Мученики и исповедники Российские (1917-2017).

19.01.2017
Четверг

Плакат-на-выставку-Новомученики

     В приходской библиотеке нашего храма с января 2017 года открывается книжная выставка, посвященная 100-летию со времени начала мученичества за Христа в новейшей истории Русской Православной Церкви.

     Новомученики и исповедники Церкви Русской – православные христиане, наши соотечественники, которые в периоды гонений на Церковь с 1917 года подвергались репрессиям за исповедание веры, верность Господу Нашему Иисусу Христу и Его Церкви, а также каноническому строю Православия. Они не только не соглашались пожертвовать верой в Бога ради сохранения жизни, но и проявляли непоколебимость и бесстрашие перед людьми. Эти страдальцы своим подвигом показывали, что любовь к правде Божией — самое дорогое в жизни православного христианина. Они подвергались несправедливым притеснениям, терпели унижения, оскорбления, страшные мучения, во всех этих страданиях уподобляясь Христу. Как и Христос перед распятием, они молились за своих гонителей: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34). Многие мученики прямо повторяли эти слова Спасителя перед расстрелом и даже благословляли своих мучителей.

     Теперь пришло время ответить на вопросы: «КАКИМ ОБРАЗОМ?» они созидали безграничную любовь к Богу, проявляли ревность о вере к исполнению Его заповедей, и «ПОЧЕМУ?» такое бесстрашное исповедничество было дороже собственной жизни. Именно эту истину предстоит познать нам и нашим потомкам для того, чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем народе как пример стояния в вере. Нам очень важно объединить свои усилия для распространения их почитания в народе. И вместе с этим важно сохранять наследие и прославлять душеспасительные подвиги пострадавших за Христа.

     Если говорить о значении подвига новомучеников, прежде всего нужно сказать о том, что такое мученичество и какое оно имеет значение в Христианской Церкви. Дело в том, что славянское слово «мученик» не отражает всей полноты этого явления, а показывает только одну его сторону – страдание и смерть. В греческом языке слово мученик (мартирос) имеет несколько иное значение: «свидетель«. Своей смертью он утверждает самую главную истину – Христос победил смерть, Он воскрес, и, умирая с Ним, мы не умираем, а наследуем жизнь вечную.

     С 1980-х гг. в Русской Православной Церкви сначала за рубежом, а затем и в Отечестве начался процесс канонизации новомучеников и исповедников Российских, пик которого пришелся на 2000 г. В настоящий момент причислено к лику уже около двух тысяч подвижников. Можно утверждать, что в период большевистских гонений Русская Церковь дала миру тысячи святых – поистине, великое число мучеников и исповедников в рамках новейшей истории.

     Новомученики и исповедники Церкви Русской по временным меркам — самые близкие к нам Святые. Своей жизнью и смертью отстаивают для нас, своих потомков, право на жизнь. Они, ставшие невинной жертвой богоборчества, предстоят пред престолом Божиим и приносят свои молитвы за нас с вами и наше Отечество. Они учат нас, как надо жить, чтобы в моменты переживания житейских тягот и скорбей мы пребывали в единении с Господом, даруют нам истинный образ исповедничества, чтобы мы оставались непоколебимы в своей вере, через которую мы имеем надежду на наше будущее.

     В прошедшем столетии Церковь столкнулось с колоссальным явлением, с тем, с чем никогда до этого не сталкивалась – с массовым подвигом мученичества, появлением невероятного количества святых. За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того периода. Однако, для его достойного осмысления ещё потребуется тщательная и продолжительная работа.

     К сожалению, сегодня мы слишком мало знаем о конкретных подвигах новомучеников, их духовном наследии. Перечисляя их имена, нам в настоящее время весьма затруднительно сказать что-то об их жизни и праведной кончине. В связи с этим ощущается огромная нужда в доступной повествовательной литературе. Людям сейчас необходимы не только исторические исследования, но и художественные книги, исторические повести, поэмы и прочее.

     В приходской библиотеке нашего храма несколько полок отведены под книги о новомучениках. В течение года мы постараемся рассказать вам об этих книгах.

     Первым собранием материалов о новомучениках Российских был двухтомник протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Российские», изданный Русской Зарубежной Церковью в 1949 и 1957 годах. В нашей библиотеке имеется репринт с этого издания:

 

     Новые мученики российские / Сост. протопресвитер М. Польский. – Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль).  –  М.: Изд. Т-ва «Светлячок», [1993]. – 2 т.

Image0798

     В предисловии к книге автор пишет: «Собирая материалы о жизни, страданиях и мученической кончине за веру или просто в вере умученных и убиенных в российской смуте от большевицкого безбожного гонения, мы полагаем только начало этому делу…». Начинается сборник с жития митрополита Владимира (Богоявленского), первомученика в длинном ряду убиенных и замученных Российских православных архиереев. В то время, когда убили в Киеве митрополита Владимира, в Москве проходил Священный Собор Всероссийской Православной Церкви. Весть о мученической кончине старейшего иерарха России глубоко взволновала всех членов Собора. И именно на день его смерти (25 января ст. стиля) Собор и установил ежегодное молитвенное поминовение всех усопших во время гонений исповедников и мучеников. В двухтомнике собраны также материалы к житиям таких иерархов, как Вениамин, митрополит Петроградский, патриарх Тихон, Гермоген, епископ Тобольский, протоиерей Иоанн Восторгов, Государь Император Николай II и его семья, Великая Княгиня Елизавета Феодоровна и много других.

     Первым за последние десятилетия, начиная с 1917 года, собранием жизнеописаний мучеников, исповедников и подвижников благочестия, написанных на основании собранных в советской России свидетельств, стала книга:

     Дамаскин (Орловский), игум.  Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. – Тверь: Булат, 1992-2002. – 7 кн.

Image0792

     Многие факты, изложенные в этом уникальном издании, были уточнены и проверены по документам, хранящимся в архивах ЧК – ГПУ – НКВД – КГБ. Автор старается передать фактическую сторону события, правду, сознательно не желая её приукрашивать своим отношением или своими чувствами, помня завет, оставленный писателям этого жанра святым Димитрием Ростовским: «Не солгу на святого». В предисловии к книге игумен Дамаскин пишет: «Жизнь (и смерть ) святых мучеников и подвижников есть воплощенный идеал истинного, духовного и возвышенного жития. И по этой причине она нам может показаться странной и непонятной. Душа иного подвижника так чиста, так свободна от всяких греховных и омрачающих помыслов, что нам представить это трудно. Потому и описать душевное состояние подвижника нелегко, не сходно оно с нашим. Но я и не дерзал на это, а хотел лишь, чтобы читатель чтением книги доставил себе душевную пользу и мог сказать: «Святые мученики, исповедники и праведники российские, молите Бога о нас!»

     В нашей библиотеке имеются и отдельные брошюры игумена Дамаскина (Орловского), посвященные персонально новомученикам Российским:

     

     Дамаскин (Орловский), игум. Житие святителя Василия Кинешемского / Иером. Дамаскин (Орловский). – М.: Златоуст; Иваново: Свято-Введенский жен. монастырь, 1994. – 31 c.: ил. — Загл. обл.: Святитель Василий Кинешемский. – Авт. указан в конце кн.

Image0800

     

     Дамаскин (Орловский), игум. Житие святого блаженного Алексия Елнатского / Иером. Дамаскин (Орловский). – М.: Златоуст; Иваново: Свято-Введенский жен. монастырь, 1994. – 30 c.: ил. – Загл. обл.: Святый блаженный Алексий. – Авт. указан в конце кн.

Image0802

     

     По милости Божией в 90-х годах XX столетия стал известен ряд мест, где в годы террора и гонений пострадали и были захоронены наши невинно осужденные соотечественники. Одно из этих мест – подмосковное Бутово, где только с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. были расстреляны почти 21 тысяча человек. Многие из них пострадали за исповедание православной веры и причислены к лику святых. Община храма Святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутове собирает документальные материалы об убиенных и захороненных на Бутовском полигоне с целью создания Музея памяти. Ряд этих документов требует публикации и община начала издавать

               журнал «Ныне и присно»,

посвященный подвигу и страданиям всех в Бутове и иных местах пострадавших:

Image0793

     

     Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, причисленная к лику святых Русской Православной Церковью Заграницей 1 ноября 1981 года (Российской Православной Церковью – в 1992 г.), явила собой пример высокого подвижничества, большой духовности и молитвенности. Она проявила поистине сверхчеловеческую стойкость и мужество во время посланных ей Богом испытаний и страданий. Взяв на себя тяжелый крест, она пронесла его через мучительные гонения и молилась за своих палачей в страшную минуту своей смерти. Святая мученица Великая княгиня Елисавета явилась на заре 20 века и прошла по Русской земле как светлый луч добра и милосердия, оставив после себя неизгладимый след в истории российского подвижничества и мученичества. Несмотря на все подвиги и благодеяния, которые оказала святая Великая княгиня Елизавета ближним своим, об этой великой подвижнице и мученице было очень мало написано. Было о ней выпущено две или три книги на английском и французском языках, но, увы, русский народ её забыл.

     Не было написано о ней ни одной большой книги. Лишь несколько брошюр. Книга под названием «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна» увидела свет в России в 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси:

     

     Миллер, Любовь Петровна. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна / Любовь Миллер. – М.: Православный паломник-М, 2009. – 351 с.: ил.; [16] л. ил.

Image0794

 

     И ещё одна книга, посвященная Елисавете Феодоровне, имеется в фондах нашей библиотеки:

     

     Цитриняк А., Хемлин М. Великая княгиня Елизавета Федоровна / Алла Цитриняк, Маргарита Хемлин. – М.: Вагриус, 2009. – 288 с

.

555

   

     Перед вами книга, в которой рассказывается о жизненном подвиге одного из российских новомучеников, Костромского святителя архиепископа Никодима (Кроткова):

   

    Александр (Могилев), митр. Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям / Архиеп. Александр. – Кострома: Костромская епархия, 2001. – 350 c.:ил.

Image0795

     В 1995 году святитель Никодим был прославлен как местночтимый святой Костромской земли. Вся жизнь святителя – пример жертвенного служения Богу и ближнему. Не только в годы репрессий, но и всегда, на всех церковных послушаниях, в должности инспектора и ректора семинарии, в сане архиерея он, по слову святого апостола Павла, каждый день умирал во Христе в трудах и заботах о Церкви Божией. Его архиерейское служение на Костромской кафедре в 1932-1936 годах, в условиях все более и более ужесточающихся гонений на Церковь, стало главным периодом его жизни, увенчанной мученическим венцом. Святитель Никодим – истинный мученик. Из 21 года своей жизни в послереволюционное время он, уже не молодой и болезненный человек, около 13 лет провел в тюрьмах и ссылках. Последние 2 года перед кончиной он находился в заключении в ярославской тюрьме в Коровниках, где в 1938 году и окончился его земной путь. Предлагаемая вам книга – первый опыт описания жизни святителя Никодима, необычайно богатой событиями и существенно расширяющей круг наших знаний о новейшей истории Русской Православной Церкви на основании имеющихся документальных свидетельств.

 

Image0796

     

     У Бога все живы: Воспоминания о Даниловском старце архим. Георгии (Лаврове). – М.: Даниловский благовестник, 1996. – 192 c.: ил.

     Жанр предлагаемой книги не совсем обычен. Это не только жизнеописание архимандрита Георгия — одного из светильников обители святого князя Даниила в двадцатые годы, хотя здесь по крупицам собраны документы, рассказы о старце, сохранившиеся письма и стихи, ему посвященные. Это книга также и о простых верующих XX столетия – времени, когда проповедовалось и насаждалось безбожие, когда жизнь в лоне Церкви становилась подвигом, мученичеством. Это книга о силе старческого окормления и послушания старцу, о верности Господу и глубоком доверии своему духовному отцу. Архимандрит Георгий (Лавров) (1861-1932) прославлен Русской Православной Церковью как преподобноисповедник.

 

Image0797

      

 

     Филимонов, Валерий Павлович. Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа / В.П. Филимонов. – Испр. и доп. изд. – СПб.: Сатис, 2001. – 334 с., [40] л. ил. — (Великие старцы Святой Руси).

     В летописи деяний современных подвижников благочестия совершенно особое место занимают подвиги святого преподобного Серафима Вырицкого. Благочестивейший православный мирянин, по посушанию приуготовлявший себя к монашеской жизни под руководством опытных духовных наставников в течение сорока лет; инок-исповедник, принявший монашеский постриг в годы открытых гонений и всего за шесть лет прошедший путь от послушника-пономаря до духовника крупнейшей в России обители, под окормлением которого находился целый ряд выдающихся иерархов Русской Православной Церкви; великий старец, который на деле исполнил святоотеческий завет: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя…», — вот основные этапы жизненного пути святого Серафима. Время старческого служения вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. И все эти годы отец Серафим самой своей жизнью свидетельствовал о Христе. Находившийся двадцать лет на одре тяжелой болезни старец порою принимал за день сотни посетителей, приводя ко спасению неисчислимое количество душ. Многие из деяний преподобного Серафима Вырицкого ознаменованы явными чудотворениями, чему имеются свидетельства очевидцев его подвигов. Книга основана на собранных автором архивных и других официальных документах и свидетельствах потомков и духовных чад святого Серафима.

     

     На протяжении столетий русские люди воспитывались на Четьях-Минеях. Наши предки с древних времен поучались, находили вразумление и немалое утешение в чтении житий святых и подвижников. Они встречали там непререкаемый образец для подражания и обретали в лице их небесных заступников, к которым обращались с молитвой. Именно через молитву к святым осуществляется неразрывная связь Церкви земной и Небесной. Поэтому с любовью и благоговением обращаемся мы сегодня к подвигу новомучеников Церкви Русской. Не они нуждаются в нас, это мы нуждаемся в их повседневной помощи и поддержке.

                 Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о наc!

                                                                                                                                                                                                                                                  (Продолжение следует…)