все дальше уходит от Источника Жизни. Но Господь, по молитвам Богородицы, протягивает ему руку помощи и человек, напившись «воды», восстановив свои силы, сворачивает с неправедного пути на дорогу, ведущую в жизнь вечную.

В тяжелых жизненных обстоятельствах мы, за частую, не ждем этой нечаянной радости, не верим в чудо и Всемогущество Божие. Но Господь, «ломая» все наши земные мудрования и преграды, неожиданно поселяется в нашем сердце, смывает тяжесть грехов и казавшиеся неразрешимыми проблемы чудесным образом разрешаются. И в этот момент важно возблагодарить Господа и Его Пречистую Матерь за попечение о нас. Оставить грех, оказать помощь ближнему, собрать «все силы в кулак», чтобы бездарно не растерять эту радость, сохранив ее до конца земной жизни.


Образ «Нечаянная Радость» учит нас быть благодарными, сохранять надежду на помощь Божию в скорбях и искушениях, бороться со своими страстями, неустанно прибегая к заступничеству Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодеве Марии.


История происхождения святого образа описана святителем Димитрием Ростовским в его сочинении «Руно орошенное» (Глава/чудо 24: «Роса Воскресения») (1683 г.) (всего 24 чуда по числу часов дня) («Руно орошенное» — символическое наименование Божией Матери, связанное с ветхозаветным образом чудесно орошенного руна праотца Гедеона. В книге Судей рассказано, как выпавшая роса на расстеленную Гедеоном стриженную шерсть (руно), в то время, когда по всей земле было сухо, подтвердила слова Бога, что Он спасёт Израиль):


«Некий многогрешный человек имел повседневный обычай — к Пресвятой Богородице молиться, повторяя часто слова ангельского приветствия: „Радуйся, Благодатная!“. Однажды, собираясь на скверное беззаконие, он обратился к образу, чтобы сначала совершить обычное к Ней моление, а потом идти на замышленное злое дело. Когда же стал он молиться, напал на него страх и ужас: видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте».


«При виде этого человек упал от страха и закричал: „О, Госпожа, кто это сотворил?“. Отвечала Богородица: „Ты и прочие грешники снова распинаете Сына Моего, как иудеи“. Тогда грешник взмолился о помиловании, и Богородица заступилась за него, многократно умоляя Господа простить его. После четырех ее прошений Господь, наконец, согласился, а грешный человек навсегда изменил свою жизнь. „Смотри, — восклицает святитель Димитрий, — каково прилежание Ходатаицы нашей о прощении согрешений наших!“.


Из повествования святителя Димитрия очевидно, что не всякая наша молитва угодна Богу, ведь в большинстве случаев мы молимся автоматически-формально, отстраненно, без участия сердца. Вероятнее всего, такая поверхностная молитва перед иконой была и у описываемого грешника, который вряд ли понимал духовного смысла произносимых молитв. И лишь по заступничеству Богородицы, благодаря откровению свыше, этот человек смог осознать всю глубину своего падения и принести покаяние в грехе. Возможно и по-другому: грешник не силах был победить свою страсть, и, все-же, усилием воли понуждал себя к молитве, испрашивая помощи Матери Божией в искоренении своей пагубной наклонности. Бог весть…


Покаяние с греческого означает изменение, перемена мыслей; но шире — изменение образа жизни, ненависть ко греху. В глубине сердца упоминаемого грешника была решимость к деятельному раскаянию. И, может быть также поэтому, Матерь Божия усердно просила за него Своего Сына… В повествовании святителя сказано, что после явления Спасителя и Богородицы человек тот оставил грех и подвизался в благочестии до конца своих дней.


Но многих из нас даже явное чудо Божие не подвигнет на изменение греховной жизни. Может быть поэтому у нас так мало нечаянной радости? Возможно, даже после такого чуда мы бы продолжали распинать Господа своими грехами, умножая Его крестные страдания…

Матерь Божия ни когда не оставляла живущих на земле людей. Она оказывала свою помощь не только людям святой жизни, но и тем, кто „в бездне греховней валяются“. Царица Небесная приклоняет свою милость не только к тем, кто усердно прибегает к ней, но и к тем, кто забывает о ней.


Старец архимандрит Кирилл (Павлов) в день празднования чудотворного образа говорил, что данный образ >>

«…открывает пред нами светлую надежду нашего непостыдного упования на предстательство о нас Пречистой Девы Марии, Ее милость к христианскому роду — не только к людям безупречной жизни, но и к людям, погрязшим в своих грехах, к людям с нечистой совестью, к людям беззаконным. Недаром святая Церковь за Богослужением в своих молитвах и песнопениях прежде всего обращается к Богоматери, зная Ее неизреченное милосердие и человеколюбие, научая этим и нас, чтобы мы в своих скорбях, нуждах всегда прибегали под покров всемощной и милосердной своей Небесной Матери и получали помощь. Вы знаете из истории, что наши предки, русские православные христиане, были людьми очень богобоязненными и всегда имели твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери. И Царица Небесная не оставляла тщетной их веру, но посылала всегда помощь всякому, кто с упованием прибегал к Ней».


 икона «Нечаянная Радость» в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще


Завершая наше короткое повествование, отметим, что чтимым спискам образа «Нечаянная Радость» можно поклониться в храме Илии пророка (рядом с метро Кропоткинская); в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще; в храме Спаса Преображения на Песках и др.



На иконе «Нечаянная Радость» изображается стоящий на коленях человек. Он простирает руки к образу, на котором Божия Матерь держит на коленях Своего Сына. Внизу, под ликом, обычно помещают первые слова рассказывающей об этом повести: «Человек некий беззаконный…». Этот образ прославлен чудотворениями, почитаем и любим, ведь Нечаянная Радость — это Сама Богородица, безмерно любящая, неотступно пребывающая в молитве перед Своим Божественным Сыном о всем роде человеческом, не оставляющая людей без надежды на прощение самых тяжелых грехов, дарующая нечаянную радость веры и любви.



Святейший Патриарх Кирилл в день праздника иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» завершил свою проповедь такими словами >>:

«Совершая празднование иконе „Нечаянная Радость“, вспоминая о связанном с ней историческом событии, размышляя на тему человеческого спасения, будем, мои дорогие, сопровождать все эти мысли горячей молитвой о стране нашей, о народе нашем, о нашей молодежи и о каждом из нас: о наших родных и близких, о наших детях и внуках, дабы Господь дал нам внутреннюю силу жить по Его закону, потому что счастливой и полной является только такая жизнь, и никакая другая. И пусть Покров Царицы Небесной пребывает над всеми нами. Аминь».


 


Пресвятая Богородица, спаси нас!



Трощинский Павел