4-я седмица Великого поста. Пр. Иоанна Лествичника

13.03.2018
Вторник

Пустынный житель и в телеси Ангел/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления<


Тропарь, глас 1


На высоте Господь воздержания истинна тя положи,/ якоже звезду нелестную, световодящую концы,// наставниче Иоанне, отче наш


Кондак, глас 4


 Дорогие братья и сестры!


Время Великого поста, как и всей нашей земной жизни, летит чрезвычайно быстро. Еще совсем недавно мы проходили подготовительные седмицы о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде. Затем читали покаянный канон Андрея Критского и отмечали Торжество Православия, праздновали память святителя Григория Паламы, поклонялись Животворящему Кресту Господню. Не успели оглянуться и вот, прошла половина поста. А некоторые из нас так еще и не принесли плодов, достойных покаяния.


Именно в это время Святая Православная Церковь на четвертой седмице Великого поста мудро установила празднование памяти святого подвижника горы Синай Иоанна Лествичника, своей жизнью явившего пример истинного стремления христианина к изменению своего внутреннего человека, соединению со Христом. Не случайно, что отмечая память преподобного, мы еще более связываем в своем сознании пост с покаянием. Святой Иоанн назван Лествичником в честь своего главного сочинения «Лествица или Скрижали духовные», которое должно стать одной из настольных книг не только православных монахов, но и мирян.



Священник Всеволод Шпиллер (1984☦) отмечал, что посвящение одного воскресения Великого поста памяти прп. Иоанна произошло о того, что

«…он учит нас восхождению, он говорит, что оно возможно. Вот по этой лествице иди, вот так и так борись со своими страстями, и ты взойдешь на ту высоту, на которой будешь святым! Поэтому Церковь в это воскресенье, предпоследнее в Великом посте, ставит нас перед образом Иоанна Лествичника. И сразу же после него пред нашим духовным взором ставит Марию Египетскую — на этой неделе будет стояние Марии Египетской, вслед за чем будет прославление, похвала Богородицы. Потому что, по этой лествице если будешь восходить, то можешь дойти до состояния Марии Египетской, поднявшейся из глубины своего падения и ставшей так высоко, что она могла во время молитвы стоять в воздухе над землёй!


А затем — Похвала Богородицы: так высоко может человек взойти, что женщина может стать Матерью Божией, что она, Приснодева Мария, достойна дать плоть человека Самому Богу, воплощающемуся от Неё — нашей славы, славы всего человеческого рода. В такой осиянности проходит Великий пост…


Вот к чему может привести настоящее покаяние!»



Преподобный Иоанн не возлагал на себя каких-то особых подвигов воздержания: питался скромно, только для поддержания сил в утружденном бдениями организме. Также умеренно относился и ко сну, предаваясь ему лишь сколько требовалось для восстановления духовных и физических сил. Рассуждение, растворенное в молитве, не только помогло прп. Иоанну избежать непосильных крайностей, но и достичь высоких духовных ступеней, путь по которым он описал в своей безсмертной «Лествице».


О сказанном выше так пишется в житие святого:

«Вкушал он всё, что не возбранено иноческим обетом, но вкушал в крайне малой мере. И вкушением всего премудро сокрушал он кичливость, ибо он все ел, чтобы ум не превозносился постничеством, а малостью вкушаемого смирял госпожу и мать сластолюбивых страстей, т. е. объедение, самое скудостью трапезы взывая ей: „Умолкни, перестань“»



Святой с такой же мудрой рассудительностью относился и к духовной жизни. Он предостерегал от стремления творить чудеса, видеть ангелов, передвигать горы. Главное для человека, считал он, видеть свои грехи и раскаиваться в них:

«Мы не будем обвинены, о братия, при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих» (Лествица, 7:70).


Благодаря своей подвижнической жизни святой Иоанн стал образцом добродетели для окружавших его иноков и врачом душ и телес приходящих к нему за советом людей. Он избегал мирской славы, осуждения ближнего, многоглаголания. Так, однажды, некоторые из его недоброжелателей, движимые завистью к его талантам, назвали преподобного пустословом. И он взял обет молчания, и в течение целого года не говорил ни слова. Лишь после того, как его порицатели обратились в просителей и умоляли Иоанна говорить слова наставления, преподобный снова стал проповедовать. Святой не только описал лестницу спасения, но в действительности прошел по её ступеням.



Высота духовной жизни, на которую поднялся прп. Иоанн, способствовала ему в простой и доходчивой форме изложить сложнейшие вопросы спасения человеческой души. Составленная им 13 веков назад «Лествица», по-прежнему, остается одной из самых читаемых книг у православных христиан.


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (2006☦) в своей проповеди говорил:

«Не правда ли, братия и сестры, что творение, в коем содержатся такие редкие духовные опыты и такие превосходные душеспасительные советы, стоит того, чтобы обратить на него внимание и прочесть его, хотя из любознательности, в сии дни поста и покаяния? Кто может сделать это и не сделает, тот накажет сам себя, ибо лишит душу свою пищи самой здоровой и сладкой».


«Лествица» оказала огромное влияние на Киево-Печерский патерик, сочинения прп. Феодосия Печерского, послание монаха Иакова ростовскому князю Дмитрию Борисовичу и т. д., на духовную деятельность прп. Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Нила Сорского. «Лествица» занимает особое место в трудах прп. Паисия Величковского, прп. Амвросия Оптинского, прп. Феофана Затворника и др.



«Лествица» любима не только монахами и простыми мирянами. Её читают и великие, талантливые люди. По свидетельству современников (доктора А. Т. Тарасенкова), глубоко религиозный Н. В. Гоголь в последние годы жизни не расставался с ней (хотя начал читать её многим раньше). Герой его рассказа «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин обязан своим именем и особенностями характера одному из персонажей «Лествиницы» — святому Акакию Савваиту, современнику Иоанна Лествичника (греческое имя Акакий означает «кроткий», «незлобивый», лишенный «заслуживающей наказания вины»). Святой Акакий был учеником у старца «весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава», который «мучил его ежедневно не только укоризнами и ругательствами», но и побоями». Святой переносил все это со смирением и без ропота.

Гоголевский Акакий Акакиевич также был человеком чрезвычайно смиренного нрава и терпеливо нес тяжелое послушание в одном из департаментов Санкт-Петербурга. Он не заботился совершенно о своем внешнем виде, не замечал насмешек и издевательств сослуживцев, ответственно исполняя данные ему по службе поручения.

«В христианском контексте образ Башмачкина, — пишет С. О. Терещенко в статье „Житийная традиция в повести Н. В. Гоголя „Шинель“: диалог интерпретаций“, — соответствует традиционным образам христианской книжности, смирения, терпения, самоуничижения героев житийной литературы, подражающих в этом Христу».

В заключении настоящей статьи, посвященной преподобному и богоносному отцу нашему Иоанну Лествичнику, приведем лишь некоторые его мысли из безсмертной «Лествицы», которые, надеемся, понудят благочестивого читателя прочитать её полностью:



«Невозможное для человеков дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни» (Лествица, 6:24);


«Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их» (Лествица, 9:15);


«За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает» (Лествица, 10:9);


«Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое» (Лествица, 10:11);







«Бесы, по утверждению некоторых, ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело» (Лествица, 15:35);


«Победивший страсть сребролюбия отсек попечения, а связанный ею никогда не молится чисто» (Лествица, 16:7);


«Нестяжание есть отложение земных попечений, беззаботность о жизни» (Лествица, 17);


«Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием» (Лествица, 22:38);


«Часто падение исправляло лукавых, невольно даруя им спасение и незлобие» (Лествица, 24:33);







«Кто просит от Бога меньше того, чего он достоин, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит» (Лествица, 25:56);


«Все, просящие чего-нибудь у Бога и не получающие, без сомнения не получают по какой-либо из сих причин: или потому что прежде времени просят, или потому что просят не по достоинству и по тщеславию, или потому что, получивши просимое, возгордились бы или впали в нерадение» (Лествица, 26:60);


«Ищущий земной славы не получит небесной» (Лествица, 26:219);


«Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть» (Лествица, 27:11);


«Безмолвие есть непрерывная служба Богу и предстояние пред Ним» (Лествица, 27:60);






Преподобный отче наш Иоанне, моли Бога о нас!

P.S.


«Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет и делает веселыми, радостными и беспечальными, то какого изменения не сделает присутствие Небесного Владыки, невидимо в чистую душу приходящего!» (Лествица, 30:16).



Трощинский Павел