Мученики и исповедники Российские (1917-2017)

23.11.2017
Четверг

 

Часть одиннадцатая

Мученица Анна Зерцалова

(14 / 27 ноября)

 

                   1

     Мученица Анна родилась 31 января 1870 (или 1873?)года в семье губернского секретаря И.А. Зерцалова, который в последние годы своей жизни состоял на службе в управлении Смоленской железной дороги. Родители её держались строгих нравственных правил, но православие воспринимали преимущественно с обрядовой стороны, поэтому начатки религиозного воспитания, которые они дали своей дочери, были непрочными.   «Малое чувство веры, которое тлело во мне слабым огоньком,  - писала она впоследствии, - быстро стало ослабевать и гаситься тлетворным дыханием пагубного влияния маловерия… Научные идеи, приправленные веянием ложных принципов, плотно разместились в моей голове и стали распоряжаться там полновластными хозяйками, отвлекая меня от всего истинного, духовного, прекрасного». Анна Ивановна, будучи уже взрослой девушкой, в течение нескольких лет лишь формально исполняла правила христианской жизни: ходила в храм, молилась, изредка говела, но внутренняя её жизнь шла в русле чисто мирских занятий – общение со знакомыми, театр, усиленное чтение светских книг. Однако такой образ жизни не удовлетворял её; душа томилась и ни в чём не могла найти утешения.  «Бессмертный дух рвался наружу, он тяготился однообразностью и бесцельностью жизни, он требовал пищи и удовлетворения…  Наконец нашёл и возрадовался: он увидел светлый маяк, который ярко, величественно засветил ему среди бушующих волн грозного житейского моря, он нашёл пастыря, который всё раскрыл ему: и духовное небо с его непостижимыми красотами, и всеблагость Творца-Промыслителя, и духовную красоту созданий Божиих, и пользу труда и деятельности», — вспоминала она с благодарностью.

     Возрождение души Анны Ивановны, внутреннее воцерковление совершилось в кремлевском храме, посвященном святым равноапостольным Константину и Елене. Настоятелем храма в 1874-1892 годах был чтимый всей православной Москвой протоиерей Валентин Амфитеатров. Придя туда по совету своей подруги по гимназии, Анна Ивановна увидела обыкновенного священника средних лет. Анне Ивановне предстояло уехать в Ярославскую губернию в одно семейство, куда в качестве учительницы рекомендовала её родственница. Подойдя после Божественной литургии и молебна к отцу Валентину за благословением на поездку, она услышала от него слова, которые для неё оказались пророческими: «Место, место… посадили цветочек в горшочек, ухаживали за ним, поливали его, и вот появились наконец первые листочки; смотрите, крепко берегите свои молодые листочки; пока ещё поправить можно, а после и поправить нельзя будет».

     Анна Ивановна попала в семью убеждённых безбожников. Для молодой православной христианки жизнь в такой семье стала исповедничеством. Мать семейства не позволяла домашней учительнице воспитывать своих детей, и потому Анна Ивановна после уроков была совершенно свободна. Имея время, она устроила школу грамотности в деревне, собирала крестьянских детей и занималась с ними. После её отъезда это начинание не прекратилось, и на основе организованной ею школы возникло училище, которое впоследствии получило все необходимые права и средства.  Деятельность Анны Ивановны по просвещению деревенских детей, чуждая материальной расчетливости, расположила в конце концов к ней её работодателей. Для неё стали готовить постную пищу.  «Лошади для езды в храм всегда были к моим услугам; даже отпускалась со мною восьмилетняя ученица – это было особенное небывалое доверие.  Мне, застенчивой от природы, было очень неловко принимать знаки особого благоволения; по правде сказать, я очень тяготилась всем этим, так как на эту лужайку пришлось перейти через мост ужасной духовной пытки ».  По благословению отца Валентина Анна Ивановна в декабре 1891 года покинула семью, в которой она прожила семь месяцев. Вернувшись в Москву, она стала активной прихожанкой храма святых равноапостольных Константина и Елены, а позже Архангельского собора, после назначения отца Валентина настоятелем этого кремлевского храма. Отец Валентин помог ей найти учеников, и Анна Ивановна порой с утра до позднего вечера занималась с ними. Почти двадцать лет она духовно окормлялась у отца Валентина. В результате многолетних трудов она укрепилась в вере, осознавала её как данное Богом сокровище.  «Это – великое богатство духа; это великая услада души, - писала она, — с верой и сами скорби, и сами страдания кажутся малыми, нижними. Радость по Бозе наполняет всю душу, всё существо человека, и душа рвется в вышину, прославляя и восхваляя Господа в торжественных гимнах».

     В 1908 году скончался протоиерей Валентин. Смерть духовного отца вся его паства переживала как большое горе. Впоследствии Анна Ивановна писала: «Преславный пастырь всю свою жизнь положил  на нас, чтобы очистить нашу духовную храмину и сделать её доступной для восприятия высших духовных наслаждений.  Направим же  всецело свой ум, сердце и волю к достойному приятию Божественной святыни Тела и Крови Христовых; будем усердно посещать храмы Божии; будем ревностными сынами Церкви Православной по вере и по жизни. Это будет лучший надгробный венок  нашему дорогому отцу и пастырю. О чудесный незабвенный пастырь! Я ли, малая, ничтожная былинка, смогу описать все славные разновидности твоей поразительной духовной деятельности; я ли, малое, неопытное существо, смогу разобраться во всех дивных, мудрых движениях твоего разума и мышления?»

     Анна Ивановна с помощью духовных детей отца Валентина выпустила четыре книги, в которых содержится описание его выдающейся пастырской деятельности, рассказывается о его прозорливости и даре чудотворений. По её записям, которые она вела в продолжении многих лет, была составлена и опубликована книга «Духовные поучения, проповеди Валентина Николаевича Амфитеатрова, бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора, записанные с его слов одной из его духовных дочерей».  Кроме того, до революции были изданы её книги об отце Валентине Амфитеатрове:

     Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. В.Н. Амфитеатрова. – М.: Тип. В.И. Филатова, 1910. – 130 с.

     Истинный пастырь Христов: (Жизнь и деятельность бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. В.Н. Амфитеатрова). – М., 1910. – 321 с.

     Светильник православия: (Пастырская деятельность бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора прот. Валентина Амфитеатрова) . – М., 1912.

     Подвижник веры и благочестия: Прот. Валентин Амфитеатров. – М.: Типолитогр. И. Ефимова, 1914. – 206 с.

     Остались в рукописях:

     Великий подвижник  — отец Валентин. – Машинопись, 1928.

     Дивный пастырь – отец Валентин. – Рукопись.

     Мой дневник после смерти батюшки. – Рукопись.

     Живя вблизи Ваганьковского кладбища неподалёку от могилы праведника, на которую стекалось со временем всё больше людей, она стала записывать свидетельства о чудесах, происходивших на могиле. В результате Анной Ивановной было составлено несколько книг, где были собраны все эти свидетельства, но издать их уже не удалось, потому что после революции 1917 года начались гонения на Русскую Православную Церковь.  Анну Ивановну обвинили в том, что она «является активной участницей контрреволюционной церковно-монархической группировки, в контрреволюционных целях прославляла могилу умершего попа Амфитеатрова Валентина, на которую организовывала паломничество верующих, и инсценировала «чудеса». Среди почитателей попа Валентина распространяла  фотокарточки с его изображением».

     Анна Ивановна Зерцалова  была расстреляна  27 ноября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Юбилейный  Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года  причислил Анну Зерцалову к лику святых  Новомучеников и Исповедников Российских.

     В фондах нашей Приходской библиотеки имеются всего две книги этой выдающейся подвижницы:

 


2

     

Зерцалова А.И. Подвижник веры и благочестия: Прот. Валентин Амфитеатров / Предисл.:  прот. В. Асмус. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т: Сестричество во имя прмц. вел. кн. Елизаветы, 1995. – 190 с.:ил.

3.-Анна-Зерцалова

       

Зерцалова А.И. Подвижник веры и благочестия: Воспоминанния о прот. Валентине Амфитеатрове / Новомученица Анна Зерцалова. – М.: Сестричество во имя прмц. вел. кн. Елизаветы, 2002. – 152 с.:ил., портр.

      Эта книга была издана ещё до революции, в 1914 году. В нашей библиотеке имеются два современных её переиздания. Об известном московском священнике Валентине Амфитеатрове святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Что вы бегаете ко мне, у вас в Москве есть свой великий пастырь отец Валентин, к нему и обращайтесь». Жизнеописание составлено духовной дочерью Анной Ивановной Зерцаловой, которая после кончины батюшки всю свою жизнь посвятила сохранению его наследия.                        

  

      4

     

Я плакал о всяком печальном: Жизнеописание прот.  Валентина Амфитеатрова /  Сост. Г. Александрова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2005. – 508 с.: ил. – (Православия светильники).

     В книге представлено подробное жизнеописание протоиерея Валентина Амфитеатрова  — известнейшего пастыря-подвижника предреволюционной Москвы, мудрого духовного наставника, яркого проповедника . Отец Валентин жил среди людей и мирской суеты, но стяжав жертвенную любовь к ближним, как следствие этой любви, он ещё при жизни получил от Бога благодать чудотворения. Многим этот удивительный московский священник помогал и после своей смерти. На сегодняшний день это единственное подробное собрание биографических сведений об отце Валентине. При составлении книги были использованы архивы семьи Амфитеатровых, сведения из всех четырех книг новомученицы Анны Зерцаловой, духовной дочери протоиерея Валентина, а также материал из её машинописной тетради и рукописных дневников, никогда не публиковавшихся, чудом сохраненных в годы гонений двумя верующими женщинами. Уникальные дневники, относящиеся к страшным послереволюционным временам, были переданы этими  старушками прот. Николаю Ситникову, а машинописная тетрадь, содержащая не публиковавшиеся чудеса о. Валентина, была подарена ими дочери прот. Александра Ветелева Ольге Александровне. Отец Николай и Ольга Александровна в свою очередь передали эти материалы правнучкам батюшки Любови Николаевне и Евгении Николаевне Викторовым. Книги и рукописи новомученицы Анны, одной из ближайших духовных дочерей батюшки, знавшей его на протяжении десятилетий, — один из немногих источников, раскрывающих пастырскую деятельность прот. Валентина Амфитеатрова, и имеют большое значение для её исследования. Первая жизнеописательница пастыря А.И. Зерцалова,  кроме своих собственных свидетельств, собрала и опубликовала множество воспоминаний как о духовно-воспитательной деятельности батюшки, так и о его прижизненных и посмертных чудесах. Кроме того, в книгу вошли рассказы потомков батюшки и его духовных чад, а также новые свидетельства о чудесной помощи по его молитвам

          

                                                                     *            *            *

     Ныне в чудесном возрождении и воскресении на наших глазах Святой Руси мы видим плоды молитв дивного сонма Новомучеников и Исповедников Российских. Вернувшись к вере Отцов благодаря их крови и поту, благодаря их мученическому подвигу и неумолчному молитвенному ходатайству пред Богом, будем свято чтить их память и прославлять Бога, прославившегося в них.

     «Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамления, и воссел одесную престола Божия»  (Ев. 12; 1).                                             

       Святая новомученице Анно, моли Бога о нас!

 

                                                                (Продолжение следует…)