Мученики и исповедники Российские (1917-2017)

25.12.2017
Понедельник

Часть двенадцатая

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

(15 / 28 декабря)

 

                      1.--Икона-сщмч

     »Воине Христов Иларионе, славо и похвало Церкве Русския, пред гибнущим миром Христа исповедал еси, кровьми твоими Церковь утвердися, разум Божественный стяжал еси, людем верным возглашаше: без Церкве несть спасения».

(Тропарь священномученику Илариону).

     Наряду с мучениками в Церкви эпохи гонений почитались также  исповедники, то есть те верующие, которые исповедовали Христа, претерпели за веру пытки, истязания или ссылку и заключения, но умерли естественной смертью. По словам св. Иоанна Златоуста: «Мучеником делает не только смерть, но душевное расположение; не за конец дела, но и за намерение часто сплетаются венцы мученичества». Согласно свидетельству святого Киприана Карфагенского, исповедники, умиравшие вскоре после перенесенных ими страданий, были приравниваемы к мученикам. Главной причиной в прославлении должны быть не внешние признаки мученичества, но засвидетельствованные Церковью и народным почитанием внутренние побуждения мученического подвига страдальца за Христа. Подвиг этот осуществляется по всепобеждающей любви к Богу и в благодатной свободе.

     Одним из видных деятелей Русской Церкви 20-х годов был архиепископ Верейский Иларион, выдающийся богослов и талантливейший человек. Вся его жизнь была горением величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за неё. Его труды отличаются строго церковным направлением, неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством, влиявшим на наше богословие со времен митрополита Петра Могилы. Его идеал – это церковность духовной школы и богословской науки. Его постоянное напоминание: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств.

     Архиепископ Иларион (Троицкий)  родился в 1886 году в семье священника с. Липицы. Далее – обычный для представителей его сословия путь: духовная семинария, Московская духовная академия, которую он окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия. Талантливый юноша обратил на себя внимание академического начальства и был оставлен при академии профессорским стипендиатом.

     1913 год стал особенно знаменательным в жизни молодого богослова. Он защитил магистерскую диссертацию, принял монашеский постриг, был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором академии; летом архимандрит Иларион едет на Афон, где участвует в обличении распространившейся среди русских монахов ереси имяславцев.  В том же году, в декабре, он назначается экстраординарным профессором на кафедру Священного Писания Нового Завета. Выдающийся церковный оратор, пользовавшийся большим авторитетом среди духовенства, он был твердым сторонником догматической чистоты церковного учения, приверженцем незыблемости канонических принципов церковного устройства. Неудивительно, что на Соборе 1917 -1918 годов он выступил как решительный сторонник патриаршества. Его знаменитая речь в защиту патриаршества на Поместном Соборе Русской Церкви в 1917 году внесла вклад в дело восстановления на Руси патриаршества. А в конце 10-х и начале 20-х годов святитель Иларион был правой рукой святого Патриарха Тихона. При Патриархе ему на долю выпала самая сложная и неблагодарная роль – быть посредником между Патриархом и советской властью. Все силы своих ума и души архиепископ Иларион посвятил тому, чтобы облегчить и упрочить положение Церкви, когда враг, наглея от безнаказанности, задался целью стереть её с лица земли. Никто другой  как святитель Иларион в начале 20-х выдерживал натиск на Церковь со стороны ВЧК. Позже, когда Русскую Церковь захлестнула волна обновленчества, он последовательно боролся против этого пагубного для Церкви заблуждения, открыто поддерживаемого богоборческой властью.

     В 1920 году архимандрит Иларион рукоположен в епископа Верейского, викария Московской епархии, в 1923 году возведен в сан архиепископа. Но с конца 1923 года он не принимает участия в церковном управлении. Безбожная власть не смогла допустить того, чтобы доблестный воин Христов оставался на свободе. Годы 1923 – 1929 стали временем исповедания священномучеником Христа в тюрьмах и Соловецком концлагере.  В этот период были попытки склонить его к участию в обновленческом движении – настолько велик был авторитет Владыки в церковном мире. Но, несмотря на обещание свободы и митрополичьего клобука, архипастырь решительно отказался. «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю», — говорил он в октябре 1925 года обновленческому епископу Гервасию.

     Когда церковные нестроения проникли и в среду соловецких узников, архиепископ Иларион  проявил себя истинным миротворцем, сумев объединить и сплотить их на основе строгого Православия. Он был в числе тех, кто написал текст «Послания соловецких старцев» — документа огромной важности и силы, всё значение которого большинство начинает понимать только сегодня.

     Когда в ноябре 1927 года в Церкви возник соблазн «иосифлянства»,  архиепископ Иларион решительно заявил: «Никакого раскола! Что бы нам ни говорили, будем смотреть на это как на провокацию».  В 1928 году Владыка писал своим близким, что до крайней степени не сочувствует всем отделениям и считает их дело неосновательным, вздорным и крайне вредным – «церковным преступлением, по условиям текущего момента весьма тяжким».

     В 1929 году архиепископ Иларион должен был выехать к новому месту ссылки – в Среднюю Азию. Но в самом начале пути заболел сыпным тифом, был положен в больницу на Обводном канале в Ленинграде, где и скончался 28 декабря. Занимавший тогда Ленинградскую кафедру митрополит Серафим (Чичагов) добился разрешения взять тело для погребения. Отпели почившего архипастыря в Новодевичьем монастыре, там же, на монастырском кладбище, и похоронили.

     Почти 70 лет покоились мощи священномученика на Петербургском Новодевичьем кладбище. Несколько поколений петербуржцев заботливо хранили скромную могилку. 24 июля 1998 года мощи святого были обретены, и 9 месяцев их присутствия в Казанском храме утешало сестер обители и петербургскую паству.

     10 мая 1999 года состоялась канонизация священномученика Илариона в лике местночтимых святых, и его мощи были перенесены из Санкт-Петербурга в Москву, в Сретенский монастырь, в котором он был одним из последних настоятелей.

     Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года  причислил архиепископа  Илариона (Троицкого) к лику святых  Новомучеников и Исповедников Российских.

     Память владыки Илариона  празднуется Церковью 27 апреля (10 мая)  – в день обретения его мощей и 15 (28) декабря -  в день его кончины.

                                                                                                             *              *             *

     Как выдающийся ученый, видный иерарх Русской Православной Церкви архиепископ Иларион (Троицкий) заслуживает особого внимания. «Архимандрит Иларион, — по словам одного из его современников, — человек исключительных талантов, большой учёности и прекрасного ортодоксального направления в богословии», является автором 38 трудов, внесшим значительный вклад в современную православную экклезиологию. Архиепископ Иларион был выдающимся богословом и духовным писателем своего времени. В церковных кругах его называли «великим».

     Многое в его творческом наследии не потеряло своей ценности и сегодня, когда в христианском мире ведется активная экуменическая деятельность. Богословские воззрения архиепископа Илариона помогают православным богословам в их поиске путей к христианскому единству.

     Начало богословской деятельности архимандрита Илариона  по времени совпало с рождением экуменического движения. Понятие «Церковь» было центральным в его богословии. О Церкви он свидетельствовал искренне, горячо, убежденно и в историко-догматических исследованиях, и в статьях для церковных журналов, и на лекциях,  в проповедях и в выступлениях на публичных собраниях.

     Будущее покажет, насколько правомерной была позиция архимандрита Илариона в отношении инославия, но для нас важно то, что своим примером он показал, как бережно и с любовью надо относиться к родному Православию, к Преданию Церкви. И руководством в процессе диалога с представителями инославных Церквей могут послужить следующие слова владыки Илариона: «Кто из сознательных христиан не скорбит душой, когда видит вражду и разделение среди тех людей, которых должна объединять их вера, среди которых должны бы царствовать мир, оставленный и дарованный Христом Его ученикам, и любовь, излитая в сердца христиан Духом Святым! За века разделения столько было уже сказано слов вражды и обличения друг друга, что пора говорить нам в духе любви и благожелательности».

     В свои 26 лет будущий священномученик написал, что научился «с особенною любовью и сердечным волнением читать из «помянника» молитву о Церкви: «В первых помяни, Господи, Церковь твою святую, соборную и апостольскую, юже снабдел еси честною твоею кровию, и утверди, укрепи и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовы враты во веки сохрани, раздирания церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей восстания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго твоего Духа обрати».

     Движимый этой сыновней любовью к Матери-Церкви архиепископ Иларион проходил на земле свой крестный путь исповеднического служения, а ныне ходатайствует перед Престолом Всевышнего о сохранении Русской Православной Церкви непреоборимой адовыми вратами. К нам ныне обращены слова святителя: «Для излечения разъедающих душу русскую ран необходимо раскаяться в грехе против Церкви, возвратиться к вере отцов и дать Православной Церкви прежнее место в жизни государственной и общественной».

     В наши дни, когда суетный и шумный мир стремится покорить себе вся и всех, стоит вспомнить, что такое было и ранее.  «Всё запылало пошлостью, слава Богу, кроме Церкви, которая стоит ещё ковчегом спасения, вдохновения, поэзии, - писал К.П. Победоносцев. – Это  цветущий оазис посреди  здешней пустыни; это чистый и прохладный приют посреди знойной и пыльной площади и шумного рынка; это песня, уносящая вдаль и вглубь из быта…».

*              *             *

     В Приходской библиотеке нашего храма вы можете познакомиться как с трудами самого владыки Илариона, так и с литературой о нём.

 

2

Иларион (Троицкий), архиеп. Христианства нет без Церкви / Архим. Иларион Троицкий. – М.: Православная беседа, 1992.  – 142 с.

 

3

  

Иларион (Троицкий), архиеп. Христианства нет без Церкви / Сщмч. Иларион, архиеп. Верейский. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 1999.  – 208 с.

     В главном своём труде «Христианства нет без Церкви» архиепископ Иларион писал: «Идеал Православия есть не прогресс, но преображение… Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу».

     Книга эта, впервые увидевшая  свет в 1915 году, посвящена актуальным вопросам православной экклезиологии  –  учения о Церкви. Она раскрывает православный взгляд на экуменическое движение и служит надёжным ориентиром для современных богословов, священнослужителей и мирян в этом достаточно запутанном в наше время вопросе. Написанная более ста лет назад, книга читается так, словно автор её живёт или по крайней мере, совсем недавно жил среди нас: настолько актуальны затрагиваемые на её страницах вопросы. Этот труд будет интересен всем, кому дорого православное учение о Церкви, но особенную пользу он принесёт православным священнослужителям, продолжателям дела архиепископа Илариона, которые ныне в условиях не менее сложных, чем на заре  XX века, вынуждены отстаивать православную идею церковности от многочисленных нападок самых разных сторон.

 

        4

Иларион (Троицкий), архиеп. Без Церкви нет спасения /  Сщмч. Иларион, архиеп. Верейский. – М.: Сретенский монастырь; СПб.: Знамение, 2001. -  XXXIII, 638 с.: портр.

     Ещё одна книга архиепископа Илариона (Троицкого), отстаивающая вечные и незыблемые истины Православия – церковные догматы, без понимания которых невозможно правильное устроение духовной жизни. Истина Церкви, а значит и истина нашего спасения, была множество раз искажена за двухтысячелетнюю историю христианства. Эта книга рассказывает современному миру о той Истинной Церкви, в которой одной возможно спасение. Предвосхитив богословскую полемику об экуменизме средины и конца XX века, священномученик Иларион определил для всей Церкви основы современной православной апологетики, традицию которой в дальнейшем продолжили такие богословы, как архимандрит Иустин Попович и иеромонах Серафим Роуз.

          

                                                                                                                              *            *            *

 

В Приходской библиотеке  имеются также книги о жизни архиепископа Илариона (Троицкого):

        5

Польский М., протопресвитер. Новые мученики Российские: Первое собрание материалов  - [Репр. изд. 1949 г.]. – М.: Изд. Товарищества «Светлячок», [1990-е гг.] . – 288 с., [8] л. ил. – Из содерж.: Гл. 12: Архиепископ Иларион. – С. 125-134: фот.

     Это репринт книги, вышедшей за границей, в США в 1949 году. Одна из глав посвящена владыке Илариону.

[6

Жизнеописание священномученика и исповедника архиепископа Верейского Илариона  (Троицкого): (1886-1929). -  СПб.: Вера , 1997. -  34 с.: ил., [5] с. ил. – (Новомученики Петроградские). – Загл. обл.: Священномученик архиепископ Верейский Иларион (Троицкий).

     Книга открывается Обращением православных верующих к Высокопреосвященнейшему митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру, написанным в 1997 году, ещё до канонизации архиепископа Илариона:  «На кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря находится могила архиепископа Верейского Илариона Троицкого, которая сохранилась по воле Божией до сего дня. Память владыки Илариона чтится православным народом, видящем в этом святителе ревностного защитника Церкви, глубокого богослова, мученика и исповедника, претерпевшего страдание за веру Христову.  В том, что могила Святителя, одна из немногих могил новомучеников Российских не была осквернена и разрушена в годы безбожной власти, в годы жестоких гонений на Церковь, видим особый Промысел Божий о честных останках Архиепископа Илариона. Посему смиренно просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, рассмотреть возможность канонизации и открытия святых мощей святителя Илариона в надежде на чудесные проявления от них, что стало бы началом и для общероссийского прославления сего столпа веры, ещё при жизни именовавшегося многими иерархами, впоследствии также воспринявшим мученическую кончину, Иларионом Великим». Далее приводится жизнеописание владыки и несколько его прижизненных фотографий.

 

7

Иоанн (Снычев), митр. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский: Житие и свидетельства к церковному прославлению . – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2001. – 48 с.: ил.

     В книгу вошли житие священномученика Илариона, составленное митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном, а также свидетельства современников о  духовном подвиге и благодатной силе святого: отрывок из книги Бориса Ширяева «Неугасимая лампада», современные чудесные события, сопутствующие прославлению владыки в лике святых.

 

[8

Дамаскин (Орловский), игум.  Житие священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа  Верейского.  –  Тверь: Булат, 2002. – 75 с.: ил.

     Это житие владыки написано уже после его канонизации; оно очень подробное, со множеством фотографий в тексте.

 

9

Священномученик  Иларион (Троицкий),  архиепископ Верейский: Житие.  – 2-е изд., испр.  –  М.: Изд.-во Сретенского монастыря, 2010.  -  63 с.: ил.

     Это житие дополняет предыдущую книгу новыми фактами и фотографиями. Читается как увлекательная повесть. Много цитат из писем владыки и его богословских трудов, подтверждающихся событиями его крестного пути.

 

10

Яковлев А.И. Путь истины: Очерки о людях XIX-XX в. – М.: Изд. Моск. Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2014. – 669 с.: ил. – В содерж.: Воин за Церковь Христову: Сщмч. архиеп. Иларион (Троицкий). – С. 373-394.

     Книга состоит из полутора десятков биографических очерков о разных людях. Они жили в разное время, занимались различными делами. Однако есть одно, что всех их объединяет: все они принадлежали к Православной Церкви и служили ей, каждый по-своему, на протяжении всей жизни. Книга эта сложилась сама собой. В неё вошли биографические очерки, опубликованные в журналах Российской Академии наук «Вопросы истории» и Московской Духовной Академии «Встреча», несколько докладов, произнесенных на конференциях Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, вступительные статьи к составленным автором антологиям в сериях «Русь Православная» и « Русская богословская библиотека». Собранные материалы были пересмотрены, исправлены и дополнены. Одна из глав книги посвящена священномученику Илариону (Троицкому).

 

11

Евфимия (Пащенко), монахиня. Тайна Владыки Петра: Северные рассказы. – М.: Смирение, 2011. – 415 с.: ил. – В содерж.: Память его да будет незабвенна …: Повесть о священномученике  Иларионе, архиепископе Верейском,  новомученике Соловецком. – С. 80-99: ил.

     Книга монахини Евфимии посвящена крайне актуальной для современности теме противостояния православного человека и окружающего его безбожного мира. На примерах новомучеников XX века, наших современных единоверцев и даже сказочных персонажей автор подтверждает высказывание известного церковного писателя Е.Поселянина (Погожева), что во все времена «Сила Христова над миром одна и та же: тот же бой, та же победа, та же слава и то же блаженство одолевшему все искушения силой Христовой». В «Повести о священномученике  Иларионе, архиепископе Верейском,  новомученике Соловецком» автор рассказывает о соловецком периоде жизни владыки Илариона.

 

                                                                          *     *     *

12