Два святителя

17.06.2015
Среда

Попечение твое о пастве в странствии ея, се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых: тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! Весь от Бога освящен священнодействием пречистых таин, ими же сам присно укрепляем, поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущих тя

тропарь святителю Иоанну Шанхайскому, глас 5

Наставниче благочестия, сиротствующих питателю, скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный, душею страждущих скорый помощниче, теплый молитвенниче о всех ко Господу, святителю отче Иоанне, моли Христа Бога спастися душам нашим

тропарь святителю Иоанну Тобольскому, глас 8




Дорогие братья и сестры!


19 июня (2 июля) Русская Православная Церковь чтит память великого угодника Божия святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца



Святой Иоанн еще при жизни почитался современниками за великого христианского подвижника, деятельно оказывая помощь тяжело болящим, сиротам, беженцам. Всю свою жизнь святитель посвятил служению ближним, не заботясь о собственном комфорте и благополучии. Иоанн Шанхайский, как и великий Иоанн Кронштадтский, 25-летие прославление которого мы праздновали 14 июня, жил во Христе, ежедневно сораспянаясь Ему. Святой со дня принятия монашеского пострига не спал в кровати, воздерживался в еде, часто молился ночами, старался ежедневно служить Литургию. Вся жизнь святителя была подвигом, в котором любовь к Богу и ближним была движущей силой его деятельности.


Святитель Иоанн Шанхайский, в миру Михаил Борисович Максимович, приходится дальним родственником святителя Иоанна Тобольского (Максимовича) (1651–1715), память которого мы празднуем 10 (23) июня. Именно в честь своего родственника Михаил был пострижен в 1926 г. в монахи первоиерархом Русской Православной Церкви за границей митрополитом Антонием с именем Иоанн. Святитель Иоанн Тобольский известен своей миссионерской и богословской деятельностью, он был основателем Черниговского коллегиума и автором многочисленных поэтических сочинений. Жизнь двух святителей, разделенная веками, по своему содержанию чрезвычайно схожа: оба были усердными молитвенниками, миссионерами, проповедниками, чудотворцами. Даже их праведная кончина похожа: оба отошли ко Господу во время молитвы перед образом Пресвятой Богородицы.


 


Святитель Иоанн Тобольский принял монашеский подстриг в 1675 г. в Киево-Печерской лавре с именем в честь святителя Иоанна Златоуста. Некоторое время нес послушание эконома Лавры. В ноябре 1696 г. Иоанн Максимович был избран на черниговскую кафедру. Его характеризовали как «мужа благочестива, с юных лет монашествующа, в искусстве добродетели, и поучении, и проповедании слова Божия известного». В 1697 г. в Москве святой Иоанн был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. Впоследствии святителю в управление была вверена в управление Тобольская епархия и Сибирская митрополия (в 1711 г. был возведен в сан митрополита), где он активно занимался миссионерской деятельностью, просвещая светом христовой веры остяков, вогуличей и другие сибирские народы.


Известно, что в 1714 г. святителем была направлена духовная миссия в далекий Китай (Пекин). Целью миссии было духовное окормление живущих в китайском плену албазинцев, потомков русских казаков. Кроме того, российскому государству требовались специалисты, понимающие китайский язык. Существовала надежда и на миссионерскую проповедь среди китайского населения, которая, к сожалению, в то время себя не оправдала.


Отметим, что впоследствии труды по просвещению китайского народа светом христовой веры были предприняты Иоанном Шанхайским, находящимся со своей паствой в эмиграции в Китае. Во время своего пребывания на китайской земле (1934-1949) святитель обращал в православие китайских сирот, поступавших в организованный им приют, обучая их основам православной веры. Усилиями святителя в Шанхае был достроен большой собор в честь Иконы Божией Матери «Споручница грешных». Величественное здание, вмещающее в себя около двух с половиной тысяч молящихся, было построено на средства крупных жертвователей и даяния дальневосточной русской эмиграции.


 


Известен случай, который произошел в период пребывания святителя и его паствы в Шанхае. Почитатель святителя Иоанна, ключарь воздвигнутого трудами владыки кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» в Сан-Франциско протоиерей Петр Перекрестов, в составленной им на основе воспоминаний различных современников святителя книге приводит следующий рассказ: «Одним из самых значительных дел епископа Иоанна было учреждение приюта во имя св. Тихона Задонского († 1783), который, как и владыка Иоанн, очень любил детей. Беспризорные дети — это было первое, что поразило его по приезде в Шанхай… Владыка и сам подбирал больных и голодных детей, брошенных на шанхайских улицах. Узнав из газет, что в некоторых бедных кварталах города порой собаки растерзывают младенцев, брошенных в мусорные ящики, владыка Иоанн отправился туда в сопровождении Марии Александровны Шахматовой. Он заранее попросил ее достать ему две бутылки китайской водки и, когда открыл ей, куда они идут, очень напугал ее, так как было известно, что там могут убить кого угодно. Тем не менее, она сдалась на уговоры молодого епископа и пошла с ним по темным улицам, где жили пьяницы и всякие темные личности. Дрожа, она сжимала две бутылки; вдруг они услышали, что в дверном проеме что-то бормочет пьяный, а в мусорном баке слабо стонет ребенок. Когда владыка направился к ребенку, пьяный угрожающе подался вперед. Тогда епископ Иоанн повернулся к Марии Александровне и попросил у нее бутылку. Подняв в одной руке бутылку и показывая на младенца другой рукой, владыка без слов дал понять, что он предлагает «сделку». Бутылка оказалась в руках пьяного, а Мария Александровна Шахматова взяла ребенка. С наступлением ночи владыка Иоанн вошел в приют, принеся с собой двух малышей. Такое бесстрашие можно было стяжать только ценой сильной духовной брани» (Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья / Сост. Прот. Петр Перекрестова. 3-е изд., испр. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. С.64).



Еще одним служением, которое сближает двух святителей, являлись дела благотворительности. Иоанн Тобольский активно занимался ими, создав около двадцати богоделен. Летописец свидетельствует о личных качествах владыки: «Был тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив». Святитель часто навещал каторжников в тюрьмах, молился за них, утешал и давал деньги на пропитание. К себе на обед приглашал горожан и особенно нищих, занимая их за столом душеспасительными беседами, так как обладал даром слова. Он вел себя так сообразно евангельскому завету: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздается тебе в воскресение праведных» (Евангелие от Луки, 14:12–14).


 


Благотворительностью занимался и Иоанн Шанхайский. Кроме организации домов-приютов, святитель заботился о русских беженцах, волею судеб оказавшихся оторванными от Родины. Спасению своих жизней святителю обязаны не только покинувшие Россию в период гражданской войны эмигранты, но и многие иноплеменники (азиаты, европейцы, американцы), которых владыка спасал от неминуемой голодной смерти, тяжелых болезней и отчаяния. Он посещал тех, кто жил в лагерях для беженцев, — например, в Триесте, где собралось около четырех тысяч человек, среди которых было шестьсот русских и две тысячи православных болгар, сербов, румын и албанцев. «Беженцы встретили владыку с особенным энтузиазмом, видя в нем своего действительного пастыря и руководителя и глубоко веря, что с Божьей помощью, заботами владыки Иоанна все неудачи, все неурядицы — все будет приведено к благополучному концу».

Жития обоих святителей свидетельствуют об исцелении множества болящих по молитвам подвижников перед Престолом Божием. Особый их дар заключался в причащении душевнобольных. Известно, что при виде Иоанна Шанхайского они успокаивались и с благоговением причащались. Душевнобольным и страждущим от нечистых духов помогал Иоанн Тобольский. Первое чудо, записанное после его кончины, связано с чудесным исцелением молодой сумасшедшей женщины, которая приехала за исцелением в Тобольск ко гробу святителя после его неоднократного явления ей во сне (1798 г.).


Подвижническая жизнь святых была полна скорбей и различных искушений. В ее конце обоих святителей оклеветали и подвергли суду. Но они признаны невиновными в совершении вменяемым им преступлений.


Святитель Иоанн Тобольский был оклеветан и едва не пострадал во время открытия в 1708 г. измены гетмана Мазепы Петру I. Мазепа оклеветал святого перед царем, представив черниговского архиепископа своим сторонником. К властям был послан казак с подложными «тайными» письмами Мазепы на имя Иоанна и еще некоторых верных царю людей. По приказу Петра I провели тщательное расследование, и святитель был оправдан.


Преследованиям подвергся и святитель Иоанн Шанхайский, во время своего пребывания на американской кафедре. Архиепископ был обвинен в финансовых нарушениях при строительстве кафедрального собора в Сан-Франциско и оказался на скамье подсудимых. Активно против пожилого святителя выступал Американский Союз Церквей, состоящий в основном из представителей протестантских деноминаций. Они также обвиняли святителя в том, что он «ведёт переговоры с Греческой и Сербской Церковью…чтобы перейти в одну из них…и для этой-то цели и стремится завладеть имуществом Скорбященского собора…», а также, что «вл. Иоанн окружил себя людьми с коммунистическим прошлым». На судебном процессе владыка Иоанн был поддержан частью архиереев. Рассмотрение дела в суде Сан-Франциско закончилось в 1963 г. полным оправданием владыки. Когда святого спросили, кто был виноват в этой смуте, он коротко ответил: «дьявол».


Праведная кончина обоих святителей также схожа. Иоанн Тобольский, отслужив литургию, устроил затем трапезу для духовенства и нищих, за которой сам прислуживал гостям. После чего удалился в свои покои, в которых на следующее утро был обнаружен умершим в молитвенном положении на коленях перед Ильинской Черниговской иконой Божией Матери. «Утром 10 июня, когда пришло время звонить к утрене, за благословением ко внутренним комнатам подошел чередной; на осторожный стук в дверь ответа не последовало. У закрытых дверей собралось духовенство, приехал губернатор и, предчувствуя недоброе, приказал взломать двери. Митрополит, уже почивший, стоял на коленях. Вступившим в комнаты открылась картина блаженной смерти святителя Иоанна».



Кончина святителя Иоанна Шанхайского также была мирной и тихой. 2 июля 1966 г. во время архипастырского посещения Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной владыка отслужил Божественную Литургию и остался в алтаре еще часа три. Затем навестив духовных детей около собора, он проследовал в комнату церковного дома, где останавливался. Зайдя в комнату, находящиеся в доме люди услышали стук падающего тела и поспешили к нему. Умирающего владыку посадили в кресло, в котором он и отошел ко Господу.


Тело святителя Иоанна Тобольского долгое время не предавали земле, ожидая возвращения из миссионерской поездки митрополита Филофея, который должен был возглавить погребение. Несмотря на знойное лето, оно оставалось нетленным. В настоящее время святые мощи митрополита Иоанна почивают в Тобольском соборе в приделе, посвященном его имени.


Тело святителя Иоанна Шанхайского 6 дней лежало в гробу в жару, при этом никакого запаха не ощущалось и, по свидетельствам очевидцев, рука почившего оставалась мягкой. По своей кончине владыка Иоанн являлся некоторым своим духовным чадам во сне. Самое поразительное его явление, имеющее, пожалуй, церковное значение, было многолетней начальнице Свято-Тихоновского приюта М.А. Шахматовой. Он внушительно и твердо сказал ей: «Скажите народу, хотя я и умер, но я жив». Святитель погребен в усыпальнице под выстроенным им собором в Сан-Франциско.


Святителие Иоанне Тобольский и Иоанне Шанхайский, молите Бога о нас!


Трощинский Павел