Властительница детских душ
04.03.2016Пятница
Ещё совсем недавно ни о Лидии Алексеевне Чарской , ни о её творчестве большая часть отечественных читателей ничего не знала. Однако в 90-е годы ХХ века в России стали вспоминать забытые имена. И среди тех, кто вновь вернулся из небытия к читателям, была несправедливо оболганная собратьями по перу, а затем и деятелями из Наркомпроса, замечательная русская писательница Лидия Алексеевна Чарская.
Попытаемся с помощью исследователей творчества
Л. И. Чарской , а также некоторых её современников окунуться в волны творческой жизни писательницы и как бы заново вспомнить пройденный ею путь.
Нам не очень много известно о жизни Лидии Алексеевны Чарской. Даже дата рождения писательницы не совсем точна. Официально считается, что Чарская родилась 19 января 1875 года. Сама она говорила, что родилась в 1879 году. А на одном из сайтов юбилейных дат было отмечено, что именно в 2013 году отмечается 140 лет со дня рождения писательницы. Одно несомненно — в 2012 году исполнилось 75 лет со дня её смерти (1937 г.). 18 марта 2012 г. на могиле Чарской (Смоленское кладбище
Молодая писательница буквально ворвалась в русскую литературу в 1901 году, когда были опубликованы её дневники «Записки институтки». И с этого момента она сразу стала властительницей сердец и умов многих девочек, барышень и даже мальчиков, учащихся гимназий и реальных училищ. В увлечении творчеством Л. Чарской признавался и будущий детский писатель, автор «Республики ШКИД», Л. Пантелев (
Настоящая фамилия Чарской — Воронова. Она родилась в семье военного инженера полковника Алексея Александровича Воронова, очень рано лишилась матери. После того, как отец вторично женился, Лиду Воронову в 1886 г. отвезли в Петербург, где поместили в закрытое учебное заведение для
«Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «За что? Моя повесть о себе» — первые повести, покорившие детскую и юношескую аудиторию России. А следом, казалось, бесконечным потоком хлынули новые повести, стихи, рассказы, сказки, пьесы. При этом они были рассчитаны на разный возраст: для малышей, подростков, юношества. Не остались без внимания писательницы и взрослые читатели[1]. И каждое произведение ждал потрясающий успех. В 1913 году журнал «Задушевное слово» писал: «В истории новейшей детской литературы, на наших глазах произошёл факт совершенно необыкновенный: появилась писательница, которая буквально заполонила сердца юных читателей, стала их кумиром., писательница, произведениями которой дети всех возрастов положительно зачитываются, писательница, которую они ставят рядом с величайшими корифеями русской художественной литературы».
Чарская считается автором, по одним источникам, более 80, по другим, 160 повестей и романов.[3] Её произведения печатались в Москве и Петербурге различными типографиями и издательствами. Помимо издательства товарищества
Положительную оценку творчеству
Сама
И
[6]. Современник К. Чуковского критик В. Русаков в своей брошюре «За что дети любят Чарскую?» (1913) назвал тон статьи Корнея Ивановича «нелитературным и лишённым элементарной порядочности».
В связи с несправедливой критикой творчества Чарской при её жизни современный литературовед С. Коваленко пишет: «Лидии Чарской удивительно не повезло с критикой, не захотевшей (или не сумевшей) её понять. Резко критические оценки нарастали как бы пропорционально её успеху у юных читателей. Феномен Чарской вызывал недоумение». Критики были недовольны тем, что «дети обожают Чарскую»[7].
В отчётах библиотек Российской империи библиотекари отмечали повышенный интерес к произведениям
В чём же
Творчество
В 1920 г. вышла «Инструкция
На прошедшем в 1934 г. Первом съезде писателей СССР
И лишь один писатель пытался защитить Л.Чарскую от клеветы и нападок —
Ещё большую дерзость — хотя, конечно, после Л.Толстого и не новую, — учинила Чарская, показавши, как и сами взрослые воспитываются и исправляются детьми. И если дети всё это восприняли по наивности своей не как дерзости, а как высокую художественную и житейскую правду, то этих двух дерзостей педагоги и родители не могли и не могут простить Чарской»[9]. Лидия Алексеевна была весьма признательна Ф. Сологубу за оценку её таланта. Однако редакция «Звезды» статью отвергла.
А дети, несмотря ни на что, продолжали читать Л. Чарскую. Известные советские писатели В. Панова, Б. Васильев, Л. Пантелеев уже в
В послереволюционный период Чарской более не дали публиковаться, её «убили», лишив сначала творческой деятельности, а потом и физически, оставив без
Великая Отечественная война нанесла большой урон частным книжным собраниям. Особенно пострадали частные коллекции в блокадном Ленинграде, когда, чтобы согреть хотя бы кружку воды, люди сжигали и мебель, и книги. Да и при эвакуации можно было взять с собой только жизненно необходимые вещи. О сохранении книг тогда мало кто мог подумать. Поэтому после окончания войны
Невозможно было предположить, что книги Л.А. Чарской обретут новую жизнь, однако это случилось. В начале 90-х годов издательства Москвы, Ленинграда, Саратова, Иркутска, Риги и других регионов ещё СССР вдруг начали издавать повести, рассказы, сказки Чарской, а читатели сначала с любопытством, а потом и с интересом стали их читать[11].
К сожалению, надо заметить, что круг издаваемых в этот период книг Чарской довольно ограничен — «Записки институтки», «Сибирочка», «Счастливчик», «Княжна Джаваха», «Один за всех» и ещё
Правда, с самого начала появилось некоторое недоумение. Издательство заявляет об издании полного собрания сочинений, но при этом не сопровождает его соответствующим научным аппаратом,
Иначе, чем можно объяснить, что в первый том этого собрания сочинений была включена повесть «Волшебная сказка» (здесь — «Ледяной дворец»), опубликованная в 1915 г., а не первое произведение
Данное собрание сочинений, состоящее из 54 книг (томов), по ряду причин не получилось полным, хотя включает в себя большую часть литературного наследия Чарской. Непонятно только, с какой целью были переименованы оригинальные названия ряда повестей писательницы. Так, «Записки институтки» стали «Павловскими затворницами», «Лесовичка» — «Тайной старого леса», «Люда Влассовская» — «Выпускницей», «Волшебная сказка» — «Ледяным дворцом», «Газават» — «Грозой Кавказа», «Один за всех» — «Святым отроком»
Однако каждая из этих стилистик заключает в себе свойства живой речи своего времени, а через это — формы восприятия мира, способы его осмысления и познания, присущие людям того или иного культурного периода. … Благодаря её [Чарской] перу сохранилась одна из стилистик родной речи конца ХIХ — начала ХХ века, одна из сторон русской культуры последних десятилетий существования Российской империи. И будем благодарны писательнице за этот бесценный дар»[13]. Итак, можно сказать, что данное собрание сочинений
Кроме
Возникает вопрос, насколько интересно читать произведения Чарской современному читателю? Исходя из личного опыта работы как с
Главный редактор издательства «Лепта Книга» О. Голосова в своём интервью на сайте «Православие и мир» ещё раз обратила внимание на то, что никто до Чарской в русской литературе так проникновенно не говорил с подростками. Никто так не говорил и после, включая советских классиков. Мало кто и сейчас с такой убедительностью, любовью и пониманием говорит с подростками о личной вере, о первой любви, о жажде подвига.
Книги Л. Чарской и перед современным подростком открывают истинную красоту мира, глубину чувств, широту горизонта, подсказывая решения жизненных конфликтов.
Стоит заметить, что современные кинематографисты не оставили без внимания интерес публики к произведениям
Думается, что отечественное литературоведение сделает следующий шаг в изучении творчества
Материалы о творчестве Л.А.Чарской
1. Агафонова Н.С. Проза А. Вербицкой и Л. Чарской как явление массовой литературы: Дис… канд. филол. наук. — Иваново, 2005. — 153 с.
2. Арзамасцева И., Кузнецова Н. Чарская Лидия Алексеевна // Кузнецова Н. и др. Детские писатели. — М.: Баллас — С-Инфо, 1995. — 154-155.
3. Борисов П. Родители, наставники, поэты. — Изд. 2-е. — М., 1969. — С. 82.
4. Васильев Б. Летят мои кони // Васильев Б. Избранное. В 2 т. — М.: Худ.лит., 1988. — Т. 2. — С. 39, 40.
5. Данько Е. О читателях Чарской // Звезда. — 1934. — № 3.
6. Евстафьева А.В. Творческая судьба Л.А. Чарской в контексте массовой литературы начала ХХ века // Филологические записки: Мат. герценовских чтений / РГПУ им. А.И. Герцена. — СПб., 2005. — С.31-35.
7. Ерёмина Е. [Послесловие] // Чарская Л. Три слезинки королевы. — М.: Семья и школа, 1993. — С. 65.
8. Исмагулова Т. Реальная и мифологическая биография Лидии Чарской // Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства. — М.: ОГИ, 2003. — С. 201-210.
9. Казюлькина И. Для любознательного читателя. Колдовские чары Лидии Чарской // Чарская Л.А. Сибирочка: Повесть. — М.: Оникс, 2011. — С. 5-10. — (Б-ка младшего школьника)
10. Коваленко С. Феномен Лидии Чарской // Чарская Л. Записки институтки. — М.: Республика, 1993. — С. 372-379.
11. Маршак С.Я. Воспитание словом. — М.: Сов. писатель, 1964. — С. 29, 331-335, 383-385.
12. Масловская З. Наши дети и наши педагоги в произведениях Чарской // Русская школа. — 1911. — № 9. — С. 102-124.
13. Матвеева А.С. Стиль сказочной прозы Лидии Чарской: Дис… канд.филол.наук / Моск. пед. гос. ун-т. — М., 2004. — 209 c.
14. Невинская И. Чарская (псевдоним, наст. фамилия — Чурилова) Лидия Алексеевна // Русские детские писатели ХХ века. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 481-484.
15. Никоненко С. Волшебные сказки Лидии Чарской // Чарская Л. Волшебная сказка. — М.: Пресса, 1994. — С.5-10.
16. Панова В. Заметки литератора. — Л.: Сов. писатель, 1972. — С. 149-151.
17. Панова В. Ещё о книгах моего детства // Вечные спутники. — М., 1983. — С. 86-87.
18. Пантелеев Л. Как я стал детским писателем // Пантелеев Л. Собр. соч. В 4 т. — Л.: Дет. лит., 1983-1985. — Т. 3. — С. 316.
19. Полонская Е. Та самая Чарская // Нева. — 1996. — № 12.
20. Приходько В. Магия чуда // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 12. — С. 76-83.
21. Приходько В. «Скачи, мой конь, во весь опор…» // Чарская Л. Смелая жизнь. — М.: Дет. лит., 1991.- С. 5-10.
22. Путилова Е. Лидия Чарская и её книги // Чарская Л. Повести. — Л.: Дет. лит., 1991. — С. 5-18.
23. Путилова Е. О забытых именах, или О феномене Чарской // О литературе для детей. Вып.32. — Л.: Дет. лит., 1982. — С.73-88.
24. Русаков В. За что дети любят Чарскую? — СПб.: М.: Изд. т-ва М.О. Вольф, 1913. — С. 6, 32-33, 38.
25. Сеф Р.С. [Предисловие] // Чарская Л.А. Сказки голубой феи. — М.: Центр общечел.ценностей, 1994. — С. 5.
26. Стрелкова И. Тайна Лидии Чарской // Чарская Л. Сибирочка. Записки гимназистки. — М.: Дет. лит., 2006. — С. 5-10.
27. Трофимова Е. «Гордая и смелая мечта» Лидии Воронской // Чарская Л.А. На всю жизнь: Юность Лиды Воронской. — М.: Городъ: Паломникъ, 2008. — С. 5-16: ил.
28. Трофимова Е. О книжных новинках женской русской прозы // Преображение. — 1995. — № 3.
29. Феона И., Капелюш М. Воспоминания о Чарской // Нева. — 1998. — № 3. — С. 231.
30. Фриденберг В. За что дети любят и обожают Чарскую? // Новости детской литературы. — 1912. — № 6. — С. 5.
31. Чарская (Чурилова, урождённая Воронова) Лидия Алексеевна (1875-1937) — русская писательница: [Послесловие] // Чарская Л.А. Галина правда: Сказки. — М.: Добрые книжки, 2008. — С. 157-158: портр.
32. Чуковский К.И. Лидия Чарская // Чуковский К.И. Сочинения. В 2 т. — М.: Правда, 1990. — Т. 1. — С.430-440.
33. Шацкий Е.О. Нравственно-эстетическое своеобразие и актуальность творчества Лидии Чарской: Дис… канд. филол. наук / Моск. гос. ун-т им. М.А. Шолохова. — М., 2010. — 179 с.
34. Шеваров Д. Жила-была фея // Освещённые солнцем. — М., 2004. — С. 334-338.
35. Щеглова Е. Возвращение Лидии Чарской // Нева. -1993. — № 8. — С. 268, 270, 272.
Материалы взяты из обзора литературы, содержащегося на диске,
прилагаемом к книге «Словесных рек кипение и шорох…». – М., 2015.
Книги Лидии Чарской можно найти в приходской библиотеке
[1] Известны сборники рассказов «Проблемы любви» (1903, 1904), «Как любят женщины» (1904), романы «Право сильного» (1904), «К солнцу» (1906), «Солнце встанет» (1907), «Песни земли» (1913), «Вакханка» (1917) и др. Произведений для взрослых сохранилось меньше, чем детских, т. к. их тиражи были не столь велики и качество изданий было намного хуже, чем у детских книг. Кроме того, если в детской литературе Л.Чарская была особым явлением, то во взрослой, по мнению некоторых критиков, — романисткой одной из многих.
[2] Бульварная любовная литература превозносит порок, смакует сладострастие. У Чарской даже наиболее откровенное произведение для взрослых «Вакханка» носит назидательный характер, писательница старается показать читателю, к чему может привести нарушение божественных заповедей «не прелюбодействуй», «не укради».
[3] Полной библиографии произведений Л.А. Чарской нет. Н. Киселёвой по каталогам РГБ и РНБ была составлена библиография произведений Чарской, издававшихся в 1902-1918 и в 1990-2008 гг. См. сайт: www.az.lib.ru
[6] См.:Чуковский К.И. Собрание сочинений. В 15 т. — М.: Терра-Книжный клуб, 2001. — Т. 2 или Сайт: www.chukfamily.ru
[7] Коваленко С.А. Феномен Лидии Чарской: [Предисл.] // Чарская Л.А. Записки институтки. — М.: Республика, 1993..
[8] Подтверждение патриотических убеждений Л.А. Чарской читатель найдёт в её историко-героических произведениях «Один за всех», «Евфимия Старицкая», «Желанный царь», «Светлый воин», «Смелая жизнь», «Грозная дружина», «Паж цесаревны» и др.
[9] Сологуб Ф.К. Статья о Лидии Чарской // ИРЛИ. Архив Ф.К. Сологуба (Тетерникова), ф. 289, оп.1, ед.хр. 571 (Цит.по: Сайт www.funeral-spb.ru)
[11] Между тем, появление книг Л. .Чарской на прилавках книжных магазинов не обошлось без критики в духе К.И. Чуковского (См. ст. Е. Щегловой в журн. «Нева» (1993, № 8) «Возвращение Лидии Чарской»). Правда, в 2006 г. точка зрения критика претерпела кардинальные изменения. (См. рец. Е. Щегловой на книгу Е.О. Путиловой «Детское чтение для сердца и разума» (СПб., 2005) в журн. «Нева» (2006, № 8) «Ах, не растёт маслины ветка…»).