Мученики и исповедники Российские (1917-2017)

12.05.2017
Пятница

Мученики и исповедники Российские (1917-2017)

Часть пятая

Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

 

(30 апреля /13 мая)

              

                                 

 икона-бутовских-новомучеников

     «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».

(Мф. 5, 11-12).

      По милости Божией в 90-х годах стал известен ряд мест, где в годы террора и гонений пострадали и были захоронены наши невинно осужденные соотечественники. Одно из этих мест  — подмосковное Бутово, где только с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. на полигоне НКВД были расстреляны почти 21 тысяча человек. Многие из них пострадали за исповедание православной веры: священнослужители, монашествующие, активные верующие миряне. Ныне примерно каждый третий из них прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. Возглавляет Собор Бутовских новомучеников  митрополит Серафим (Чичагов).  Там же были расстреляны архиепископы Николай (Добронравов) и Димитрий  (Добросердов), епископы Аркадий (Остальский)  и Арсений (Жадановский), наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов) и многие другие. В 1994 году сотрудниками Православного Свято-Тихоновского Богословского института на полигоне был воздвигнут памятный крест, а через год отслужена первая литургия. С 2000 года установилась традиция совершения патриарших литургий на Бутовском полигоне при великом стечении духовенства и мирян. Священнослужители и миряне, в Бутове и по всей стране убиенные, не сомневались, что власть безбожников будет свергнута, что придёт время и окончится помрачение: вновь откроются храмы и монастыри, зазвучит в них с новой силой Слово Истины.

     Незадолго до своего ареста владыка Серафим (Чичагов) сказал: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний.  Кто останется верен святой апостольской Церкви – спасен будет.  Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают её.  Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства».

     Теперь эти слова сбылись. Надежды и упования мучеников осуществились. На месте их кончины на Бутовском полигоне воздвигнут храм, в котором совершается Божественная Литургия, звучат слова молитв и поминовения. «Русской Голгофой»  назвал Святейший Патриарх Московский Алексий II Бутовский  полигон. Ежегодно каждую четвёртую субботу после Пасхи Русская Православная Церковь отмечает день «Собора новомучеников, в Бутове пострадавших».

 

 

       Храм-в-Бутово

 

     Предлагаем вашему вниманию обзор книг о новомучениках Бутовских, имеющихся в фондах Приходской библиотеки  нашего храма.

 

 

Ныне-и-присно

     

 Ныне и присно: Русский журнал для чтения о подвигах и мученичестве России в XX веке. – М.: Храм свв. Новомучеников и исповедников на Бутовском полигоне, 2004.- № 1.

     «Русский  журнал для чтения» — так представляет он себя. Журнал о России: о её радостях и скорбях. О России, а значит, о Православии. О страшных годах недавней нашей истории. О гонениях на Церковь. О принявших за крепость веры мученический венец и теперь предстательствующих за нас Престолу Господа Славы.

     В последнее время всё больше и больше людей приходят на Бутовский полигон, на это поистине святое место – и те, у которых здесь пострадали близкие, и те, которым дорога память о пострадавших. Многие из них вместе с цветами на погребальные  рвы приносят воспоминания, фотографии и другие документы о убиенных. Община храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове собирает эти материалы с целью создания Музея памяти. Характер этих материалов различен, но ряд из них, несомненно, требует публикации.

     В фонде нашей библиотеки имеется первый выпуск журнала «Ныне и присно», в содержание которого вошли материалы о священномученике митрополите Серафиме (Чичагове) и его внучке – игумении Серафиме (Чёрной), воспоминания о жизни Маросейской общины храма Св. Николая в Кленниках, о священномученике Владимире Амбарцумове, неизвестное ранее письмо П.А. Флоренского В.И. Вернадскому и множество других интереснейших публикаций, посвященных новомученикам Бутовским.

      Старейший архиерей, принявший мученический венец в Бутове, — священномученик Серафим, митрополит Ленинградский,  человек незаурядных и разносторонних  дарований, мужественный воин, ученый, историк, священнослужитель, проповедник, писатель, живописец и музыкант. Помимо написанных им самим икон, «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», фундаментального труда «Медицинские беседы» и «Музыкальных дневников», он оставил после себя восстановленные им храмы и обители. Ранее, до принятия священного сана и монашеского пострига, он в 1887-1888 гг. был активным участником и историографом событий русско-турецкой войны. За заслуги перед обществом, гражданские и военные, Леонид Михайлович Чичагов был удостоен четырнадцати российских и иностранных  орденов и знаков отличия. По описанной им в «Медицинских беседах» собственной методике лечения, полностью основанной на целебных свойствах растений, он с хорошим результатом пролечил около 20 тысяч больных. За сорок лет своего служения владыка Серафим трудился во многих местах России: в Москве, Троице-Сергиевой Лавре, Суздале, Новом Иерусалиме, Сухуми, Орле, Кишиневе, Твери, Ленинграде. И на каждом месте своего служения, во всех вверенных ему епархиях он занимался восстановлением разрушенных храмов и монастырей, возрождением духовной жизни народа. Владыка бесстрашно выступал на борьбу с революционной смутой, сектантством и всякого рода расколами – за чистоту православия,  деятельно устраивал приходскую жизнь. Помимо настоятельских трудов он занимался прославлением преподобного Серафима Саровского. Повеление от старца Серафима о необходимости его прославления было передано Л.М. Чичагову через дивеевскую блаженную, которая имела непосредственное общение с преподобным при его жизни. Составленная им «Летопись» имела особое значение для прославления, т.к. она открыла всей России величие благодатных даров преподобного. По завершении «Летописи» её автор сподобился благодарственного посещения батюшки Серафима, который сказал ему: «Проси у меня всё, чего хочешь за неё». «Только всегда быть около Вас», — ответил архимандрит Серафим.

      В Приходской библиотеке храма  имеются следующие труды митрополита Серафима:

 

Серафим-(Чичагов)---Что-служит-основанием-кждой-науки

     

Серафим (Чичагов), митр. Что служит основанием каждой науки?: Беседа / Л.М. Чичагов. – М.: Паломник, 1996. – 93 с.

      Предлагаемая беседа была написана Леонидом Михайловичем ещё до принятия им священнического сана, но в ней уже ясно выражено мировоззрение автора, его склонность к богословскому осмыслению действительности, глубокая вера и твёрдое желание последовательно осуществлять учение Христа, что было подтверждено служением Церкви и мученической кончиной митрополита. В предисловии книги он пишет:

     «Создав особую систему лечения и прилагая её уже много лет с успехом к своей практике, я желал бы доказать, что медицина как наука более других необходима для людей как помощь и облегчение в их страданиях, должна и более всякой другой науки опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной  Самим Творцом на пользу человечества, не забывая, однако, что врачу необходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но стараться искать корень болезни и в духе или душе человека. Только такой врач будет иметь возможность подать скорейшую и вернейшую помощь».

 

Мед.-наследие...

     

Медицинское наследие митрополита Серафима (Чичагова): История и современность. – 3-е изд.- М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. – 255 с.: ил.

     Книга содержит две работы владыки Серафима, подготовленные им в 1890 и 1892 гг., в которых он излагает своё понимание духовных причин болезней и свою собственную лечебную систему. В книге помещены также статьи современных врачей различных специальностей об актуальности медицинской системы владыки Серафима.

 

Здоровье-по-Чичагову

     

Здоровье по Чичагову: Оздоровление организма человека по методике священномученика Серафима (Чичагова). – М.: Благословение: Техинвест-3, 2013. – 72 с.

     Рекомендуемая книга расскажет о применении на практике лечебной системы священномученика Серафима (Чичагова) врачом- практиком Кравченко Ксенией Павловной, имеющей двадцатилетний положительный опыт лечения больных по данной методике.  Донесена информация о методике лечения в форме, понятной любому человеку. Автор книги старается ввести методы оздоровления по системе Владыки в официальную медицину. Во второй части книги содержатся практические рекомендации по лечению конкретных заболеваний по этой методике.

 

Летопись-Серафимо-Дивеевского-м-ря

     

    Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей её: преп. Серафима и схимонахини Александры, урожд. А.С. Мельгуновой / Составил архим. Серафим (Чичагов). – Репр. воспр. изд. 1903 г. – М.: СП «Интербук», 1991.- IX, 852 с.: ил.

Собрав огромное количество архивного материала и написав летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, этого «четвёртого жребия Божией Матери на Земле», митрополит Серафим во многом способствовал прославлению в лике святых блаженного старца Серафима (Саровского).

 

Духовно-муз.-соч

     

Духовно-музыкальные сочинения / Сщмч.  Митр. Серафим (Чичагов);  Сост. Лёвушкин В.А. – М.: Сибирская благозвонница, 2015. – 182 с. : ил., нотогр.

     Вот уже 15 лет музыка священномученика митрополита Серафима звучит в концертных залах России и за рубежом благодаря разысканиям и трудам его внучки – игумении Серафимы (Чёрной). В музыкальный альбом, предлагаемый вашему вниманию, вошли как богослужебные песнопения, так и духовная лирика, иногда без слов; а также статьи о музыке митрополита, где делается попытка осмысления его музыкального наследия. Вот как сказано одним из его слушателей: «Музыка владыки Серафима –  часть его молитвы, а молитва – это прежде всего устремленность души к Богу. Она может быть и без слов… Владыка Серафим имел дар выразить свою душу средствами музыки с помощью звуков».

       В фонде Приходской библиотеки есть две книги, рассказывающие о жизни священномученика Серафима:

 

1

     

Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова): 1856-1937 / Синод. комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых; Отв. ред. А. Блинский. – СПб.: Сатис, 1997. – 112 с.

     11 декабря 1937 г. митрополит Серафим был расстрелян на Бутовском полигоне. Канонизация митрополита была совершена 23 февраля 1997 г. – он был причислен к лику святых одним из первых в сонме Бутовских новомучеников. Память его совершается 28 ноября / 11 декабря.

 В

   

Юлин В.А. Серафим значит пламенный: Очерк земной жизни сщмч. митр. Серафима (Чичагова) . – М.: Сибирская благозвонница, 2010. – 398 с. : ил.;

 

 

     Труд о жизни святителя Серафима (Чичагова), автор которого – В.А. Юлин – связан родством с Чичаговыми (женат на правнучке митрополита Серафима).

 

  Арсений-(Жадановский)-Воспоминания

     

Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. – М.: ПСТБИ, 1995. -294 с.: ил.

     «Воспоминания » владыки Арсения – одни из немногих дошедших до нас памятников церковных мемуаров  XX века о замечательных московских протоиереях и других выдающихся его современниках – подвижниках Православия: святом праведном Иоанне Кронштадтском, московском митрополите Макарии (Невском) – апостоле Алтая, старцах Зосимовой пустыни Германе и Алексии, схиигумении Фамари, о. Алексии Мечёве, епископе Серафиме (Звездинском). В воспоминаниях есть и автобиографические места. Эти заметки передают удивительную духовную красоту автора, подвижника и священномученика, расстрелянного в Бутове в день Воздвижения Животворящего Креста Господня 14 / 27 сентября 1937 года.

 

     Также в нашей библиотеке имеются ещё две книги этого выдающегося русского архиерея, являющиеся высоким образцом духовной прозы:

 

                 Арсений-(Жадановский)-Духовный-дневник

     

Арсений (Жадановский), еп. Духовный дневник. – М.: Отчий дом, 2008. – 477 с.

     Книга раскрывает глубокий духовный мир владыки Арсения, его размышления на разные темы в богословском, церковно-историческом, нравственно-психологическом и культурном планах, где каждое слово автора есть следствие его богатого духовного опыта. Как приобрести истинное покаяние, навык постоянного внутреннего трезвения и умения соотносить каждый свой шаг с высоким идеалом Евангельских заповедей в условиях современной автору действительности, — об этом и многом другом размышляет епископ Арсений на страницах своего «Духовного дневника».

Арсений-(Жадановский)--Аскетические-советы

 

   

 Арсений (Жадановский), еп. Аскетические советы: Духовный дневник. – М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1997.  – 319 с.

     Архимандрит Арсений написал сборник поучений и наставлений для  братии Чудова монастыря, будучи его настоятелем в 1914 году. В книге есть очень интересные высказывания архиепископа Арсения о великом будущем Православной России, о её высоком предназначении.

 

Аркадий-(Остальский)--Мы-не-должны-бояться-никаких-страданий

     

Аркадий (Остальский), еп.  «Мы не должны бояться никаких страданий…»: Творения: Т. 1. – Житомир, 2007. – 541 с.: ил.; 5 л. цв. ил.

     Священномученик Аркадий (Остальский) был родом из Житомира. В первую мировую войну служил полковым священником, а с 1917 г. он – настоятель храма в Житомире. В 1922 году арестован и приговорён к расстрелу, но расстрел заменен заключением в лагере на 10 лет; после досрочного освобождения принял монашество. Начиная с 1926 года он ещё несколько раз подвергался арестам, находился в заключении на Соловках. После освобождения весной 1937 года назначен епископом Бежецким, но к месту назначения выехать не смог. Проживал нелегально в городах Московской области и в 1937 году был арестован. Епископ Аркадий расстрелян в Бутове 29 декабря 1937 года. Рекомендуемая книга содержит его творения, написанные им в 1910-1927 гг., проповеди и беседы. Они многих привели к вере и научили жить по христиански. Творения предваряются пространным жизнеописанием священномученика Аркадия.

 

Житие..

     

Житие священномучеников Назария (Грибкова) и Георгия (Колоколова) и мученика Петра (Царапкина) / Авт.-сост. игум. Дамаскин (Орловский). – Тверь: Булат, 2002. – 22 с.: ил.

     Во времена гонения на Русскую Православную Церковь в 1937 году зачастую арестовывался весь причт храма – все священники, псаломщики и певчие. Так случилось и с причтом храма великомученицы Параскевы села Туголес  Шатурского района Московской области  протоиереями Георгием Колоколовым и Назарием Грибковым и псаломщиком Петром Царапкиным. Они были арестованы 27 ноября 1937 года, заключены в Бутырскую тюрьму и в декабре расстреляны на полигоне Бутово.

 

Исповед.-и-муч.-прот

     

Исповедник и мученик протоиерей Сергий Голощапов  /  Сергий Голубцов, Павел Голощапов. – М.: Мартис, 1999. – 16 с.: ил.

     Брошюра посвящена московскому протоиерею Сергию Голощапову, одному из последних преподавателей Московской Духовной Академии. Один из авторов рекомендуемой книги – его сын Павел Сергеевич. Протоиерей Сергий был расстрелян 19 декабря 1937 года в Бутове. А известно об этом стало его семье только спустя 30 лет…   

 

Священномуч

     

Священномученик Сергий Знаменский: Воспоминания родных и современников святого. Жизнь и подвиг священномученика. – Раменское: Светоч, 2004. – 32 с.: ил.

     Одним из святых мучеников Подмосковья стал Сергий Знаменский, священник, служивший в последние годы перед расстрелом в церкви Флора и Лавра города Каширы Московской области и расстрелянный в Бутове. Книга содержит воспоминания родственников отца Сергия и его житие, составленное игуменом Дамаскиным (Орловским).

 

       Л

   

 Миллер Л.П. Я снова в России: Марфо-Мариинская обитель, Екатеринбург, Алапаевск, Соловки, Бутово: История и современность в форме путевых заметок. – Екатеринбург, 2003. – 35 с., [2] л. ил

.

     Автор двух известных книг «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета» и «Царская Семья – жертва тёмной силы» Л.П. Миллер вновь посетила Россию в 2002 году. На сей раз её путь из Москвы лежал не только в Екатеринбург и Алапаевск, где она почтила память Царственных Страстотерпцев и преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, но и к местам страдальческого подвига множества новомученников Российских – в Соловецкий монастырь и в Бутово. Результатом этой поездки и стал данный очерк. Впечатления от посещения этих мест, узнанные здесь страшные факты, экскурсы в далёкое прошлое России, незабываемые факты и бытовые зарисовки составляют содержание рассказа и объединены главным – удивлённым, искренним, любящим Россию взглядом автора. 

 

 (Продолжение следует…)