Чудо Архангела Михаила в Хонех

19.09.2014
Пятница

 

«не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Исаия, 41:10)


Дорогие братья и сестры!


6 (19) сентября Святая Православная Церковь воспоминает удивительное событие, произошедшее во Фригии — Чудо Архангела Михаила в Хонех. Хотя со времени чудесной помощи Архистратига Божия прошло довольно много времени, однако Церковь помнит и чтит эту дату как напоминание нам о том, что Господь и великий сонм Его ангелов всегда и везде готовы прийти на помощь верующим в Него христианам.


Чудесная история такова: в одной местности Фригии (внутренняя историческая область на западе Малой Азии) находился храм во имя Архистратига Михаила. Около храма истекал целебный источник. Сам же храм был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архангелу за исцеление его немой дочери от источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что дочь его получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила.


К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники. Многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В святом храме на протяжении 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп (Херотопский), который в возрасте 10 лет пришел на поклонение в церковь и навсегда в ней остался. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни многих язычников он приводил к вере во Христа.


Вот как жил святой Архипп: «Одежда его была очень бедна: он имел только два вретища, т.е. грубые мешки с прорезями для головы и рук. Одно вретище он носил на теле, препоясавшись веревкой, а другим покрывал свою постель, устланную острыми камнями. Да и то, делал он это лишь для того, чтобы входившие в его жилище, не видели, что он спит на острых камнях. Изголовьем же для него служил небольшой мешок, наполненный тернием. Такова была постель блаженного подвижника. Так что, когда засыпая, он ложился на нее, то острые углы и колючки, конечно, не давали ему спать. Каждый год Архипп переменял свою одежду: тем вретищем, которое носил на теле, он покрывал свою постель, а которое было на постели, — надевал на себя. По прошествии года он опять переменял те вретища. Так, не имея покоя ни днем, ни ночью, Архипп умерщвлял свое тело и соблюдал душу от вражиих сетей. Проходя столь тесный и прискорбный путь жизни, блаженный пономарь, взывая к Богу, молился: «Не попусти мне, Господи, порадоваться на земле суетною радостью, да не увидят глаза мои никаких благ мира сего, и пусть не будет для меня никакой отрады в сей временной жизни. Исполни, Господи, очи мои слез духовных, дай сокрушение в сердце моем, и благоустрой пути мои, дабы мне до конца дней моих умерщвлять плоть мою и поработить ее духу. Какую пользу принесет мне сия бренная плоть моя, созданная из земли? Она, как цветок, утром расцветает, вечером же засыхает! Но дай мне, Господи, усердно трудиться над тем, что полезно для души и для жизни вечной».

Наличие храма рядом с живущими язычниками постоянно возбуждало в них ненависть к святыни и к преподобному Архиппу. Они неоднократно покушались на храм и жизнь пономаря. Однако все попытки уничтожить храм и убить святого оставались безрезультатными. «Однажды нечестивцы, собравшись во множестве, говорили между собой: „Если мы не засыплем землею сей источник и не убьем того человека, одетого в рубище, то все боги наши будут совершенно унижены из-за исцеляющихся там“. Вслед затем они пошли, чтобы засыпать землею чудотворную воду и убить блаженного Архиппа. Подойдя к святому месту с двух сторон, — одни из них устремились к церкви и к источнику, а другие поспешили к жилищу блаженного, чтобы убить его. Но Господь, пекущийся о судьбе праведных и не дающий их в руки грешников, сохранил Своего раба от тех убийц: внезапно у них омертвели руки, так что они не могли ими и дотронуться до преподобного. От воды же явилось необыкновенное чудо: как только нечестивые приблизились к источнику, тотчас вышел из воды огненный пламень и, устремившись на беззаконных, отогнал их далеко от источника. Таким образом, беззаконники бежали со стыдом от источника и от преподобного Архиппа, не причинив ему никакого зла».
И вот языческие жрецы придумали хитроумный план, реализовав который они бы навсегда смогли стереть с лица земли церковь и погубить преподобного Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Десять дней трудились безумцы. Огромные потоки воды должны были с легкостью снести церковь и затопить находящихся в ней людей. Еще мгновение и от храма не осталось бы даже малого камня. Спасти святыню от гибели не было ни какой человеческой возможности. Трагедия должна была привести к ее полному разрушению.


В это время святой Архипп слезно и с верою молился Богу, взывая о помощи. Стойко и мужественно, веря Господу перед лицом смертельной опасности, блаженный взывал: «Не отойду от сего места, не уйду из церкви, но даже и умру здесь, если Господь попустит потопить сие святое место».



И Господь услышал свое раба: Он послал верного Архистратига Михаила, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом, храм был спасен.


Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Преподобный Архипп скончался в 70-ти летнем возрасте. Верующие погребли его на том же самом месте, которое за вышеупомянутое чудо названо «Хони», т.е. погружение, потому что там воды погрузились в камень.

О чем же нам, современным христианам, говорит это чудо, ежегодно празднуемое святой Церковью? В первую очередь о том, что Господь всегда рядом с человеком в любых даже казалось бы самых безнадежных, угрожающих жизни обстоятельствах. Не нужно малодушничать, унывать, срываться на гнев и раздражение, а нужно приучить свое сердце к молитве. Именно в момент крайнего испытания проявилась вера преподобного Архиппа: он не кричал, не бегал от ужаса, а с верою и упованием молился Богу. И к такому состоянию молитвенного предстояния перед Творцом он шел долгое время путем очищения своей души от тщеславия и гордыни. Господь спас церковь и христианские жизни от гибели, от поругания язычников. Господь всегда и везде рядом. «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» — говорит нам Господь (Исаия, 41:10). «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Исаия, 49:15). «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Исаия, 43:2). Господь всегда будет с христианином по непреложному Своему обетованию: «И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф, 28:20).

Мы боязливы, маловерны, злы и бессердечны. Боимся пойти за Христом, доверить Богу свою жизнь. Это значит, что в нас нет любви к Нему, ибо «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин., 4,18). Мы боимся потерять работу, остаться без материального дохода, боимся заболеть, боимся бедствий, смерти. Мы боимся идти за Христом, мы не доверяем Богу. Нам кажется, что заработав деньги, купив квартиру, защитив диссертацию, поднявшись вверх по карьерной лестнице, мы создадим себе материальную базу, «подушку безопасности» и тогда душа наша, по примеру безумного евангельского богача, будет в покое и радости наслаждаться «безопасной и стабильной жизнью». В таких планах нет места Христу. Получив очередное материальное благо, наша душа не успокаивается, а наоборот начинает еще сильнее метаться от нападающих на нее бесов страха. Ни деньги, ни квартира, ни высокий статут не дадут нам покоя, а только жизнь во Христе успокоит нашу мятущуюся душу.


Если сердце наше будет жить Богом, то в нем не будет места страхам. «Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская…Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль» (Пс. 45, 2, 3, 12). «Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста» (Пс. 22,4). «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Пс.26,1).


По слову великого апостола Павла: «Если Бог за нас, кто против нас? …ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:31-39).



Какие страхи могут быть у христианина, в сердце которого живет Христос? Разве страх совершить грех и тем причинить страдание распятому за нас Господу?! Святые мученики шли на ужасную смерть ради Христа. Преподобные и богоносные отцы не имели ни какой «подушки безопасности», а все свое упование возлагали на Христа. Разве можно представить, чтобы святой Иоанн Шанхайский создавал себе материальную базу «на всякий случай»? При этом он спасал тысячи людей от голодной смерти. Святой праведный Иоанн Кронштадтский через свои руки пропускал миллионы царских рублей, но все они безостановочно утекали на благотворительные цели. А по своей кончине у святых не оставалось ни чего, кроме добрых дел и спасенных человеческих жизней.



Человек, возложивший все упование на Бога, ни когда не будет посрамлен. Господь очень категоричен и требует от нас полного доверия к Себе: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16. 24–25). «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф.10:37, 38).


Мы тянемся к Богу, стараемся жить согласно Его заповедям. И душа в эти редкие моменты успокаивается. Страх уходит. Внутри становится тепло и мирно. Но вдруг мысли опять начинают погружаться в суету и бесы возвращаются в уже «убранное» место. Нам становится тяжело и страшно. Но надо всегда помнить слова Спасителя: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк., 9:62) и с твердой решимостью не боясь ни чего идти за Ним.



Свое погружение в суету мы часто оправдываем необходимостью кормить семью, создавать благоприятные условия материальной жизни для домашних. Да, христианин обязан трудиться и заботиться о своих ближних. Но зачастую наша работа превращается в непрекращающуюся гонку за деньгами и положением в обществе. В результате страдают наши близкие, о которых мы так «заботимся». Господь с грустью говорит нам, погруженным в мирские проблемы: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».


Нужно всецело довериться Богу. Нужно жить Богом. И тогда в нашем сердце не будет ни каких страхов. Там где Христос, нет боязни даже перед лицом самых страшных испытаний. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф., 11:28). Доверившись Христу, мы вместе с апостолом Петром обязательно воскликнем: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17, 4). А все остальное приложится. Верим, что в скором времени по молитвам преподобного Архиппа на территории Московского Кремля восстановят разрушенный в декабре 1929 года прекрасный Чудов монастырь, основанный митрополитом Киевским и всея Руси Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека, прозревшей молитвами святителя Алексия. Чудов монастырь — жемчужина архитектуры Московского Кремля — был назван так в честь празднуемого нами ныне Чуда Архистратига Божия Михаила в Хонех.




«Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил» (Тропарь, глас 4).