Мученики и исповедники Российские (1917-2017)

05.08.2017
Суббота

 

Часть восьмая

 

Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский 

 (13 / 26  августа)

              

                                       1

     «Днесь светло радуются вернии  града Дмитрова и вся Церковь Русская духовно торжествует, восхваляющее священномученика Серафима,  иже  страдания, заточения и смерть от богоборцев претерпев и венец мученический прияв на Небеси, ныне со всеми святыми Престолу Владыки Христа  предстоит, молясь о спасении душ наших».

                            (Тропарь сященномученику Серафиму).

     Епископ Серафим (в миру Николай Звездинский) родился в 1883 году в семье единоверческого священника.  В 1908 году был пострижен в монашество по благословению старца Алексия Зосимовского в честь преподобного Серафима Саровского, от иконы которого получил исцеление. В 1914 году иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен помощником наместника Чудова монастыря, где он пережил обстрел Кремля в 1917 году. В январе 1920 года Патриарх Тихон рукоположил его во епископа Дмитровского. В 1922 году Владыка был арестован.  В Бутырской тюрьме епископ Серафим сложил акафист Страждущему Христу Спасителю: «В несении креста спасительного, десницею Твоею мне ниспосланного, укрепи меня, вконец изнемогающего». Отбыв два года  ссылки в Зырянском крае, он не был допущен на кафедру. Жил в Аносиной пустыни, помогал митрополиту Крутицкому Петру. В 1926 году был выслан из Москвы. Жил в Дивееве до 1927 года, когда власти объявили о закрытии обители. В 1932 году приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Был снова арестован 23 июня 1937 года. 23 августа 1937 года тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к РАССТРЕЛУ, мотивируя  свой приговор тем, что он «не прекратил своей контрреволюционной деятельности» и в Ишиме среди верующих «слыл за святого человека». 16 августа 1937 года приговор был приведён в исполнение. 15 сентября 1956 года Тюменский областной суд реабилитировал епископа Серафима (Звездинского). Епископ Дмитровский Серафим был прославлен как священномученик на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 году. Ревностный архипастырь, духоносный старец, учитель веры и наставник благочестия, обладавший удивительным даром слова, вдохновенный совершитель Божественной литургии, владыка Серафим ещё при жизни стяжал многоразличные дарования: вéдение воли Божией, прозорливость; мысли и душевное состояние собеседника были ему открыты, он имел от Бога дар исцеления, гимнотворчества. Владыка подвигом своей жизни в полноте раскрыл данное ему при монашеском постриге имя Серафим (огненный), сохранив в сердце своём огненную любовь ко Христу и запечатлев верность ему кровью своей – мученическою кончиною.

     Предлагаем вам, благочестивый читатель, познакомиться с книгами о епископе Серафиме из фондов  Приходской библиотеки нашего храма.

1

Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. – Париж: YMCA-Press, 1991. – 201 с.: ил. – (Рус. подвижники и праведники XX  столетия).

     Это одна из первых книг о владыке Серафиме, вышедшая в Париже в 1991 году. Подробное жизнеописание, основанное на записях его духовных чад, а также проповеди, воспроизведенные, видимо со слуха, публикуются впервые. Особенно хочется обратить ваше внимание на письмо брату владыки Серафима «О постриге», в котором он очень подробно и поэтично описывает своё пострижение в монахи в возрасте 25 лет, свои чувства и переживания до пострига и после: «Монах я теперь.  Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, всё, всё новое, весь я новый до мозга костей. О, какое дивное и сверхъестественное действие благодати! Всего переплавила она меня, всего преобразила. Пойми ты, родной, меня, прежнего Николая (как не хочется повторять мирское имя!) нет более, совсем нет, куда-то взяли и глубоко зарыли, так что и самого маленького следа не осталось… нет прежней сущности, душа-то сама другая. Я-то моё другое, дух другой, уже не я.» И ещё одно знаменательное произведение епископа Серафима: «Путь архиерейский: Слово при наречении во епископа», где воочию видно восхождение Владыки на епископскую кафедру как на свою личную Голгофу: на дворе 1919 год…

              

3.-Молю-о-тех..

«Молю о тех, кого Ты дал мне…»: Владыка Серафим  (Звездинский) в воспоминаниях духовной дочери схимонахини Иоанны (Анны Сергеевны Патрикеевой)  / Сост. Т.С. Ануфриева-Мирлас. – М.: Даниловский благовестник, 1999. – 208 с.: ил.

     «Вместо себя оставляю вам Анну», — написал в конце своего жизненного пути  епископ Серафим. Схимонахиня Иоанна, в миру Анна Сергеевна Патрикеева, родилась в начале XX века в Москве в богатой благочестивой купеческой семье. С ранних лет приобщилась к истинному Православию. В юности Анна была вольна избрать любовь земную, но любовь к Небесному Жениху оказалась сильнее. В 1923 году, как послушница Серафимо-Знаменского скита, по благословению настоятельницы схиигуменьи Фамари и епископа Арсения (Жадановского) она следует в неведомый Зырянский край сопровождать в ссылку больного епископа Дмитровского Серафима (Звездинского), своего духовного отца. С тех пор в течение пятнадцати лет послушница Анна следовала за епископом Серафимом в ссылки и изгнания, вплоть до самой Голгофы в 1937 году. В предлагаемой книге вы прочитаете неповторимые страницы о детстве, отрочестве, дальнейшем крестном пути русской подвижницы и воспоминания о её духовном отце священномученике Серафиме (Звездинском), — и станете наследниками духовной мудрости тех, кого «на небесное житие создал Бог». Примеры жизни владыки Серафима и его послушницы, писания матушки укрепляют нас в вере, показывая стойкость наших отцов, братьев и сестёр во Христе, сумевших через годы гонений пронести свои убеждения, веру в незыблемость Евангелия, сохранить светильники душ своих не угасшими…

 

             4

Храм во имя святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех: Сб. ст.  /  Сост. Л. Аниканова и др. – М.: Свято-Владимирское изд-во, 2009. – 101, [2] с.: ил. – Из содерж.: Память их в род и род: Из истории семьи Патрикеевых. – С. 54-65.

     В сборнике, содержащем очерки об истории древнего храма, рассказано также об истории семьи благотворителей храма в XIX-XX веках Патрикеевых, старинном московском купеческом роде. В частности, о судьбе младшей дочери Анны Сергеевны Патрикеевой (схимонахине Иоанне), духовной дочери владыки Серафима (Звездинского), оставившей воспоминания о нём.

 

           5

Арцыбушев А. Сокровенная жизнь души: (По запискам монахини Таисии). – М.: Духовная нива, 2004. – 125 с.: портр., [3] л. ил.

      Ещё одно духовное чадо вспоминает о своём отце – епископе Дмитровском Серафиме. Книга посвящена жизни Татьяны Александровны Арцыбушевой (дочери министра юстиции и внутренних дел Хвостова Александра Алексеевича), в тайном постриге монахини Таисии, и её духовным руководителям: старцу, преподобному схииеромонаху Алексию Зосимовскому, священномученику святителю Серафиму (Звездинскому) и схиархимандриту Даниилу (Климкову), а также жизни потаенной церкви с 1927 по 1950-е годы прошлого столетия. Написал книгу на основе записок своей благочестивой матери её сын Алексей Арцыбушев, наш современник. Будучи маленьким семилетним мальчиком, Алёша помогал владыке в храме: торжественно «стоял на его службах, рядом с ним, держа посох».   

             

6

Румянцева И., Кудряшов С. Сокровенный сердца человек:  Жизнь и труды священномученика Серафима (Звездинского). – СПб.: Сатис: Держава, 2002. – 203, [3] с.: ил. – (Новомученики и исповедники Российские).

      В книге собраны воспоминания о владыке Серафиме, свидетельства о нём современников и духовных чад, архивные документы и работы самого святителя. Все материалы, каждое слово Владыки и слово о нём – пронизаны, наполнены теплотой и светом его духовного облика, той Любовью, которую дано было ему стяжать на пути к Отцу Небесному. Просто и духовно точно скажет о владыке Серафиме его духовная дочь: «Любил Отечество, Православие, обители, святые мощи и все храмы, любил Кремль священный и его святыни, небо и звёзды, цветочки, и всех и вся любил, но больше всего Христа Спасителя и его Пречистую Матерь». Заглавием книги стали слова из Послания апостола Петра: «…сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа»(1 Пет. 3, 4). Житие священномученика Серафима (Звездинского) и его труды  являют нам духовный путь святителя, удостоившегося от Господа мученического венца и стяжавшего нетленную красоту кроткого духа. В одной из своих проповедей 1921 года Владыка сказал: «Теперь Кремль закрыт, святители в затворе. Но у каждого из нас есть свой кремль, освященный Божьей силой, воздвигнутый кремль души нашей».

     За величайший талант проповедника, которого ещё при жизни сравнивали с талантом Иоанна Златоуста, современники прозвали владыку Серафима  СРЕБРОУСТОМ.  Его богословские труды, письма и проповеди также имеются в фондах нашей Приходской библиотеки.

                           

                  7

Серафим (Звездинский), еп. Пять шагов ко Христу: О борьбе с главными грехами человека по учению Православной Церкви. – М., 1996. – 32 с.

     Эта книга образно, увлекательно и просто рассказывает о доступных каждому человеку путях спасения в современном мире. В основе книги – пять глав из учения епископа Серафима , усвоив каждую из которых благочестивый христианин как бы приближается на один шаг ко Господу нашему Иисусу Христу.

                 

                          8

Серафим (Звездинский), еп. Хлеб Небесный: Проповеди о Божественной литургии. – М.: Изд. Сестричества во имя прмц. Вел. кн. Елизаветы, 1996. – 127 с.

     Проповеди епископа Серафима , произнесенные в храме Дивеевского монастыря, были записаны Т.А. Арцыбушевой и дошли до нас в самиздатовской машинописи. Запись проповедей сделана, вероятно, со слуха. Божественную Литургию Владыка считал главной целью своей жизни и совершал в самых немыслимых условиях. Он говорил: «Пока совершается Божественная Литургия, я ничего не боюсь: ни голода, ни червей, ни засухи, ни града. Я знаю, что хлеб нужен для литургии и земля даст его. И если бы небо стало медным, если бы земля высохла и окаменела, я не боялся бы, что мы погибаем. Нет, Жертва приносится, священник возглашает: «Твоя от Твоих…». Не боюсь ничего, надеюсь на Бога, тако возлюбившего мир». Проповеди Владыки о литургии  –  это поэтическое произведение, в котором сливаются воедино мир видимый с миром невидимым. «И в духовном мире, — утверждает он, — есть и звёзды, и камни драгоценные, и цветы на пажитях духовных. Много чудесных звёзд – песнопений хранится в Церкви Православной (святоотеческих творений), но все они сходятся в солнце Церкви нашей, в Божественной Литургии. Много чудесных цветов на пажитях церковных, но всех прекрасней роза  –  Божественная Литургия.  Дивны драгоценные камни Церкви нашей – обряды, но всех их ярче блистает бриллиант – Божественная Литургия. Все источники, все ручейки – таинства наши сливаются в глубочайшем Святейшем Таинстве Божественной Литургии».      

                  

            9

Ангелы. – М.: Псалтирь, 2004. – 63 с. – Из содерж.: Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. – С. 30-62.

     Книга об ангелах и ангельском мире. Владыка Серафим подробно рассказывает о каждом из девяти ангельских чинов.

 

                  10

Серафим (Звездинский), еп. «Поёт душа моя, Тобой вознесенная!»: Молитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении  / Сост. И.Г. Менькова. – М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный ун-т, 2008. – 164 с.: портр. – (Слово исповедников XX в.).

      Святитель Серафим (Звездинский) был аскетом, строгим подвижником и вдохновенным молитвенником. Его можно было бы назвать молитвенником-поэтом. Подобно древним святым богословам имел он дар составления божественных гимнов. Древние молитвословия (последование литургии, каноны, акафисты и др.) написаны были стихами как самым совершенным выражением обращения к Богу. И доныне возвышенные молитвы, к которым, несомненно, относятся молитвословия святителя Серафима, остаются по духу своему поэзией богообщения. Молитвы епископа Серафима  рождались в обстояниях тяжёлых, когда в полном изнеможении взывал он к Богу – и Господь утешал и укреплял избранника Своего. Его молитвословия рождались и тогда, когда, исполненный ликования и благодарности, он славил Христа за милости Его – и бывал услышан. Только одно из публикуемых в сборнике молитвословий (Покаянный плач) было составлено ещё архимандритом Серафимом до революции, в 1916 году. Все остальные молитвословия были написаны Владыкой в тюрьмах, ссылках, изгнаниях и сохранились до наших дней благодаря его духовным чадам (в особенности келейнице Анне Патрикеевой), с глубоким благоговением чтившим память своего незабвенного пастыря. Молитвы святителя Серафима да будут нам ступенями лествицы Божией, помогут и нам восходить по ней.

                            (Продолжение следует…)